Пятёрка с плюсом, или Философ Хвыля

Лариса Прибрежная
Приобрести книгу можно на сайте Интернет-магазина Лабиринт и в издательстве Аквилегия-М.
Вот ссылки:
https://www.labirint.ru/books/567808/#
https://akvil.net/product/pyatyorka-s-plyusom/




Книга " Пятёрка с плюсом, или Философ Хвыля" вышла в издательстве "Аквилегия-М"

Повесть «Пятерка с плюсом или философ Хвыля»  – это настоящий сериал о жизни десятилетнего Борьки, его семьи и школьных друзей. Целая череда смешных приключенческих событий ярким калейдоскопом прокручивается от первой страницы до последней.  Чего тут только нет! И ночная ловля сверчков, и тюнинг маминой внешности, и собака-паук, и битва с огромным попугаем в заграничной поездке, и взрыв в микроволновке, и похитительница времени Стелла, и, наконец,  долгожданный братик! Ко всему происходящему Борька относится  философски, давая свою, зачастую не по возрасту взрослую, оценку. За это мама и называет его загадочным именем – философ Хвыля.


А вот так начинается эта весёлая повесть:

Тюнинг. Шахматы. Интернет.


У нас в семье все занимаются тюнингом. Папа тюнингует машину, мама свою внешность и дом, а я… я занимаюсь тюнингом своего природного жесткого диска, то есть мозга. Я загружаю его разными знаниями. А ещё папа и мама занимаются мной. Мама пытается привить мне любовь к книгам, папа учит меня играть в шахматы и покупает мне модели самолётов, которые мы с ним вместе собираем и склеиваем. Папа хочет, чтобы я стал лётчиком или водителем, как он, и говорит, что дорога – это жизнь. Мама мечтает, чтобы я стал дипломатом и  говорит, что если я им стану, у меня будет интересная и замечательная жизнь. Когда я был совсем мелким, мне хотелось быть лётчиком, а теперь я думаю, что буду философом. Тем более с подачи нашей учительницы все одноклассники так и зовут меня – философ. А вот мама, когда устаёт от моих, как она говорит, разглагольствований, к слову философ добавляет почему-то странное имя Хвыля. Я даже погуглил, чтобы узнать, кто же это такой? Гугл выдал мне ответ и фотографию – Хвыля, Александр Леопольдович, актёр. Я его сразу узнал! Он играл Деда Мороза в фильме-сказке «Морозко». Не помню, правда, чтобы он там философствовал. Надо пересмотреть, может, я что пропустил. 
Всё-таки хорошее это дело – Интернет! Задаёшь вопрос в поисковом окне и тут же получаешь ответ. И хорошо бы иметь собственный компьютер, чтобы включать его, когда хочешь и сидеть сколько хочешь. Но пока сколько хочет, сидит у компьютера папа. Он открывает автомобильные сайты и, забывая обо всём на свете, с головой погружается в четырёхколёсный мир.
Когда папа в рейсе, а он с недавних пор работает водителем в туристической компании и на большом красивом автобусе возит туристов в разные страны, его место у компьютера занимает мама. А уж если мама зашла в Фейсбук, так это полное погружение. У неё там столько друзей! Она пока всем лайки за посты поставит, пока комменты ко всем этим постам напишет, мне уже и спать пора ложиться – школа. Папа, когда уезжает, говорит маме:
– Не скучай.
Вот она и не скучает.   
– БЭнэ Амбуля эт рэдАмбуля!* – провожая папу, желает ему мама. А потом объясняет мне, что эта фраза в переводе с латыни означает «Счастливого пути и возвращения!», и ныряет в Инет.
Я думаю, что родители намеренно не разрешают мне долго сидеть у компьютера, поскольку знают, что, когда я хожу в библиотеку, то ещё и там играю в онлайн игры.
Папа, если видит, что я засиделся в сети, зовёт меня играть в шахматы. Я соглашаюсь и прихожу вместе с нашим попугаем Гариком. Гарик спрыгивает с

*Bene ambula et redambula! – Счастливого пути и благополучного возвращения! (лат.)

моей руки на шахматную доску и начинает клювом растаскивать фигуры по квадратикам, а потом важно проходит по центру доски, как бы давая нам команду
начинать игру. Он внимательно наблюдает за её ходом, перелетая с моего плеча на папино, и наоборот. А иногда  устраивается на горлышке кувшина, который стоит на столе рядом с шахматной доской, и, как только появляются первые срубленные фигуры,  берёт их клювом и сбрасывает в пустой кувшин.
Маму тоже очень беспокоит, что я могу увязнуть в Инете, и она применяет ко мне разные приёмчики. Мама открывает какую-нибудь книгу, вслух начинает мне читать, а потом – шмыг – и опять защёлкала мышкой! А я уже подсел на сюжет, мне хочется узнать, что будет дальше, вот я и продолжаю читать сам. Мама говорит, что дипломаты все очень начитанные и что когда она видит меня с книгой, для неё это как бальзам на сердце. Я слышал, что когда сердце сбивается с привычного ритма, нужно пить корвалол. Его пьют, капая в воду столько капель, сколько лет человеку. А вот про «бальзам на сердце» я сразу не понял, пока не погуглил.  «Как боженька по душе босыми ножками пробежал» – выдал мне Гугл. Сказано красиво, но если представить…

Плюс и минус

Нет, родители, конечно, отводят мне часик для работы у компьютера, чтобы я нужное для уроков посмотрел, но что можно успеть за это время? Разве что несколько уровней пройти. А мне хочется ещё цитаты разных философов почитать, надо же знать, что они говорили. Родители пообещали купить мне личный комп, и я жду. Но неплохо было бы ещё и планшет заиметь, чтобы в школу его с собой брать. У Сашки, моего соседа по парте, планшет. Он говорит, что сам на него денег накопил. Ему родители за каждую пятёрку вознаграждение выдают. А у него почти всегда пятёрки. Но бывает, что Сашка профилонит и до пятёрки не дотягивает, тогда ему ставят четвёрку с плюсом. Он расстраивается и начинает канючить:
– Ирина Александровна, поставьте мне, пожалуйста, пятёрку с минусом.
Ирина Александровна обводит взглядом класс и останавливает его на мне.
– А что на этот счёт скажет наш философ? – спрашивает она.
– Вы как-то говорили, что между четвёркой с плюсом и пятёркой с минусом нет никакой разницы. А раз нет разницы, так какая разница! – отвечаю я. Все смеются моему каламбуру, а Ирина Александровна улыбается.
Наша классная живёт в одном доме с Сашкой и очень хорошо знает его маму, знает, как она реагирует на непятёрочные оценки сына, поэтому вздыхает и говорит:
– Так и быть, ставлю тебе пятёрку с минусом. Но в следующий раз…
– Спасибо! – радуется Сашка, ведь минус – такая мелочь. Он надеется, что на минус мама не обратит никакого внимания, пополнит его копилку положенным бонусом и Сашка опять будет в плюсе. Он теперь на крутой мобильник копит!
Я так не могу. По мне лучше трояк, чем косые взгляды и насмешки одноклассников. А для Сашки важнее материальный вопрос, и здесь он в плюсе. А вот в другом, не менее важном для него, – в минусе. Сашке очень нравится Лианка из нашего класса, а он ей – не очень. Вернее, он ей совсем не нравится. И как раз потому, что он выпрашивает пятёрки. Вот так Сашка завис между Лианкой и  материальным благополучием.
Я понимаю, что Сашкиной маме очень хочется гордиться сыном, но если бы она знала, что некоторые его пятёрки с минусом – это всего-навсего четвёрки с плюсом, она гордилась бы Сашкой не так громко.
– Оценки – не показатель умения мыслить. Тем более, что школьные оценки – это не те оценки, которые будет выставлять жизнь! – философски говорит моя мама при встрече с Сашкиной. Ведь для  мамы важнее, чтобы я читал книги, уважал старших и не обижал малышей, а главное – моего будущего младшего брата. Она в последнее время меня часто спрашивает:
– Если у тебя появится брат, ты его обижать не будешь?
Я удивляюсь этому вопросу. Ну, во-первых, откуда мама знает, что будет именно брат, бывает же, что и девчонки на свет появляются. А во-вторых, за столько лет совместной жизни она должна была заметить, что мы с ней похожи как две капли «Айсберга», и я, как и она, даже муху шлёпнуть не могу! Ну если только комара. Хотя… был в нашей жизни такой случай.


Запечные музыканты

В один из зимних вечеров у нас в доме голосом сверчка запела газплита. Во всех сказках сверчки живут за печкой, а у нас сверчок поселился в печке, а точнее, в духовке. Печной музыкант превратил её в концертный зал и от зари до зари выводил в нём свои рулады. Иногда его звенящие трели подхватывал Гарик. Поначалу мы заслушивались совместным пением случайно сложившегося дуэта, но вскоре родители подустали от попугайно-сверчковых концертов и особенно от ночного солирования сверчка. Чтобы сверчок замолчал,  папа предложил установить ультразвуковой отпугиватель. Такой отпугиватель применяют, чтобы избавиться от насекомых. Маму это насторожило.
– Сверчок – насекомое благородное, мы не можем подвергать его опасности, – кинулась на защиту солиста мама. – Да и действие прибора может плохо повлиять на ауру дома, – добавила она аргументов.
– Кто бы спорил, я не стану, – согласился папа. – Только дайте мне эти… ну как  их там … хохоряшки для ушей, – взмолился он.
Мама нашла то, что просил папа.
– Это не хохоряшки, это беруши, – уточнила она.
Папа закупорил свои уши и лёг спать, а мама налила в блюдце малиновый сироп, поставила его на пол у плиты, выключила свет и с фонариком в руках затаилась. Иногда мама светила на блюдце, чтобы посмотреть, не появился ли запечный  музыкант, но он самозабвенно исполнял арию незваного гостя и совсем не торопился к угощению. Так мама караулила сверчка несколько вечеров и в один из них всё же поймала его.
– Борька! – раздался из кухни голос мамы. – Иди скорей сюда!
Я сидел за компьютером и проходил последний уровень в игре. Мне так не хотелось отрываться, но надо было помочь маме. Прибежав на её зов, я включил свет и увидел, что мама прижимает к полу перевернутую вниз горлышком стеклянную банку.
–  Попался? – спросил я.
– Как видишь.
Я действительно увидел внутри  банки крупного сверчка.
– Мне казалось, что зимой все насекомые спят, – сказал я. 
– Получается, не все. А некоторые сами не спят и другим не дают, – вздохнула мама, а потом попросила:  – Подай-ка картонку.
Я потянулся за картонкой, но нечаянно сдвинул её, и она провалилась в щель между столом и плитой. Я ойкнул, мама вздохнула:
–  Ну чего ждёшь, неси уже что-нибудь другое.
Я сбегал в свою комнату и принёс лист бумаги. Мама попросила меня сложить лист пополам и протолкнуть его между полом и горлышком банки.
– Осторожно! Не спеши, – предупредила она.
Но как я мог не спешить, если меня ждал непройденный уровень! Чтобы вернуться к игре, нужно было быстрее завершить охоту на сверчка, и я резко просунул лист между горлышком банки и полом. Прижимая лист к горлышку, мама перевернула банку и поставила её на пол. Сверчок упал на дно и замер. И тут я увидел, что на полу осталась лежать его нога, и тоже замер. Когда это увидела мама, она вскрикнула и закрыла лицо руками. Я быстро накрыл горлышко банки своей ладонью, затих и, не понимая, что мне делать дальше, молча смотрел на маму. А она всхлипывала и никак не решалась открыть лицо.
Как получилось такое, тогда я не мог понять. Теперь-то знаю, что вина лежит на мне. Если бы не торопился вернуться к компьютеру и действовал более осторожно, всё могло быть по-другому, сверчок не лишился бы ноги, а мама не пролила бы столько слёз. Ведь она знала, что народная примета гласит — если в доме завёлся сверчок, то это к счастью и благополучию. А после того, что случилось с ним, чего теперь ждать? В тот вечер я попытался оправдаться и сказал маме, что не надо было ловить сверчка, пусть бы жил себе в духовке и разводил свои трели. 
– А где бы я пекла вашу любимую шарлотку? – спросила мама.
Ответа у меня не было. От маминой шарлотки отказаться трудно. Но дело не только в ней, дело в том, что из-за ночных сверчковых концертов не высыпался папа, а ему-то рано утром садиться за руль туристического автобуса!
Сверчка мы поселили в прозрачной упаковке из-под торта. Крышка упаковки защёлкивалась, это не позволяло сверчку сбежать. В крышке папа сделал  небольшие отверстия, а внутри установил несколько веточек, чтобы сверчок мог по ним лазить. Мама разбавила водой малиновый сироп, насыпала в блюдце хлебных крошек и поставила в домик, а домик отнесла в ванную комнату. Ванная находится в самом конце коридора, и мама надеялась, что оттуда не так будет слышно его ночное пение. Но в эту ночь наш солист не пел. Ну да, потерять ногу, попасть в плен и при этом ещё и петь!
– Мам, мне очень жаль сверчка. Но я же не специально, – за завтраком завёл разговор я.
– Я понимаю, – вздохнула мама.
– Хорошо ещё, что его не поймал Гарик!
– Думаешь, склевал бы?
– Наверняка.
– Было бы очень жаль.
– А в Китае сверчков, кузнечиков и даже скорпионов жарят в раскалённом масле, а потом хрумкают, как мы чипсы…
– Ой-ой-ой, только не про это, – замахала руками мама.
А вскоре она поймала ещё одного сверчка. Он был немного меньше нашего пострадавшего пленника. В этот раз обошлось без травм. Видимо, потому, что мама натренировалась на пауках, время от времени появлявшихся в доме.
– И чего в такие холода не спится всем этим сверчкам да паучкам? – сокрушалась мама. Она была категорически против пришлёпывания любых насекомых. Мух мама ловит рукой, у неё так ловко это получается. Взмах рукой,  и – опа – муха уже в кулачке! Пойманных мух мама отправляет на улицу через форточку, а ос и пчёл, залетевших на запах варенья, кухонным полотенцем выпроваживает в открытое окно.
Но так уж вышло, что одну муху мама всё же пришлёпнула.


Аквиля нон кАптат мУскас!*

Летом мама варила яблочно-грушевый конфитюр. Чтобы конфитюр не пригорел, а получился красивого янтарного цвета, его нужно было постоянно помешивать. Мама не могла отвлечься на залетевшую муху и попросила папу поймать её. Но папа отказался гоняться за назойливым насекомым и важно заявил:
–  Орёл мух не ловит! 
Мама остолбенела. А я сразу понял, откуда это высказывание, принёс книгу «Вечные истины на вечной латыни», нашёл фразу об орле и мухе и громко прочитал её на латыни:
–  Аквиля нон кАптат мУскас!*
– Вот именно! – взяв у меня книгу, сказал папа.
В этот момент муха села на его плечо. Мама схватила хлопушку, ни разу в жизни не применённую по назначению, и хлысть – залепила ею по мухе! Муха упала на
пол, а папа от неожиданности выронил книгу и схватился за плечо. Я поднял книгу и на открытой странице наугад прочитал:
– Неожиданное случается чаще ожидаемого.
– Это точно, – сказал папа, взял муху и выбросил её в форточку.
Вот с этого дня я и начал читать латинские изречения и использовать их на уроках, за что в школе меня и стали звать философом.
По этой мухе мама горевать не стала. У неё была задача поважнее…Мама варила конфитюр для папы. Сама она его не очень любила. В смысле, конфитюр. Я тоже как-то не очень. А вот папа фаршировал конфитюром блины, поливал их сметаной и уплетал по десять штук за один присест. Вот почему мама и возмутилась! Она для него так старалась, собирала груши и яблоки, мыла их, нарезала, пропускала через мясорубку! А когда варила, беспрерывно помешивала, добиваясь янтарного цвета, а папа возьми и откажись ловить муху! Вот и получилось, что получилось. Теперь на мамином счету одна пришлёпнутая муха. И мой счёт, к сожалению, тоже открыт. На нём раненый  сверчок.
С пауками пока обходилось, ни один не пострадал. Летом мама подхватывала их метёлкой, которой смахивают пыль с мебели, и вытряхивала на улицу. Но что делать с ними зимой, не знала, ведь выпроваживать их за окно на снег было жалко. А после того, как поймала сверчка, приспособилась накрывать пауков банкой.
– Пауки ведь не снегири, им совсем не нравится бегать по снегу, – подавая папе очередную банку с пойманным пауком, говорила мама и заставляла папу относить их в мансарду.
Так в нашей мансарде поселились пауки, а в коробке из-под торта — два запечных музыканта. Я сначала обрадовался, что у нашего сверчка появился друг. А сверчок почему-то совсем не был этому рад. Когда новенький попытался выразить ему своё почтение, он загнал его на ветку.

* Aquila non captat muscas – «Орёл мух не ловит» (лат.)

– Смотрите, он даёт понять новичку, что каждый сверчок должен знать свой шесток, – увидев, как большой шугает мелкого, сказал я родителям, а сам в этот момент подумал о брате и решил, что когда он появится, мы с ним обязательно станем друзьями. 
Большой сверчок постоянно загонял маленького на ветки. Тот бегал по ним, как матрос по мачтам корабля, и я решил назвать его Юнгой, а большого мама назвала Сильвером. По имени одноногого пирата из книжки «Остров сокровищ».
Иногда домик со сверчками мы приносили в кухню. Наш попугай  тут же прилетал, садился на него и принимался расхаживать по крыше. Под его лапами крыша похрустывала, и сверчки замирали. Я научил Гарика давать им корм. Он клювом брал с моей тарелки тонкие спагетти и просовывал их в дырочки на крыше. Сверчки начинали шевелить усами, а Гарик принимался изображать сверчковую трель. Сильвер и Юнга отзывались и стрекотали в ответ.