Ч. 5 Война на Средиземном море. Операция Pedestal

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/02/19/1966

Итальянцы и немцы были уверены, что, обладая превосходством в воздухе, они заставят сдаться гарнизон Мальты, подвергая остров ежедневным бомбёжкам и уничтожая конвои союзников, пытавшихся доставить осаждённым продовольствие, боеприпасы и технику.

С января 1941 по август 1942 года из 46 шести транспортов, направленных на Мальту, немцы и итальянцы потопили  25. Немецкие и итальянские самолёты удобно базировались на аэродромах Сицилии, Сардинии, Крита и Северной Африки.

Советское правительство обвинило англичан в том, что они перестали летом 1942 года посылать конвои в Мурманск, Архангельск и Молотовск, ссылаясь на большие потери во время полярного дня. Это было после разгрома конвоя PQ-17.

На самом деле, у тех была ещё одна серьёзная причина, которую они держали в тайне: им нужно было спасать Мальту, которую теперь могли снабжать только на подводных лодках. Если вспомнить оборону Севастополя, который тоже в конце обороны снабжали с помощью подводных лодок, то эффект от такой помощи был невелик.

Морское министерство предупредило Черчилля, что потеря Мальты будет катастрофой для Британской империи, после чего спасти Египет окажется невозможным.

 В Адмиралтействе разработали операцию под кодовым названием «Pedestal».  Гарнизон Мальты нуждался, прежде всего, в топливе. Англичане располагали единственным большим быстроходным танкером «Ohio», который передали им американцы. Команда на танкере была из англичан. На другие транспорты топливо погрузили в бочках.

Конвой состоял из 14 транспортов. Для его охраны прибыли корабли из метрополии. Это была ещё одна причина приостановки конвоев в Советский Союз, англичанам попросту не хватало кораблей для эскорта.

Ещё никогда такие силы не охраняли торговые суда: два линкора, три авианосца, семь крейсеров, 32 эсминца и семь подводных лодок.

Каждый капитан транспорта получил конверт с надписью: «Вскрыть в 08.00 10 августа». В нём находилась инструкция с личным обращением, подписанная первым лордом адмиралтейства. Одно это показывало, какую важность правительство придаёт операции.

Англичане провели большую работу по дезинформации противника и незаметному сосредоточению столь крупных сил. Корабли окрасили, как это делали итальянцы. Но скрыть проход кораблей через Гибралтар было сложно. Абвер и итальянская разведка тоже не спали. Действовали и шпионы, и разведывательные суда, и подводные лодки стран оси.

Получив сведения от разведок, немецкое и итальянское командование приняли меры со своей стороны. Сначала шла тайная война. Англичане, взломав код «Энигмы», выяснили, какие указания получили войска от фельдмаршала Кессельринга, который возглавил общее руководство.

В безлунную и туманную ночь на 10 августа боевые корабли англичан вышли незамеченными из Гибралтара. Об английской эскадре Кессельринг и командование итальянским флотом узнали во второй половине дня из донесений своих разведчиков и французов.

Дешифровка сообщений «Энигмы» позволяла британскому командованию знать о перемещениях и планах противника, но не обо всех. В 08.00 11-го августа немецкая подводная лодка U-73 под командой капитан-лейтенанта Гельмута Розенбаума четырьмя торпедами потопила авианосец «Eagle».

Авианосец затонул через восемь минут. Два эсминца и буксир подняли из воды 929 человек. Погибли 231 моряк и лётчик, все самолёты, за исключением четырёх истребителей, находившихся в воздухе. В числе самолётов, которые пошли на дно вместе с авианосцем, были 20 процентов истребителей, предназначенных для охранения конвоя.

Подводная лодка сумела скрыться от преследования. После захода солнца конвой атаковали 27 немецких пикирующих бомбардировщиков и три торпедоносца, базировавшиеся  на аэродроме в Сардинии. Но пробиться сквозь плотный зенитный огонь англичан им не удалось. Потеряв два самолёта, немцы вернулись на базу.

Но теперь уже их аэродром подвергся атакам  самолётов с авианосцев. Они уничтожили на земле несколько немецких самолётов, подожгли хранилища с топливом и повредили взлётную полосу.

В ночь на 12 августа английская разведка расшифровала сообщение, переданное по «Энигме», что два итальянских дивизиона крейсеров и 17 эсминцев вышли на перехват конвоя.

Англичане, будто по ошибке оператора, передали открытым текстом сообщение, что на поддержку конвоя вылетели тяжёлые американские бомбардировщики  B-24 Liberator, которых у них не было.

Эта фальшивка так подействовала на итальянское командование, что оно вернуло корабли в базу, объясняя немцам, что у них нет надёжного прикрытия с воздуха.
Из дальнейших перехваченных переговоров английская разведка пришла к выводу, что немцы и итальянцы считают, что конвой везёт десант, и что они ожидают высадку десанта в двух местах, на Крите и в Бенгази. Причём, по их мнению, высадка десанта будет производиться 14 августа.

Немцы стянули силы к предполагаемым местам высадки, а командование авиацией получило приказ из Берлина уничтожить конвой, причём сосредоточиться на потоплении авианосцев и транспортов.

Наученное потерей авианосца, командование кораблей эскорта усилило противолодочную оборону, и не зря. В 00.54 эскорт авианосца  «Furious» обнаружил итальянскую подводную лодку «Dagabur». Эсминец «Wolverine» протаранил её  и потопил со всем экипажем.

Утром начались атаки авиации на конвой.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/02/22/1653

На фотографии: человек, который потопил авианосец «Eagle», капитан-лейтенант Гельмут Розенбаум. В октябре 1942 года его перевели на Чёрное море командовать 30-й флотилией малых подводных лодок. 10 мая 1944 года он погиб в авиационной катастрофе близ Констанцы.