Я буду механиком!

Валентина Карпова
  Ему было всего четыре года, когда в букваре старшей сестры он увидел на картинке изображение паровоза. Трудно даже представить какими были возникшие ассоциации в детской голове, но с тех пор он не расставался со старенькой потрёпанной книжкой без обложки… «Я буду механиком!» — мечта, которая поманила за собой и, осуществившись, стала смыслом и делом всей его жизни!

   Миша родился в далёком 1927 году в октябре месяце в глухой небольшой деревушке. Ближайшая ж/д станция находилась в пятнадцати километрах от неё, да и то, что это была за станция: крохотная будка обходчика! Вполне понятно, что мало кому из его односельчан удалось увидеть и услышать «голос» этого «железного чудовища» в то время, но и тем не менее: я буду механиком! Взрослые поулыбались, услыхав подобное заявление из уст ребёнка и благополучно забыли, но не он…

   В сентябре 1932 года Мише было почти пять лет, когда он самовольно увязался за старшими ребятами, которые каждое утро уходили в соседнюю деревню, за несколько километров, в школу. Удивлённая учительница сразу же приметила бойкого мальчишку: «Ты кто же такой будешь и что тут делаешь?» — спросила она у него. «Я Танькин брат! А пришёл сюды учиться!» «Вот оно что! – протянула та – А не рановато ли?» «Нет! Я пошти усё знаю, как Танька, тольки ишшо лучшее – она усё забывает, а я не, я помню!» «И что же ты помнишь?» «А спытай!» «Ну, хорошо! Иди сюда ко мне!».

   По результатам импровизированного экзамена (как потом говорила Варвара Степановна Мишиной маме) его нужно было сразу посадить в третий, а то и в четвёртый класс: он действительно бойко читал, считал да и по остальным предметам школьной программы имел достаточно хорошие твёрдые знания! «Как же это ты?» «А Танька мине показывала и читала, а я запомнил – я башковитый!» «Вижу, вижу… Вот только что делать, ума не приложу…» Школу посещать разрешили, надеясь на то, что надоест и бросит… Не надоело!

   Семилетку Михаил окончил перед войной с отличием. В 1941 году ему исполнилось четырнадцать лет и он ушёл пешком в Тулу за более, чем сто километров от дома, чтобы поступить работать на железную дорогу вначале кочегаром, а потом…

   А потом была война, и несколько лет лесоповала за несовершённый им проступок и почти смерть… Да, в жизни случается всякое и даже смерть бывает «почти», а не окончательно…

   Едва выбравшись из её цепких объятий, он снова уходит в Тулу, несмотря на возражение и слёзы матери. «Я буду механиком!» И судьба сжалилась: его посылают в Москву на курсы машинистов локомотива! Все учебные заведения (а их было несколько) Михаил заканчивал только на «отлично» — ни единой четвёрки!

   В 1961 году, ведя за руку свою дочь в первый класс, у самого школьного порога как наказ сказал: «Запомни, дочь! Учиться плохо – стыдно!».

   Я пронесла завет отца через всю свою жизнь, передав уже своему сыну. Пролетели годы. И вдруг совершенно неожиданно я услыхала те же самые слова от своей, племянницы, дочери младшего брата. На мой вопрос, как у неё дела в школе, Ксения вдруг резко развернулась и, глядя в упор, выдала: «Учиться плохо – стыдно!».

   Вот она связь поколений! Вот она дорога вослед за мечтой через уже другие судьбы одного рода!