Город Глава1 Люди 7 Рождественские

Татьяна Черепова
        В первый класс я пришла в школу-интернат в 1963 году. Почему в интернат? Мама долго переживала,в какую школу отдать брата? Юрий был на два года старше меня. Мама работала в горисполкоме. В небольшом двухэтажном купеческом доме в центре улицы Ленина находились все отделы, входящие в состав исполкома: на первом этаже - бюро-технической инвентаризации, архитектура, здравоохранение, народное образование. Что было на втором этаже, я не знаю, великолепная лестница поднималась в темноту, где сидело всё городское начальство. Ужасно хотелось хоть одним глазком посмотреть, куда ведут эти широкие перила, но страх не пускал,сверху веяло каким-то столетним холодом. Однажды зимним вечером мы вышли из  здания, и мама остановила высокого интересного мужчину вопросом, назвав его по имени-отчеству:"Посоветуйте, в какую школу мне определить  сына, который осенью пойдёт в 1 класс?" Сыпал очень красивый снег, люди шли медленно, как бы гуляя. Около здания горисполкома мальчишки раскатали ледовую дорожку. Снежинки за 5 минут сравняли этот каток с заснеженным тротуаром, и тут же появилась первая жертва. Тучная женщина поскользнулась и так неудачно упала, что сломала ногу. Подбежали люди, вызвали скорую и пострадавшую увезли. "Вот вам и ответ на ваш вопрос, - сказал мамин собеседник, им был заведующий гороно Дробышев А.М., - если бы на месте этой женщины оказались вы, вас бы отвезли в травматологию, а куда бы делись в это время ваши дети? На сегодняшний день в городе самой лучшей школой является школа-интернат, туда брошены все материальные средства и все лучшие кадры. Возглавляет её лучший директор, единственный на всю область человек, имеющий звание "Народный учитель", Морин Павел Иванович.Школа работает по системе Макаренко". Так брат оказался в интернате, а за ним через два года автоматически и я.
 На 1 сентября в нашем классе было 25 человек, из них всего 7 девочек. Интернат- это целый комплекс. На территории сада было построено три больших, отдельных друг от друга здания: школа, общежитие, столовая. Отдельно в глубине стояла кочегарка с прачечной. Это было такое государство в государстве. Здесь мы проживали не только историю школы, города, но и историю государства.Первый класс находился в здании общежития. Днём у нас был тихий час.
  Однажды во время тихого часа Луиза Петровна пригласила нас пройти в  музыкальную  комнату. Луиза Петровна - наш воспитатель, она самая молодая, самая модная и самая красивая в школе. Уже намного позже, когда мы учились в 3 классе, она обратилась ко мне и нашей отличнице Рае Бочаровой с  необычной просьбой сходить с ней к её бывшему мужу, чтобы что-то забрать из квартиры. "Понимаете, - волновалась она, - при вас он не будет  скандалить". Мы пошли. Квартира была в  центре города над книжным магазином. Звонки такие я видела только в кино в западных фильмах. Открыл нам бородатый мужчина. Я не помню, были ли в комнате стулья, но он сидел на полу на шикарном ковре и играл на гитаре. Ещё в комнате был телевизор КВН и приёмник на ножках. Более стильной квартиры я не видела никогда и никак не могла понять, как Луиза Петровна могла развестись с таким красавцем.Позже говорили, что они подали заявление через месяц после знакомства, а развелись через год.Всё в этой семье было романтично.
   Луиза Петровна привела 3х девочек и 3х мальчиков в музыкальный зал. Там за пианино сидела пожилая миловидная женщина небольшого роста в теле. Она попросила нас спеть ноты. Меня тут же отправили спать, а остальные остались.Я умирала от любопытства, кто эта необычная женщина, я была восхищена её игрой на фортепьяно, раньше мне не приходилось видеть так близко играющих на пианино людей.Мне показалось на мгновение, что над головой этой женщины нимб светится. В 4 часа в школе начиналась самоподготовка. На 1 уроке Луиза Петровна рассказала, что в нашу школу сегодня приходила удивительная женщина Валентина Михайловна Рождественская. Она родилась ещё до революции, училась в Петербурге и видела самого царя. А ещё общалась с Будённым и Сталиным, когда в нашем городе формировали 1ю Конную армию Будённого. Знаменита же она тем, что создала в нашем городе музыкальную школу. А сегодня она приходила к нам, чтобы выбрать талантливых детей и обучать их музыке. Я сразу поняла, что в число талантливых не попала. Со слезами на глазах я стала умолять воспитательницу, чтобы та уговорила Валентину Михайловну взять меня. Я сидела под дверью, пока другие занимались. Рождественской стало жалко девочку, и она пригласила меня к инструменту.Когда я пела ноты, эта великая женщина испытывала физическую боль.Мы изучили с ней нотный стан, но на большее её не хватило.Валентина Михайловна умолила Анну Андреевну, нашего учителя, чтобы та уговорила меня не приходить на занятия:"Вы уж как-нибудь по тактичнее,не задевая её самолюбия, объясните девочке, что я очень старый человек, у меня абсолютный слух, я испытываю невероятную боль при фальшивых звуках, а она не слышит нот. Так бывает, это можно развить, но я очень больной человек и заниматься могу только с талантливыми".Моя подушка была мокрой от слёз.
 Сколько Валентина Михайловна Рождественская занималась с детьми, я не помню, потом она тяжело заболела и даже поговаривали, что умерла,  мы все плакали.
 Года через два я встретила на улице Танюшку Резцову, нашу замечательную двоечницу. Замечательной она была тем, что всё время с кем-нибудь дралась, постоянно врала и абсолютно не способна была к учёбе.Поскольку наша школа была лучшей, значит, в ней не могло быть второгодников,  директор попросил мамашу забрать дочь из интерната. Танюшка сообщила мне, что они получили квартиру в доме Рождественских. Этот  двухэтажный дом был построен до революции отцом Рождественских, после революции дом уплотнили, туда вселили трудящихся, а самих Рождественских, двух братьев и сестру, поселили в подвале. "Я хожу к ним в гости, если хочешь, пойдём со мной," - тараторила Резцова, видя мою заинтересованность. "Знаешь что, - предложила я, - давай завтра. Ты только зайди спроси, можно нам прийти в три часа, нас будет человек 5, а потом прибежишь в интернат и скажешь ответ."
 "А не врёт ли она?" - засомневались подруги. На обед давали пирожки, мы не стали их есть и  решили отнести Валентине Михайловне. Танюшка явилась вовремя и, гордясь  всеобщим вниманием, повела нас в гости.
 Дом был симпатичный, спускаться пришлось вниз по ступенькам, мы попали в большую комнату с земляными полами. В интерьере ощущался минимализм: стол, три кровати и книги вокруг, сложенные  аккуратными стопочками на лавках  стульях, табуретках. Валентина Михайловна лежала в кровати под маленьким окошком. Она очень обрадовалась, увидев нас, помнила всех по именам. Представила нам своих братьев. Высокие худощавые старики раскланялись."Они ведь у меня знаменитости, - говорила , улыбаясь Рождественская,- один основал в городе краеведческий музей, а другой собрал уникальную коллекцию камней и тоже в геологоразведочном техникуме создал музей редких минералов. Он  исколесил весь Советский Союз." Геолог пригласил нас пить чай с сушками, мы достали свои пирожки.Нам казалось, что мы уже были в этом доме и придём сюда ещё много много раз, так было здесь тепло и уютно. Вскоре Валентина Михайловна умерла, о ней написали некролог, и все узнали о замечательной семье, которая прожила в подвале собственного дома. Стали хлопотать о квартирах, но не знаю, дожили братья до квартир или нет. Это настоящая русская интеллигенция, на плечи которых выпала самая сложная ноша: донести русскую культуру до потомков.