84. Можно строить счастье на несчастьи другого?

Дава Аутрайт
Недавно у моего М был день рождения. Сразу 2 удивительных события меня поразили. 

1. Давно уже моя дочка не входила к нам в спальню утром, когда мы ещё спим.
Как обычно, просыпаюсь рано - около половины седьмого. Приподнимаюсь, чтобы тихонько встать, и - не верю своим глазам: в углу за его ночным столиком на кресле сидит дочка - умытая, причёсанная, в любимом папой матросском костюмчике, с тремя тюльпанами. Встречаемся глазами - она вспыхивает, радостно улыбается и вдруг прекомично копирует мой когдатошний жест - указывает МНЕ пальцем на дверь. Я так поражена, что не знаю, как реагировать. Она укладывает цветы на кресло, на цыпочках обходит кровать, подходит ко мне, целует и тихонько-тихонько шепчет в ухо: 
- Мамочка, ну пожалуйста, я ужасно хочу первой поздравить его, - и умоляюще смотрит мне в глаза. Я, конечно, киваю, она ещё раз целует меня и так же на цыпочках уходит назад. Оттуда шлёт мне воздушный поцелуй и замирает с цветами в руках. Еще пару минут я любуюсь ею, пока у меня не затекла левая рука. Ложусь снова на подушку, выжидаю, пока рука отойдёт, и решаю будить его незаметно для Танюши.

Просыпается он всегда одинаково - глубокий вдох, потягивание с ещё закрытыми глазами. Не успевает он открыть глаза, а она уже бросается на него и целует мои любимые глаза. И то, что она целует его не в губы, а в глаза, меня почему-то особенно задевает, прямо укалывает. Глаза у него - это самое красивое, самое притягательное. Но они ведь притягательны только для меня. "Не дай Бог, они и её уже притягивают" - пугаюсь я, и встречаюсь с его удивлённым взглядом. А она уже быстро-быстро и с чувством сыплет ему поздравления - и добрые, и смешные. Кажется, что она заготовила их целый мешок. Приходится прервать её:
- Ты уже остановишься когда-нибудь и дашь мне сказать хоть слово? 
- Сейчас, - отмахивается она от меня и продолжает свои "заготовки".
А мой М подсовывает под меня свою руку, притягивает к себе и целует в губы. Дочка возмущена:
- Я же тебя первая поздравляю, поэтому ты меня первую должен поцеловать!
На что этот хитрец отвечает:
- Ты так прекрасно говоришь, что мне не хочется тебя прерывать, продолжай-продолжай.
Но она уже сбилась с настроения и обиженно замолчала, может быть, уловила смешинку в его ответе. А он прекрасно исправил её настроение:
- Ты знаешь, если это не мама тебя подговорила на такое поздравление, то это просто замечательный мне подарок - неожиданный и по-настоящему для меня радостный. Этим мой сегодняшний день рождения будет помниться мне лучше всех предыдущих. 
И её ответ завершил радость этого поздравления:
- Нет, когда мама проснулась, она только разрешила мне первой поздравить тебя.
Ну, тут началось всеобщее целование, пока дочка не заметила:
- Здесь не хватает Димки, правда? Я пойду разбужу его, ладно?
Но я её остановила:
- Не надо, а то он ещё тебя поколотит за то, что недоспал целый час. Я его потом сама подниму незадолго до восьми.

2. Я не утерпела и разбудила его в половине восьмого. Я ожидала проявление недовольства - очень уж он любит поспать утром до самой последней возможной минутки. Но - ничего подобного - хотя и папу поздравлять тоже не спешил, а ответил на мой поцелуй и, ещё не вставая, спросил:
- Ма, скажи честно, Ленка мне правду сказала, что ты увела папу от её мамы? 

Этот вопрос поверг мена в шок. Не только потому, что он застал меня врасплох, и я не знала, как лучше реагировать на него, но и потому, что была поражена - как можно делиться с дочерью  такими вещами!

Я испытывала смятение: признаться, что я "уводчица" - смертельно не хотелось, но и врать было тоже невозможно - ведь вся его родня это знала. (Потом я представила эту картину со стороны - я сижу у него на кровати совершенно растерянная, а он явно наслаждается моей растерянностью).

Лучшим выходом из положения мне показался вопрос ему:
- Можно ли считать, что я увела его, если даже не знала, что они знакомы - не просто, как близкие родственники? Она ведь сама нас познакомила, когда я приехала в Одессу на свои первые каникулы в консерватории, и просила его уделить мне как можно больше времени, пока она готовилась к вступительным экзаменам. Он влюбился в меня, ну и я не осталась равнодушной к нему. За всё время каникул мы виделись с ней только один раз и никогда даже не говорили о ней. Когда я уезжала, уже обручённая с ним, я даже и не вспоминала о ней. О том, что она была к нему неравнодушна, я узнала уже после этого. А когда узнала, не могла же я сказать ему - ступай к ней. Как ты думаешь? 
- Ещё бы! - одобрил он меня, и следующий вопрос я уже встретила спокойно:
- А если бы ты знала о ней с первого дня знакомства, ты бы поступила так же? 
Теперь уже мне легко было ответить утвердительно. На что он отреагировал совершенно так, как думала я:
- Ты молодчина. За счастье надо бороться. Важно только понимать, что есть твоё счастье. 

Мне не захотелось ставить перед ним "взрослый" вопрос - а можно ли строить своё счастье на несчастьи другого?
Как-то мы не думаем о том, что такие прогрессивные явления, как соревнования, конкуренция, даже повышение производительности труда, и т.д. и т.п. - даже это в той или иной степени - построение счастья одних на несчатьи других. А уж использование личных преимуществ (сила, красота, ум, хитрость, образование, ...) в разных ситуациях?
Уничтожение возможности использования преимуществ, наверное, есть остановка всего. Ведь это есть остановка и естественного отбора. 
Природой предопределено ЖЕНЩИНЕ отбирать лучшего из возможных претендентов на себя и на должность отца её детей, а МУЖЧИНАМ природа предопределила соревноваться на эту должность. Как они все справляются с этим - это и есть жизнь.