Русский бунт

Лернастан Айрапетов
                Мы  ждем  гостей  незваных  и  непрошеных,
                Мы  ждем  гостей!
                Они  ворвутся  в  избы  почернелые.
                Зажгут  пожар,  хмельные,  озверелые…
                Мы  ждем  гостей  незваных  и  непрошеных,
                Мы  ждем  гостей!
                Своих  детей!

        На юного Осипа Мандельштама снизошло озарение. И он прочувствовал и передал весь трагизм русской истории, всего двадцатого века. Да и нынешнего времени тоже. Мы сами –  виновники наших бед. Мы сами  создаем себе проблемы, придумываем для себя «особые» пути развития.  Ни Европа, ни Америка для этого нам не нужны, мы всё делаем сами,  своими собственными руками.

                Мы  ждем  гостей!
                Своих  детей!

        С тех пор, когда в результате возросшей производительности труда появились избытки, человечество стало на частнособственнический путь развития. В условиях рабовладения и феодализма с привилегиями одних и бесправием других развитие происходило медленно. Привилегированные не  заинтересованы в развитии, а бесправные не могут на него влиять. Ускорение началось 300 лет тому назад, когда пришло понимание того, что потенциал частнособственнического, капиталистического способа производства может быть наилучшим образом реализован в условиях демократии с равными возможностями для всех. В демократическом обществе с разделением властей, независимым судом, где управляемые могут контролировать управляющих (К. Поппер) каждый в меру своих сил и способностей может участвовать в развитии. 
         Демократия не только европейский путь. Демократия – путь развития всего человечества. Все страны и все народы идут одним и тем же путем, кто быстрее, кто медленнее. С временными отклонениями то в одну, то в другую сторону все продвигаемся к социализму как высшей фазе капитализма (не путать с большевизмом). Европа в силу своего быстрого развития стала на этот путь первой и за ней последовали и в Америке, и в Азии, и в Австралии, и в Африке, и альтернативы этому пути нет. В этом смысле история детерминирована.
        В «особом» пути России на самом деле ничего особого  нет: это –  обыкновенный феодализм с привилегиями  одних и бесправием других. Русский народ терпелив. Русский народ терпелив до поры до времени. И когда приходит время происходит взрыв. Начинается русский бунт, жестокий и вполне осмысленный. Русский бунт пытается сдвинуть Россию с феодального «особого» пути на общечеловеческий путь развития с равными возможностями для всех.  Но нам никак не удается закрепиться на этом пути, мы все время скатываемся на наш «особый» путь и заходим в тупик. И очередной русский бунт ищет выход из очередного тупика. Но почему? Почему мы никак не можем выйти из тупика? Может быть, мы, действительно, не до конца понимаем смысл и цели русского бунта? Или в российском обществе слишком сильны  привилегированные и слишком слабы бесправные?
       Сегодня в России полуфеодальное государственное устройство. Конституция  декларирует  разделение властей, но та же Конституция вводит во власть самодержца –  главу государства. Это сводит демократические принципы с разделением властей практически на нет.  В результате отсутствия сдержек и противовесов государство становится чрезмерно монолитным (единым, по Аристотелю). Законодательная власть и суд оказываются зависимыми от исполнительной власти. Из-за  отсутствия  независимого  суда  и слабой  защищенности  частной собственности  развитие не стало приоритетной задачей современного российского общества. Мы никак не можем до конца избавиться от «особого» пути.
       Мы сами создаем себе проблемы и сами должны их решать.  Нам следует, наконец, твердо стать на общечеловеческий демократический путь развития с разделением властей и независимым судом.  Нам необходимо избавиться от противоречий Конституции и построить подлинно демократическое государство, способное обеспечить быстрое развитие страны. Хочется надеяться, что на сей раз нам удастся решить наши проблемы путем реформ и обойтись без русского бунта. При этом не следует ожидать, что мы создадим некое идеальное государство. Идеального государства (счастливого государства, по Платону), по-видимому, вообще не бывает, но демократия все же лучше феодализма.