Про гений и злодейство

Михаил Кречмар
Часто люди удивляются тому, что со всех сторон талантливый человек становится на отличную от их (данных людей) точку зрения и пропагандирует эту отличную от их точку зрения со всей силой своего таланта.

Забавно то, что люди обычно склонны сразу начинать отказывать такому человеку в таланте, говоря, что и музыка его говно, и книги говно, а уж какое говно его живопись, так ни в сказке сказать, ни пером описать.

Тут, конечно, должна быть известная цитата про гений и злодейство. Подразумевая "злодейством" вот именно эту, отличную от своей любименькой, точку зрения.

На самом деле, как показывает мой богатый личный опыт наблюдения за людьми, талантливый (как и любой другой) человек, отлично может стоять на какой угодно, хоть и самой человеконенавистнической, точке зрения.

И усиливать её своим талантом.

Лично меня это совершенно не удивляет. Причём никогда не удивляло - родная советская школа этому живо учила.

Удивляло меня поначалу другое явление - талантливый человек (то есть, человек, замечательно сплетающий слова в сюжет и чудесно подбирающий эти слова; или замечательный, скажем, композитор или художник) легко может оказаться банальным дураком. То есть, таким, а-ля натюрель, на бытовом уровне. Никогда не забуду, как один нуу очень способный (и, добавлю столь же известный) прозаик мне как-то со сладострастием рассказывал, как Лев Толстой порол своих крепостных; и с пеной у рта доказывал, что килограмм воды легче килограмма камней.

Но и к этому я тоже привык. Со временем.