Выгнать страх

Артур Саканян
- Звонок в студию.
- Доктор, а нам что делать? - раздался встревоженный женский голос. - Сыну в институт поступать надо, мы ему репетиторов наняли, а он занятия пропускает. Мечтает стать архитектором, а сам целый день с шантрапой мотается, и из дому всё время деньги тянет. Там у них какой-то заводила есть, и мой сын говорит, что дружит с ним. Но я-то знаю, что он у него в шестёрках ходит. Когда дома, то он хороший мальчик, но как только возвращается с улицы - настоящий зверь. Иногда запирается у себя в комнате и никого не пускает. Можно я приведу его к вам? Вы бы повлияли…
- Это вряд ли поможет. Я скажу, что надо сделать, но решать вам. Причина в том, что вы с детства лишали своего сына возможности самостоятельно принимать решения и брать ответственность на себя. Вы за что обычно наказываете?
- Как за что? - раздался удивлённый голос. - Конечно, за проступки, шалости, а он нам ещё врёт на каждом шагу. Говорит, что выходит на пять минут, а сам пропадает на целый день. А в тот день вообще в полицию попал. Нам солгал, будто бы с дерева упал и рубашку порвал, а его... а его прямо из дома потом забрали. Ужас какой-то... Еле-еле вызволили из-под следствия. Мой муж наказал его за это.
- Конкретно, за что наказал? - поинтересовался доктор.
- Конечно, за то, что участвовал в этой их... - женщина замялась. - Мой муж так и сказал ему, что плевал он на те деньги, которые отдал этим... - женщина поперхнулась. - Ну, вы понимаете... чтобы дело прикрыли...
- Я понимаю, но и вы поймите, что его поступок - это и есть суть выражения его свободы выбора, а вы его за это наказали, - несколько возмущённо произнёс доктор. - Получается, что вы его права не уважаете. Вам не за драку надо было наказывать, а за то, что он солгал и нарушил ваши семейные традиции : жить без лжи и с взаимным уважением. Надо было объяснить ему, что любой поступок - это его личное дело, его право распоряжаться свободой выбора. Как хочет пусть поступает, но и сам же несёт ответственность за свои действия. Когда не знает, как поступить,  пусть советуется с родителями, просит у них помощи, но лгать и ставить их перед фактом он не вправе... Только так его выбор может стать осознанной ответственностью.
- Но ведь наказанием мы хотели оградить его от повторения подобного, - возразила женщина. - Мы же его так любим.
- Не верю, - резко ответил доктор. - Наказывая, вы не его, а себя ограждали от лишних хлопот и проблем, которые возникают в процессе становления личности. Наказанием вы его лишали свободы выбора, лишали того, что востребовано его жизнью. Наказывая сына, вы себя от беспокойства ограждали и теперь пожинаете плоды воспитания... Простите, но это не любовь. Вы же ему сначала крылья обрезали, а теперь сетуете, что он вынужден плясать под чью-то дудку. Подумайте сами, вы же ему запретили свободно летать, принимать своё, а не чужое решение... Понимаете? Поэтому, пока не поздно, надо его разубедить, что вы собираетесь всю жизнь заниматься его проблемами. Отдайте ему все деньги, предназначенные для оплаты репетиторов. Объясните ему, что он уже взрослый, и пусть сам решает, на что ему их тратить.
- Вы с ума сошли, доктор! - раздался возмущённый голос. - У него же и так всё время деньги тянут, а тут целая сумма. Отберут и всё пропьют.
- Неважно! - воскликнул доктор. - Главное, что он сделает свой первый самостоятельный шаг в жизни, свой первый выбор. Только предупредите, чтобы он со шпаной за один стол не садился. Объясните, что когда будущее человека пропивают в его же присутствии, то на следующий день об него ноги вытирают. В памяти всех собутыльников его светлое будущее так и застрянет в ушедшем вчерашнем дне, а на прошлое обычно плюют. Не поверит вам, пусть на собственной шкуре проверяет. Во всех случаях такое его унижение и последующее отрезвление вам намного дешевле обойдётся. Посчитайте, сколько денег он уже вытянул и сколько ещё вытянет. Поэтому, вам лучше самим создать соблазн для его окружения. Тогда и у него возникнут стрессовые обстоятельства, которые не позволят игнорировать личную ответственность... Разве вы не хотите вырвать его из круга, где чужие решения навязываются, и он лишён свободы воли?
- Конечно, хотим! Но нельзя как-то иначе? Без стресса.
- Вопрос не в самом стрессе, а в том, что ваш сын должен совершить осознанное действие. Стресс обязательно спровоцирует его на это действие.
- Почему? - возмутилась женщина. - Его же могут побить.
- Могут и побить, но это ему как раз на пользу пойдёт. Я вам поясню, в чём тут дело. Ваш сын слаб духом и не смог создать своё «я», своё лицо во внешнем мире. Ему страшно входить в контакт с незнакомыми людьми и быть ответственным за себя. В лице заводилы он увидел силу, способную защитить его там, где он пасует. В чужой силе он увидел для себя надёжную точку опоры и стал угождать ей. Естественно, ваш сын попал в зависимость от заводилы и вынужден подлаживаться под его правила игры. Рано или поздно, но в жизни наступает момент, когда рушатся привычные условия. В один прекрасный день ваш сын может обнаружить, что заводила оболванивал его иллюзией дружбы, суть которой сводилась к интересу поживиться за чужой счёт. Может оказаться, что это вовсе не опора, а унизительное ярмо раба, которое ваш сын добровольно надел на себя. Может и так быть, что вашего сына вообще за человека не считают. Вы понимаете, какими последствиями для его психики чревато подобное отрезвление?
- Доктор, - раздался жалобный голос женщины. - Простите, что перебиваю. Меня так пугает, когда он запирается у себя в комнате.
- Возможно, какое-то отрезвление уже наступило. Помогите ему вскрыть гнойную рану, и совсем не обязательно тем вариантом стресса, что я предложил. Преодолению страха хорошо помогают занятия спортом.
- Так он же занимался спортом! - раздался женский голос в отчаянии. - Он же плаванием занимался, а этот заводила как-то забрался в бассейн и... извините, помочился в воде. Он поиздевался над сыном, что тот теперь в его моче будет плавать. После этого сын перестал ходить в бассейн.
- Думаю, ваш сын знает, что в воду бассейнов теперь добавляют компоненты, которые моментально выявляют писунов. Пусть первый шаг его становления начнётся с возобновления занятий плаванием. Но будьте готовы к тому, что у него будут конфликты с этим заводилой. Не думайте, что заводила просто так отпустит вашего сына. Ведь вся его сила базируется на тех, кого он подавляет. Поэтому он всячески будет препятствовать, вплоть до группового избиения вашего сына. Как только ваш сын лишится иллюзий своей защищённости во внешнем мире, то он вынужден будет искать новую опору. Конечно, лучше всего найти опору в самом себе, но у вашего сына она может оказаться ненадёжной. Он может сорваться, и тогда уже вам надо будет помочь ему. Возможно, потребуется и моя помощь. Я научу его, как защищать себя и противостоять падению, но первый шаг он должен сделать самостоятельно.
- Подождите, доктор. А нельзя, чтобы муж пригрозил этому заводиле? - встревожено спросила женщина.
- Я понимаю ваше желание обезопасить сына и оградить его от душевных травм. Поймите, сейчас в душу вашего сына коготками вцепился маленький зверёк по имени Страх. Прогнать его может только сам человек своими собственными действиями. Если муж вмешается, то свою точку опоры сын перенесёт на папу, а страх так и останется на прежнем месте. Вам улыбается перспектива, чтобы сын по любому поводу звал папу на помощь?
Доктор выждал мгновение, но ответа не последовало. Тогда доктор продолжил:
- Почему говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Дело в том, что человек воспринимает 10% той информации, что слышит, и 40% той информации, что видит.
Но есть куда более эффективный механизм. Это действие. Во время действия воспринимается 90% информации. Кстати сказать, поэтому ложь легко забывается, а то, что сопровождалось действием, запоминается надолго. Но и не это главное. Главное то, что когда действие совершается осознанно, то оно способно устанавливать или разрушать связи между нейронами в мозгу. В мозгу вашего сына сейчас есть порочная связь, которую только он может разрушить своим сознательным действием. Поэтому никакими книгами, чужими примерами, вмешательством извне выгнать страх невозможно. Страх может всю жизнь преследовать человека и принуждать его к насилию над собой. Только сам человек может выгнать его... Посоветуйтесь с мужем. Думаю, он лучше поймёт то, о чём я говорю.
- Я поговорю с ним, - раздался голос женщины. - Спасибо.