И. Н. Крамской. Два портрета Л. Н. Толстого

Алина Алексеева-Маркезин
      Крамской Иван Николаевич.Портрет Л. Н. Толстого.1873 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.Холст, масло 98 х 79,5 .Второй портрет из Ясной Поляны.

       Предыстория работы над портретом очень увлекательна. Павел Третьяков задумал собрать галерею портретов людей, кем гордится Россия. Разумеется, ещё при жизни ставшей легендарной фигура великого писателя должна была быть увековечена на холсте, однако, Толстой долго не давал согласия.

   Тогда счастья решил попытать Крамской, тем более что жил он тогда недалеко от имения Ясная Поляна. Добравшись до имения, художник нашёл писателя, колющим дрова. Простое облачение, длинная борода не сразу позволили признать барина.

   Разговорившись, Крамской то и дело возвращался к просьбе написать портрет, на что получал решительный отказ. В конце концов, художник объявил, что всё равно такой великий человек, как его собеседник будет воплощён в портрете только уже другими руками. Лев Николаевич знал картины Крамского и решил, что если уж без портрета никак, то пусть этот талантливый рассудительный художник станет его портретистом, но высказал одно условие – портрет он оставит себе.

   В итоге Крамской стал писать два одинаковых портрета параллельно, при этом работал над двумя работами с большим удовольствием. Сейчас один из них можно увидеть в Ясной Поляне, а другой уже более ста лет экспонируется в Третьяковке.
 
      В одном из своих писем к известному философу и публицисту Н. Н. Страхову Толстой пишет: «Уже давно Третьяков подсылал ко мне, но мне не хотелось, а нынче приехал этот Крамской и уговорил меня…».

       В портрете Толстого ярко проявился талант Крамского - психолога. Нейтральный фон полотна позволяет художнику сконцентрировать внимание зрителя на персонаже произведения. Художник мастерски передает сложный внутренний мир великого писателя.
 
        Взгляд Толстого полный холодного внимания и проницательности выдает в нем блестящего аналитика человеческих душ, способного понять и раскрыть жизненную суть. Крамской демонстрирует цельность натуры Льва Николаевича, непреклонную волю и могучий интеллект. Демократичность и национальный характер внешнего облика Толстого подчеркивает его близость к народу.

Два портрета Толстого.

            В большой зале усадьбы Толстого Ясная Поляна висит портрет писателя Л.Н. Толстого, созданный одновременно с портретом, ныне находящимся в Третьяковской галерее.Первый из живописных портретов Л.Н.Толстого.
Написан по просьбе С.А.Толстой для семьи писателя. По свидетельству членов семьи с натуры писались только лицо и руки, остальное - по памяти Комментарий: Одновременно Крамской работал над двумя портретами Толстого: для галереи П.М.Третьякова (для этого он и приехал в Ясную Поляну) и для семьи писателя. Меньший холст, т.е. портрет, хранящийся в ГТГ, был начат в четверг 6 сентября 1873г. (см. письмо Крамского Третьякову от 15.09.1873) и в 3 сеанса художник добился поразительного результата.

         После этого он начал писать больший холст, т.е. яснополянский портрет. 2-й портрет по мнению Крамского удался быстрее. Но в указанном выше письме Крамской признавался, что скоро и 1-й портрет он поправил настолько, что по общему отзыву он "стал лучше второго". По композиции портреты различаются. Кресло стоит по-разному: ГТГ - развернуто влево, Я.П. - развернуто вправо. В результате этого в варианте ГТГ корпус более развернут влево, чем в яснополянском, голова прямо, в яснополянском варианте она слегка наклонена к правому плечу. На яснополянском варианте руки у Толстого лежат чуть выше, поэтому видно обручальное кольцо на безымянном пальце левой руки. Подпись на портретах различается. ГТГ - справа внизу: "И Крамской 1873. Сентябрь" (буквы И и К переплетены)

     Критик В.В.Стасов писал о работе Крамского: "…Мастерская краска, талантливость могучего и поразительно прекрасного колорита тут вдруг откуда-то у него очутились и взяли такую неожиданную ноту, какие встречались у капитальнейших портретистов XVII века…"

            Много позднее В.И.Немирович-Данченко, вспоминая о первой встрече с Толстым, напишет: «Ну, конечно, впереди всего эти знаменитые орлиные глаза - глаза мудрого и доброго хищника. Самое удивительное в его внешности. Глаза, всякому внушающие мысль, что от них, как ни виртуозничай во лжи, все равно ничего не скроешь. Они проникают в самую глубь души. В то же время в самой их устремленности и остроте - ничем не сдерживаемая непосредственность. Это не зоркость умного расчета, а наоборот - простодушность в самом прекрасном смысле этого слова». Впервые эти глаза для России написал И.Н.Крамской.

 Вспоминая о встрече с Толстым весной 1905 года, А.И.Куприн писал: «Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микельанджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях». Но в начале нового века Толстой для всей России был гением мирового значения, и его, по определению В.И.Ленина, «мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника», были осознаны многими людьми отечества. Крамской уже в начале 1870-х годов, закончив работу над портретом и подводя своеобразный итог своим впечатлениям, отлившимся в живописную форму, пишет Репину: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает».

     В то же время близкие говорили о том, как похож, до иллюзии, портрет: «Смотреть страшно даже» (по словам жены Толстого) Репин также пишет: «Портрет его страшно похож».

          В этой работе Крамского - вся сущность реалистического социально-психологического портрета: такое отражение главного в характере, что, как говорил Белинский, «вам покажется, что зеркало далеко не так верно повторяет образ вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет уже не только портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но вся душа оригинала».