Птицы

Людмила Саницкая
                ПТИЦЫ

     Над маленькой зелёно-голубой планетой летели птицы.  От одного полюса к другому,  над гладью океанов, над грядами гор, над  равнинами, над городами… Взмахивали могучие крылья серых гусей, трепетали крылышки мелких птах. Неотвратимо, мерно, целеустремленно летели птицы  по зову предков в места зимовки и обратно, летели, чтобы продолжить свой крылатый птичий род, и не было для них границ, государств и прочих препон, устроенных суетным человеком. Малой и трогательно незащищенной казалась планета с высоты  их полета, малыми и несущественными казались человеческие проблемы рядом с этим летящим народом.

     Во Франции этот фильм назывался «Мигрирующий народ». Выйдя на экраны,  он вызвал такой интерес, такую волну признания, что толпы зрителей осаждали кинотеатры, и до сих пор на того, кто не посмотрел его, взглянут удивленно и неодобрительно.

      Национальная гордость французского документального кино, наконец, добралась и до нас.  В Центральном Доме предпринимателя на Покровке, в уютном кинозале, вот уже две недели шёл фильм «Птицы» – так мы назвали творение Жака Перрена в нашем прокате.

      Странный это фильм – почти без текста, совсем без человека – о его существовании говорят только несколько глухих выстрелов, которые  звучат почти кощунственно – только птицы. Летящие, танцующие, высиживающие птенцов… И зритель здесь даже не зритель, а просто невидимый участник, спутник и свидетель жизни удивительного крылатого народа.

     Жак Перрен хотел создать игровой фильм с птицами-актёрами. Ему удалось сделать нечто большее, потому что птицы в фильме не играют, они живут, они настоящие. А кинокамера живет рядом с ними, не замечаемая, невидимая, вездесущая.  Съёмки шли в пятидесяти странах, отсняты сотни километров пленки. Работали не только замечательные операторы и монтажёры, но и учёные – орнитологи, зоологи.  Снято двадцать семь видов птиц. Почему же эти крылатые подпустили к себе, в свою стаю, специалистов? Оказалось, потому, что орнитологи работали с ними ещё до рождения. Отобрали яйца и чуть ли не сами их высиживали. Будущим птицам придумали имена, с ними разговаривали, пели им колыбельные… А, главное, включали камеру, и птенцы росли под стрекотание главного киноинструмента, привыкали к нему, и потом, уже в полёте, воспринимали этот звук как часть материнского голоса.  Потом камера летела вместе с ними в стае, на дельтапланах и парапланах птиц снимали сверху и снизу, с любого расстояния…

     Много было технических ухищрений, но одна только техника не могла бы  создать атмосферу подлинности и теплоты. Авторы любили своих птиц, любовались ими, и в результате на экране появился удивительно красивый и трогательно беззащитный мир крылатого народа. Танцующие журавли, белоснежные лебеди, забавные пингвины, изящные гуси и казарки, могучие орлы…

     И всё это пернатое царство летело над такой же  прекрасной и такой же беззащитной землёй. Снежные лавины рушились со зловещим безмолвием, возносились величественные горы, гремели водопады… И так красива была земля, так красивы крылатые создания, летящие над ней, что хотелось и эту землю, и этих птиц обнять, прикрыть, защитить…

     Всё это почти двухчасовое действо сопровождалось  музыкой Бруно Кулэ, и эта  прекрасная музыка сама есть действующее лицо в фильме. Пишут, что во Франции многие сначала услышали музыку – саундтрек, как теперь говорят,   а уж потом пошли смотреть фильм.

     Помимо того, что фильм Жака Перрена признан документальным шедевром, это ещё и очень красивое, очень доброе кино, достойное того, чтобы его увидели все.
    
     Здесь стоит вспомнить о том, что зародилось-то документальное кино о природе всё-таки  у нас, ещё в Советском Союзе, в тридцатые годы.  Александр Згуриди  снимал птиц и зверей  в Арктике, в пустыне, в заповедниках. Ещё не знали Кусто с его аквалангом, а Згуриди уже снимал подводный мир в Тихом океане. Он первым стал делать научные фильмы как художественные. Замечательно снимали животных и другие наши кинодокументалисты – Феликс Соловьев, Робертас Верба, Марк Соосаар. Сейчас работает в этом жанре Сергей Урусов.

     Известный ведущий телепрограммы «Диалоги о животных» Иван Затевахин, высоко оценив «Птиц», с горечью замечает, что и мы могли бы так снимать, и техника у нас есть, и талантливые режиссеры, но вот бюджет не позволяет… Ну, а пока решаются вопросы с бюджетом для нашего документального кино, мы летим вместе с птицами Жака Перрена.