Граната

Николай Панов
Ранним июльским утром, два брата - погодка, Никита и Олег, отправились рыбачить на Беличий остров. На прошлой неделе они отыскали рыбное место в одной глухой заводи Чагана и теперь спешили туда. Перешли вброд обмелевшую речушку Ревунок, и по проторенной тропе направились в сторону Чагана. Однако, добравшись до нужного места, они с горечью обнаружили, что оно занято незнакомым мужиком.

- Алик, айда к мосту, мужик здесь весь берег занял, - распорядился старший брат Никита.

- Айда, - согласился Олег, - я знаю одно классное место.

Мальчишки побежали гуськом по дороге, но вскоре свернули на тропу, идущую через перелесок к Чагану. Тропа вывела их на берег, который сплошь был усыпан битым кирпичом. От берега к середине реки тянулись вбитые в дно деревянные сваи. На некоторых сваях сидели черные вороны.

- Никит, смотри какое место я надыбал, - с гордостью заявил Олег.

- Ништяк! - воскликнул Никита. - Тут, что старый мост был? Смотри, кирпичи с буквами...

Забросив в речку удочки, братья не обманулись в своих ожиданиях. Клёв был отменный. Ведро быстро наполнялось рыбой, а интерес к рыбалке угасал. Настал момент, когда мальчишки стали баловаться, а не рыбачить.

- Алик, а как ты это местечко надыбал? - спросил Никита.

- Нас сюда Генка приводил, - ответил Олег. - Мы тут патроны искали.

- Нашли кого слушать, Генку! Он, ещё тот болтун.

- Не - е! Генка в Чапаев, в музей ездил. Он всё знает... Щас, я те покажу.

Олег пошёл вдоль берега, тут же, среди обломков кирпича нашёл старую гильзу от винтовочного патрона и показал её Никите.

- Никит, смотри! Нашёл! Мы тут, с Генкой, пять гильз нашли... Война здесь была. Гражданская!.. Генка нам рассказывал...

- Знаю, знаю... Генка везде гильзы ищет. Мы в прошлом году ходили с ним на стрельбище. Автоматных гильз много нашли, но были там, и от винтовки.

- Ладно, я щас вон там в кустах посмотрю. Генка туда не ходил.

Олег полез в густые заросли тальника и тополя, которые свисали над водой. Ползком, как уж, он заполз в самую гущу и начал копать землю короткой толстой палкой, подвернувшейся ему под руку. Посторонний человек мог бы подумать, что мальчишка копает червяков для рыбалки.

- Нашёл! Нашёл! - неожиданно и громко закричал Олег.

Находка, которую обнаружил Олег, была похожа на кусок ржавой трубы. Однако, один конец у этой "трубы" был толще, другой, - тоньше, а по центру не было отверстия.

- Никит, смотри - ка, что я надыбал, - протягивая руки с находкой к брату, важно проговорил Олег.

- Похоже на гранату, - осмотрев находку, заключил Никита. - В кино про немцев такие показывают. Бросай её в воду и пошли домой. Отец увидит, уши надерёт.

- Не - е! Я её Генке покажу...

- Тогда сам тащи свою железяку, а я рыбу в ведре понесу.

Вечером пришёл Генка и с умным видом принялся изучать находку.

- Да, пацаны, это граната, - сделал заключение Генка. - Я такие видел в музее Чапаева. На Чагане наши от белоказаков отбивались...

- А баушка говорила, что наши от красных тут отбивались, - возразил Никита.

- А ты за кого: за Чапая или за белоказаков? - зло спросил Генка и поднёс к носу Никиты свой костлявый кулак. - Смотри, беляк, получишь в пятак! Завтра рванём её, с пацанами, в карьере, возле Аниськи.

На следующий день Генка привёл команду своих пацанов. Пашка, Витька, Серёжка и Димка были, как близнецы, в одинаковых черных сатиновых трусах и грязных серых майках. Босоногая команда была похожа на шайку малолетних разбойников. Одним словом, шпана шпаной...

- Алик, тараний свою гранату! - скомандовал Генка. - На карьер пойдём.

На карьере давно никто не работал. Мальчишки нашли в отвесной стене карьера углубление, натаскали туда хвороста и развели большой костёр. Когда огонь разгорелся пышным пламенем, Генка бросил в костёр гранату и вся компания мальчишек спряталась в центре карьера за пирамидальным курганом, оставленным экскаваторщиками. Ждать пришлось недолго.

- Хулиганы! Шпана! Вы зачем огонь развели? - кричала наверху стены женщина. Она стояла, как раз над пламенем костра и бросала вниз комья земли.

- Тётенька! - закричал Никита. - Уходите оттуда, щас рванёт!

- Я те рвану! Шпана! Хулиганы! Всё родителям расскажу! - не унимаясь, кричала женщина.

Генка и его шайка, как по команде рванули из карьера в разные стороны. Олег схватил палку и побежал к костру. Никита зажмурил глаза и закрыл руками уши.

- Щас рванёт, - подумал он, - зачем Алик побежал туда. Погибнет же, дурак!..

Олег подбежал к стене карьера, вставил палку в трещину и рванул с силой. От стены отвалился огромный пласт земли и с шумом упал на костёр. Огонь сразу затух. Мальчишка опять вставил палку в другую трещину и с силою рванул на себя. Ещё один огромный пласт земли упал на костёр. И, лишь, после этого он бросил палку и рванул прочь от стены, туда где стоял Никита. Он схватил брата за руку и потащил за собой, вон из карьера. А та женщина наверху, продолжала кричать и размахивать руками...

Уже потом, к Никите пришло осознание страха и обида, что не он, а его младший брат не испугался и затушил костёр, а он стоял, как вкопанный и ничего не соображал. Алик настоящий герой, а он струсил. Он признался в этом брату, а тот ему сказал:

- Нет, брат, ты не трус! Ты, ведь, не побежал. Трусы, Генка с пацанами. Шпана, у них сразу пятки засверкали, когда тётка на нас заругалась... А ты её предупредить хотел. Ты не трус!.. Ты мой старший брат!..

На следующий день пошёл сильный дождь. Когда земля просохла, братья пришли в заброшенный карьер, и пытались найти на костровище гранату. Долго копались в земле, но гранату не нашли.