Любимые, любящие и счастье

Сахалинская
Любимые.

   У меня в жизни было только два мужчины. С первым мы прожили в счастливом браке 30 лет, а потом его не стало. Нет-нет, умер он только для меня, но со всеми вытекающими:  невыносимое горе, постоянный ком в горле и слёзы в подушку, а в одиночестве рыдания в голос. Не знаю как долго это могло продолжаться, но это горе отодвинулось в сторону другой бедой.  Я пошла к врачу, и он дал мне направление в онкологию, а оттуда отправили в клинику в Самару, где я провела весь день, пройдя кажется все существующие мед обследования. К концу дня мне дали на руки, ставшую пухлой за один день, карточку и направление в Москву на операцию, объяснив, что там находится единственное в стране отделение глазной онкологии и потому ожидание может быть в несколько месяцев.  Вернувшись домой, я положила перед всё ещё официальным мужем направление с диагнозом, в душе надеясь, что он проникнется, опомнится и мы обнявшись, вместе будем плакать, а потом так же вместе бороться с этой напастью. Но чуда не случилось: он равнодушно пробежался глазами по направлению и сказал: «Ну надо, так езжай!», и крышка гроба с треском захлопнулась окончательно. 

  Собираясь в Москву и передавая незаконченные дела на работе, я всё же поддалась на уговоры близкой приятельницы сходить вечером нашим небольшим коллективом в кафе отметить её день рождения. Гуля была искренне рада тому, что я согласилась и не преминула подчеркнуть, что и «наш Олежек» будет, исподтишка подмигнув мне, намекая на сослуживца, который был младше меня лет на пятнадцать, но по словам Гули, давно и без надежды тихо страдал обо мне.
  Вечером в кафе, сидя за столом, подруга, толкала меня в бок локтем и  настойчиво шептала мне в ухо: «Смотри-смотри, он же глаз с тебя не спускает!» « Того и гляди слюна потечёт» -скабрезничала она.  Когда Олег пригласил меня на медленный танец, я неожиданно для себя, согласилась. Он вёл себя как подросток, «незаметно»  вдыхая запах моих волос, но провожая меня до моего места, предложил  подвезти домой после кафе. Приятно удивило, что он совсем не пил.
  Подвозя  к дому, Олег решился пригласить меня в ресторан в воскресенье, но я отказала, объяснив, что как раз в воскресенье уезжаю в Москву. Слово за слово и я вдруг рассказала про причину поездки, и  разоткровенничавшись пожаловалась, что боюсь этой поездки больше всего, боюсь приговора, который будет оглашён в клинике, боюсь возможной операции и невозможности оперировать тоже боюсь.
   На следующий день Олег попросил меня о встрече и краснея, путаясь и сбиваясь заявил, что не может отпустить меня одну, потому что боится как бы я чего не сделала с собой, если …  В общем в воскресенье мы ехали в купе вместе. Он ловил мой взгляд и краснел от случайных прикосновений, мне это льстило, отвлекало от дурных мыслей и, честно говоря,  меня это волновало.  В Москве мы прямо с вокзала поехали в клинику. Весь день, переходя из кабинета в кабинет, я проходила дополнительные обследования, а Олег терпеливо ждал в коридоре. Наконец приём у профессора, откуда я вышла облегчённо улыбаясь. Олег, не поверив на слово, устремился в кабинет сам и повеселел только после того, как профессор повторил ему слово в слово о затемнении, оставшемся после незамеченного кровоизлияния, об упущенном времени, но отсутствии угрозы жизни.  Потом мы оба счастливые ехали в гостиницу, где были забронированы два номера. Честно скажу, что нам хватило одного. А потом были 10 неразлучно-счастливых лет.
  Чтобы подытожить эту главу: разница в возрасте должна оцениваться адекватно. Я первая поняла, что надо незаметно «отползать», пока окружающие не начнут принимать нас за маму с сыном. Может быть мой возраст и дал мне первой остыть и безболезненно отойти в тень.  Но я не жалею ни о чём, даже несмотря на то, что эти десять лет пролетели, как один день.

Любящие.

  В моей  жизни рядом было много мужчин. В детстве я всегда дружила с мальчишками и не обижалась, а гордилась, что все соседи называли меня пацанкой. В подростковом возрасте все мои друзья прошли через период влюблённости в меня и если все исцелились от этой напасти, благодаря моим насмешкам и подначкам, то Валерке это средство не помогло. Он молча терпел все мои издёвки, носил мне конфеты и покупал мороженое, а позже, когда я начала встречаться с другими ребятами, он был у меня на посылках. Валерка был неуклюж и мечтателен. А я по жизни летела не оглядываясь. Так и улетела, выйдя замуж за Валеркиного одноклассника, а Валерка долго не женился, лет пятнадцать, а потом жизнь у него не задалась, и спустя многие годы при встрече он без намека на шутку признался мне, что всю жизнь ждал когда я разойдусь с мужем чтобы жениться на мне.  Но я не разошлась и он так и остался один на один со своей любовью. 

 В выпускном классе я училась опять в новой школе. Один год из всей жизни! Естественно я почти никого не помню и, когда меня засыпают приглашениями на вечера встреч разных школ, я отказываюсь.  Мне этот класс памятен тем, что именно там у меня появилась первая в жизни подруга. С ней мы встречаемся сейчас, но очень редко; в городе юности почти не осталось родственников, а тогда мы были не разлей вода. Имея множество друзей по двору, по школе, по интересам, я действительно не имела подруг. Наташка выделялась среди девчонок в одинаковой школьной форме своей полнотой и весёлым нравом.  Главное, что меня поразило в ней — у неё был мопед! И мне пришлось приложить немало усилий, чтобы родители и меня осчастливили заменой моего велика на мопед. Мы с Наташкой были юморные и суперактивные, потому и подружились сразу, тем более среди пацанов в этом классе друзья мне не светили. Ребята были неплохие, но это уже был тот возраст, когда любой взгляд и жест в их сторону расценивался как влюблённость.  Я подружилась с Наташкой, а мужской половине класса позволила влюбляться в меня, не подавая надежд. 

 Со мной за одной партой сидел Карпов, имени его, честно, не помню, тем более звала я его Рыбой, а он откликался.  Я училась отлично и никогда на уроках не отвлекалась ни в начальных классах, ни тем более в выпускном классе. Карпов же досаждал мне записками с приглашениями в кино или в парк, на которые я никогда не отвечала. Перед самыми экзаменами записки изменились, он стал писать мне целые письма о своих неразделённых чувствах, о любви и страданиях от того, что скоро экзамены, а потом конец жизни потому, что не будет нашей общей парты, не будет уроков и меня рядом не будет. Всерьёз я это не принимала, так же как всерьёз не принимала и самого Карпова. А спустя десять лет он покончил жизнь самоубийством, видимо так никто и не принял его в этой жизни всерьёз.

 После занятий у школы меня подкарауливал отпетый троечник и хулиган, не дававший мне прохода на переменах, и который чаще всего и караулил меня у школы и тащился до самого дома. Поэтому компания по дороге к дому у меня была стандартная: до Наташкиного дома мы шли вчетвером — я, Наташка, ухажёр-троечник и Сашка, тихий, скромный и вечно краснеющий мой сосед по дому.  Сашка вызывал у меня такую же жалость, как и все собаки и кошки в округе. Он так же молча ловил каждое моё слово и движение, радуясь мимолётно сказанному доброму слову и половинке пирожка.  Я шутя ответила ему на вопрос о том куда буду поступать, что мечу в кАлинарный техникум (Хазанов тогда был на пике популярности).  Сама же с первой попытки поступила в юридический и мы с мамой уехали отдыхать. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что Сашка из-за меня поступил в кулинарный, где и остался учиться, так как менять что либо было уже поздно.  А когда я выходила замуж,  он был у меня свидетелем, ездил с нами по городу, затем в качестве близкого друга был в ресторане, а потом всю ночь варил заливное и крошил салаты к свадебному столу (на второй день собирались  родственники дома).  Мы с новоиспечённым мужем на второй день не попали, удрав от собравшихся родственников гулять по городу, а Сашка остался.  Мать потом мне рассказала как он молча и быстро напился, а потом горько плакал над своим заливным из говядины.

  С Сергеем я познакомилась в кино, куда, сорвав занятия,  утащила всю свою группу.  Мы все весело расселись по местам, заняв полтора ряда кресел.  Уже медленно гас свет, когда мимо нас по ногам пробирался не наш, но очень стильный блондинистый парень. Я сидела почти в центре ряда, дальше были два свободных места. Не задумываясь, я выставила ногу и сама напугалась результата — парень спланировал ровненько на пол между рядами.  Мои друзья  затихли как по команде, я  напряглась, но незнакомец встал, отряхнулся и с укоризной сказал: «А я хотел с тобой рядом сесть» В это время следом за ним беспрепятственно протиснулся второй парнишка, неся перед собой две порции мороженного.  Через пару минут блондин всё таки поменялся местом с другом и плюхнулся на соседнее кресло: «Мороженое будешь?» - спросил он шёпотом и, не давая опомниться, сунул мне к губам мороженое. После кино он проводил меня до дома, и мы долго целовались у ворот. Потом он записал мой телефон и заторопился, боясь опоздать на последний трамвай.  «Эй, стой!» - опомнилась я - «А зовут-то тебя как?» Встречались мы долго, до весеннего призыва, а потом он как с ума сошёл, требуя выйти за него замуж до армии, потому что просто не может оставить меня свободной на два года.  Мне только исполнилось семнадцать, но я была по словам матери «с головой», и понимала, что муж из Сергея не получится.
   Встретились мы с ним лет через пять, как ни странно, в театре. Он успел не только отслужить, но и отсидеть «по глупости за компанию» Я уже была замужем, и приехав в отпуск в город моей юности с мужем и ребёнком, я не отказала себе в возможности встречи с любимыми актёрами.  Казалось Сергей знал обо мне всё, «А ты? Не женился?» - спросила я. Он удивился: «А зачем? Таких, как ты, не встретил, а тёплых подстилок и без брака хватает»
  Прошло ещё лет десять. Я вновь посетила город, где жили родители.  В вечерний трамвай вошёл Сергей, у него уже не было белокурых до плеч локонов, лицо обрюзгло и постарело. Был он привычно пьян, и я уткнулась в окно, пряча лицо.  Неужели этот, сразу заснувший пьяный мужик, сидящий в двух метрах от меня, и есть тот Сергей, в которого были влюблены все знакомые девчонки? Для справедливости отмечу, что я всю жизнь помню его и благодарна за то, что он окунул меня в рок,  которым я прожила  уже четыре десятка лет и не ошиблась в своём выборе.  РОКовая женщина шутят друзья.

 Наш самолёт, пролетев над океаном, приземлился в аэропорту Южно-Сахалинска. Муж предвкушал радость встречи с однокурстником, которого не видел лет пятнадцать. Все эти годы они держали связь в эфире, а когда наметился перелёт через Южно-Сахалинск, мы воспользовались приглашением старого друга и остановились у него всей семьёй. К тому времени одна дочь была уже в выпускном классе, а младшая в четвёртом. Толя радушно встретил нас накрытым столом. Жил он один, хотя и был женат. Жена  так и не отказалась от своей карьеры в Саратове и ни разу не переезжала с мужем к новым местам его назначения по службе.  Он каждый год ездил в отпуск в Саратов, ничего не изменилось и когда родился их единственный сын. 
 Вечером засиделись за разговорами допоздна. Толя всё вспоминал как мы с ним танцевали на выпускном, когда весь курс участвовал в нашем с будущим мужем примирении после ссоры.  Я, в отличие от Толи, не помнила о чём мы с ним говорили во время танца, а он всё цитировал и цитировал наш разговор, помня казалось каждое слово. Утром мы отсыпались с дороги, а когда я наконец вышла на кухню, то обнаружила записку, из которой узнала, что свежеиспечённые для нас  французские булочки в кастрюле под полотенцем.  Когда муж вышел покурить, старшая дочь с серьёзным видом заговорщицы спросила: «Мама, и почему ты не вышла замуж за дядю Толю?»

  Я никогда не была красавицей, но поверьте на слово,  в моей жизни всегда рядом были и есть безнадёжно влюблённые мужчины, и у меня нет цели вспоминать и перечислять их всех. Упомянула только особо запомнившихся.

Счастье.

  Если следовать логике, то любовь это счастье, а счастье это миг.  Я любила и была любима. Была ли я счастлива?  Я начала вспоминать когда же я была счастлива, когда наступал тот самый миг счастья.  Сразу вспомнилось: мы с Наташкой летим на мопедах по строящемуся и пока ещё перекрытому спуску с верхней части Заволжского района  на Нижнюю террасу.  Дорога уже заасфальтирована и мы разгоняемся до свиста в ушах, встречный поток воздуха перехватывает дыхание… А может быть это счастье перехватило дыхание? Да, да, конечно! Молодость, скорость, мечта! Вот он миг счастья!

 А может быть всё же счастье это любовь? Да, конечно же любовь! Любовь! Любовь к морю и островам, к ветру и солёным брызгам в лицо, когда ты летишь  во время отлива на мотоцикле по мокрой кромке песчаного берега Тихого океана, или Татарского пролива. Море, ветер в лицо, скорость, счастье...