1. 10. Военные шифры

Вадим Гребенников
На протяжении всего 18-го и 1-й половины 19-го веков криптослужба МИД кроме посольских шифросистем создавала и военные. Во 2-й половине 19-го века она все ещё продолжала разрабатывать шифры для военных, но уже с 1850-х в Генеральном (с 1866 - Главном) штабе начала функционировать своя криптослужба.

Разрабатываемые там шифросистемы утверждались военным министром и отправлялись начальникам войск и военных управлений согласно особого списка. Он включал императора и членов его семьи, занимавших высокие военные должности, военного министра, начальников главных управлений, командующих войсками округов, начальников окружных штабов, командиров военных корпусов, комендантов крепостных гарнизонов и других.

Шифропереписка в военном министерстве осуществлялась как в военный, так и в мирный период. Засекречивалась информация по вопросам мобилизационного и военного обучения, а также подготовки войск и гарнизонов по тактике ведения боевых действий и т. п. В военный период криптослужба МИД посылала в военное ведомство шифры, защищавшие сети общей связи, в которые по разным причинам входили послы, консулы, военачальники, капитаны военных кораблей и другие.

Во 2-й половине 19-го столетия шифры военного ведомства, как правило, представляли собой кодовые книги небольшого (до тысячи кодовеличин) объёма. Кодобозначения представляли собой 3- и 4-значные цифры. Такие военные коды, в основном, действовали длительное время, переделывалась только быстро устаревающая словарная часть в связи со сменой географического театра военных действий и т. п. Перешифровальные коды, разработанные в 1860-х, применялись ещё в начале 20-го столетия.

Так, код, введённый в действие в 1854-м и используемый до конца Крымской войны в 1856-м, назывался «словарным ключом № 299» и имел более полутысячи кодовеличин. Он засекречивал связь русских военачальников на Дунайском театре военных действий против турецких войск. Однако с окончанием войны из действия его не вывели, и с 1891-го он защищал сеть связи командиров гарнизонов в Бухаре, Иркутске, Омске, Ташкенте, Хабаровске и Владивостоке, а также послов в Пекине, Сеуле и Токио. Из эксплуатации он был выведен лишь в 1901-м.

Надо отметить, что в развитии русской криптологии сыграли положительную роль телеграфные линии, проложенные на территории Российской империи во 2-й половине 19-го века. В 1870-м был разработан и задействован код, названный «французским биклавным ключом № 348», а в 1876-м - код, названный «русским биграммным ключом № 361».

Код № 361 имел почти тысячу кодовеличин: упрощённый русский алфавит, знаки препинаний и множество биграммных комбинаций, которым соответствовали 3-значные кодобозначения. Этим кодом вначале обеспечили консулов на Востоке, в Тифлисе и Одессе, а кодом № 348 защитили европейские линиии дипломатической связи.

В ходе русско-турецкой войны (1877-78) оба кода работали на театрах военных действий. Кроме того, их применяли член Госсовета генерал Николай Павлович Игнатьев и военый агент во Франции полковник Лев Александрович Фредерикс. Поработали эти коды и после окончания войны: № 348 - до 1891-го, а № 361 - до 1903-го.ж

В ходе русско-японской войны (1904-05) задействовали код, названный «русским словарным ключом № 349», введённым в эксплуатацию ещё в 1868-м на телеграфных линиях финансового министерства. В 1879-м его вывели из эксплуатации в связи с утерей его экземпляра. Но в 1901-м его опять использовали для шифропереписки финансового министерства с пограничными таможнями. Кроме того, код № 349 заработал в 1900-м в министерстве госимущества, а в 1902-м - в консульствах Порт-Артура, Харбина и Мукдена, а также в 1904-м - в сухопутных войсках.

Самые популярные коды в конце 19-го столетия в военном министерстве по своему типу были «словарными ключами», которые и назывались «военными». Несмотря на универсальный принцип своего строения, коды военного ведомства в конце 19-го - начале 20-го веков имели всё ж таки некоторые различия.

Так, «ключ военного ведомства №6», составленный в 1906-м, представлял собой 3-значный многовариантный цифровой код с маскированием и сокрытым началом текста объёмом в тысячу словарных кодовеличин. Часто встречаемые буквы и длинные слова кодовеличин имели дополнительно по 2 и более кодобозначений, остальные - по 1-му кодобозначению. Порядок использования кода в случае наличия по тексту одинаковых слов дополнительно ёще требовал, чтобы их набирали различными методами, не повторяя кодобозначений. Отдельно к коду для повышения стойкости прилагались таблицы перешифрования.

Порядок также обязывал скрывать начало текста. Для этого цифровое закодированное сообщение разбивалось на группы по 5 чисел каждая, начиная с конца кодограммы, причём все они должны были разделяться дефисом. Если последняя группа кодограммы, соответствующая началу письма, содержала менее 5 чисел, то надо было добавить нужное количество случайных чисел. Их количество проставлялось цифрой в кодограмме, преобразуя последнюю группу в 5-значную.

Код предусмотривал и маскирование: во всех 5-значных группах кодограммы взаимно менялись 2-е и 4-е числа. Такой метод нарушал порядковую (алфавитную) связи, если система была алфавитной или содержала какие-либо неслучайные (неудачно составленные) кодобозначения.

Эти меры нельзя принимать в качестве перешифрования кода, поскольку они являются только маскирующими, которые, тем не менее, усложняли дешифровку кодограмм. Естественно, если дешифровщик узнавал об этих усложнениях, ему быстро удавалось с ними справиться, осуществляя обратные процессы перестановки и находя начало текста по последнему числу шифротекста.

В связи с тем, что телеграмма могла иногда шифроваться не полностью, а частями, то шифрованная часть сообщения могла быть перемешана вместе с нешифрованной. Поэтому все шифрованные части оформлялись группами из 5-значных чисел всегда в качестве самостоятельной телеграммы. Из архива известно, что указанный порядок использования кода подписали начальник отдела Генштаба генерал Сергей Леонидович Марков и начальник военной криптослужбы полковник Лео.

«Ключ военного ведомства № 7», составленный в 1905-м, представлял собой 3-значный алфавитно-цифровой код объёмом в почти тысячу словарных кодовеличин, расположенных в 20 табличках. Первое число этого кода изменялась согласно показателя (марканта) «малой» таблички.

В процессе кодирования надо было изменять показатель и соответствующую ему табличную цифру в связи с произвольным количеством знаков и слов. В любом случае рекомендовалось осуществлять такое изменение, как правило, после тринадцати написанных кодобозначений.

Если в сообщение содержало одинаковые слова, то их надо было набирать всегда разными способами, не повторяя одни и те же кодобозначения. В остальном порядок кодирования сообщений был стандартным. Перед отправкой шифротелеграммы надо было проверить правильность её шифрования путём дешифровки...

Чтобы прочитать полностью, напишите автору.