Первое мое изобретение

Виталий Овчинников
Первое мое изобретение  появилось совершенно случайно, незапланированно, как бы из ниоткуда и было словно бы подкинуто мне кем-то специально для каких-то своих, не слишком понятных мне  целей.
 
Тогда  я  работал мастером  на участке резки  толстолистового проката в заготовительном отделении ЦМК. Я только что закончил второй курс заочного института ВЗМИ на факультете сварочного производства и меня  уговорили стать мастером. Причем мастером не на участке сварки, где я  работал бригадиром сварщиков  и где у меня  все получалось довольно-таки неплохо, а мастером на заготовительном участке цехе или на  «заготовке», самым трудным   участке цеха. Но мне предложили зарплату в виде моей «среденесдельной» на  участке сварки и я согласился.
 
Участок занимал целый пролет блока цехов сварных металлоконструкций шириной в 36 метров и длинй метров в 100,  не меньше. На   одной половине пролета цеха  располагались несколько больших гильотинных ножниц  для резки прямоугольных деталей из целиковых листов металла, а на другой половине размещалась трехрядная механизированная линия для термической резки листов металла на отдельные детали произвольной геометрической формы.
 
Причем резали листы на отечественных  портальных  фотокопировальных машинах «Одесса», в которых управление движением резаков по заданной траектории производилась  с помощью «фотокопиров» или  по масштабным копиям вырезаемых деталей.
 
Эти масштабные копии деталей изготавливали в специальном копировальном бюро цеха группой женщин из рентгеновской засвеченной пленки.  Потом эти копии раскладывались на белом листе бумаги  по  масштабным контурам  подаваемых на участок листов металла и приклеивались  к ней специальным клеем. И вот этот самый лист чертежной бумаги с наклеенными на нем копиями вырезаемых деталей назывался  картой раскроя листа металла.

И каждый подаваемый на участок лист металла  имел свою карту раскроя. Карта раскроя в специальном футляре укладывалась на предметный столик системы управления машины, так называемого, фотокопировального устройства портальной машины для термической резки; оператор машины, чаще всего женщина, подводил глазок «фотоголовки» на край раскройной карты в указанное для начала резки место, а резак машины в этот момент сам устанавливался в нужном месте около кромки лежащего под машиной листа металла.  Нажимай кнопку начала цикла резки и резак сам вырежет все размещенные на карте раскроя детали. Удобно, не правда ли?

И я как-то стоял на линии и смотрел на процесс резки.  Процесс термической резки металла меня всегда завораживал. И на него мне всегда хотелось смотреть и смотреть. И мне это мое невинное занятие никогда не надоедало. Даже наоборот, оно меня успокаивало.
 
Процесс резки подходил к концу листа и  уже ясно было видно, что несколько деталей, размещенных по карте  в конце листа, уйдут в отходы. Затем я  перевел взгляд  на предметный столик  машины, где перемещался по контуру копира заготовки объектив  «фотоглазка»  фотокопировального устройства и вдруг неожиданно для себя  увидел то, что ранее никогда не видел.
 
И вправду,  если лист металла нельзя установить параллельно направляющим, то почему нельзя установит саму раскройную карту параллельно уложенному листу?  То есть, если  гора не идет к Магомеду, то почему бы самому Магомеду не пойте к ней, к этой горе? Действительно, почему?

Ведь раскройная карта лежит на предметном столике фотокопировального устройства машины. Если верхнюю часть столика сделать поворотной в горизонтальной плоскости, то эту ее часть вместе с лежащей на ней раскройной картой спокойно можно установить параллельно кромкам листа металла.

Когда появилась идея, то все остальное было уже делом техники. И через пару месяцев на одну машину   с механиком цеха  поставили совершенно новый предметный столик с поворотной его верхней частью.

И все получилось так, как надо, как задумывалось. Моя   идея, воплощенная в металл, заработала! Лист металла раскроили почти без отходов! И  на нашу машину с переделанным предметным столиком  ходили смотреть, как на некое чудо! Потому что экономия металла оказалась довольно приличная. И это только на одну машину. А всего машин на линии было шесть!

Мы с механиком оформили рацпредложение.  И здесь Главный сварщик завода  передал наше  рацпредложение в Патентный отдел завода для проверки идеи на патентную чистоту.  И   оказалось, что ничего подобного в мире нет. Можно будет оформлять заявку на изобретение.
 
Мы с механиком и патентным отделом завода   ее оформили. Через пару месяцев  пришло  положительное решение на заявку. Оно означало, что наша   идея  признана изобретением. Еще через три месяца  я   получил первое  в своей жизни авторское свидетельство на изобретение.  За номером   732 097  по классу B23k 7/10. 
 
Правда, первым в списке авторов  я все-таки поставил  механика цеха, ведь это же он воплощал в металле мою идею.  И без  его прямой помощи у меня бы это изменение предметного столика фотокопировальной «газорезательной»   машины никогда не воплотилось бы в жизнь.

С тех пор меня словно бы прорвало и  изобретения посыпались из меня одно за другим. К величайшему на то удивлению начальства завода.
***