Моя линия жизни

Иван Меженин
        РАННЕЕ ДЕТСТВО
Родился в Зуевке. В свидетельстве указано — в мае,  со слов матери - в феврале. «Отец гулял на радостях, и в сельсовет пошел не сразу», - поясняла она.
   Проживал и воспитывался я с мамой, с двумя бабушками : Марией Михайловной - Машей, по линии отца и с Аграфеной Ильиничной - Грушей по линии мамы. Но с дедушками нашей семье видимо была не судьба. У Марии Михайловне, которая с роду  инвалидка (нога левая не сгибалась), муж был тоже  инвалид. Но Петр Павлович Меженин был человеком одаренным, грамотным. И работа его волостного писаря  почетная, престижная, хорошо оплачиваемая. Владел он хорошо и редким музыкальным инструментом - скрипкой. Поэтому наверно ему и пришлось покидать зуевские края после революции. До 1933 года Петр Павлович проживал в Ташкенте с женщиной, которая руководила там трикотажной фабрикой. А он на фабрика вел бухгалтерские дела. Потом стал много пить. В результате и был найден мертвым на тропе, которая вела его на работу.
Не менее загадочная жизнь оказалась и у мужа нашей бабушки Аграфены Ильиничны. Иванов Иван Дементьевич в революционное лихолетье был на стороне красных, служил кораблестроителем на черноморском флоте. Потом работал сельским плотником- краснодеревщиком. В 1921 году в Поволжье случилась страшная засуха, а в зиму 1922-го повальный голод. От него-то  семья  Ивановых и уезжала в хлебный город Омск. Там они детей в приют подкинули, а сами работали по найму в деревнях. Через три года Аграфена Ильинична приехала в Зуевку с двумя девочками (одну не нашла). О муже она всю жизнь нам говорила, что он в Сибири простыл и умер. И только после смерти бабушки Груши мы узнали правду. Оказалось, ее муж, Иван Дементьевич просто изменил ей, женившись на вдове, сибирячке. А почему она так поступила?
      Да потому, что бабушка Груша была женщиной гордой, принципиальной, знающей себе цену. Она по жизни высоко пронесла свое «Я»
   Трудно, да, но она семью свою растила одна до 1935 года, пока не выдала замуж старшую дочь Доню (нашу маму). В это время в Зуевке овдовел многосемейный мужичек, низенький, щупленький Андреев Варфоломей. бывший друг ее мужа - предателя Иванова Ивана Дементьевича. И Аграфена Ильинична  Варфоломея выручает. Она берет на женское попечение его большую осиротевшую семью. А с этого времени наша семья обретает себе уникальнейшей души, заботы и доброты дедушку. Без которого, как потом будет нам ясно, наша семья вряд  бы выжила в тяжелые военные и послевоенные годы.
Дедушка Варфоломей в те оды для нас был больше чем родным дедушкой. Но справедливости ради надо сказать, что и Аграфена Ильинична такой же родной и заботливой матерью стала для его детей, одному из которых было всего год. Она их всех вырастила, воспитывала и вела по жизни до 1980 года.
Но после этого случается со стариками  невероятное. Родные дети Варфоломея проживающие давным-давно не с ними, без их согласия решают их разлучить. Считая, что им к глубокой старости жить вместе не обязательно. Их имущество делят и разлучают.
Тяжело переносили старики вынужденную разлуку, переживали, плакали. Но его дети были непреклонны. Чем безусловно и сократили их жизнь.
Умер первым дедушка, который на 7 лет старше бабушки. А не прошло и года убралась в мир иной на 84-м году жизни и его любимая Аграфена Ильинична.

 А как все это время семья наша многодетная, крестьянская жила?
 Семья многодетная, крестьянская. Отец, Яков Петрович Меженин до войны работал мельником на паровой мельнице, которая стояла между Зуевкой и Кулешовкой.
Рассказывала Маркелова, проживающая в Кулешовке «Мы узнавали его смену, находили быстро подводу и везли зерно на мельницу. Яков меньше гарций начислял (проценты за размол). Он был добрый».
Матери было не до работы, она по дому хозяйничала. Детей рожала одного за другим. Анна родилась летом 1931 года. Осенью 1932 появился на свет Михаил. В зиму 1933 начался голод, у  матери молока не стало. «Миша канючит, - рассказывала мать. - Пошел Яшка к куму Коленьке.  Он указал на поле стог, в нем мешок спрятан был Коленькой с пшеницей. Отец его привез и спас семью от голодной смерти».
В 1937 году Коля народится От болезней вскоре умрет». В феврале  1935 года родился я, в феврале 1938 года родится Вася, а в июне 1940 года появится на свет «писанная красавица» Маша.
Весной 1941 года отца становят бригадиром — полеводом в колхозе.
Проведет он посевную и сенокос, начнется война. В уборочные работы его с работы забирают на фронт.
 Аннушке в это время было 10 лет, Машеньке полтора годика. Мама с 1913 года рождения, отец с 1909.

Теперь мама в колхозе невылазно работает, ночами хлопочет с детьми, по дому и по хозяйству.
 Из писем узнаем, попал отец воевать под Старую Руссу,  Северо-Западный фронт. Там идут затяжные, тяжелые бои. «Но войска наши с превосходящим противником сражаются отчаянно и храбро», - писал отец.
Потом пришла на него похоронка «11 февраля 1942 года на  окраине Старой Руссы у фанерного завода № 1, совхоза Дубки  погиб старший сержант Меженин Яков Петрович».
Спасибо старшей сестре Анне. Она в войну приходилась нам второй мамой. И бабушкам: Маши и Груши. Они нас вырастили и воспитали, за нами присматривали, оберегали. Сделали нас настоящими людьми.
 Брат Михаил (трудяга , молчун), за нами приглядывал. Четыре класса  зуевской школы завершил, в колхоз работать пошел. Позднее в подпаски к соседу Алексею нанялся. Заработки у них пошли как у взрослых. Мы у них в поле в помощниках и под присмотром.
 Там мы и сами паслись, питались подножным кормом у природы: яйцами диких птиц, речной рыбой, съедобными травами, ягодами. Помогали мы старшим: в сараях со скотиной возились, на огороде капусту поливали, картошку пололи. Кормами для скотины занимались, с  домашней птицей, с кизяками.
Тяжелое время военное, голодное, хлопотное и холодное, а мы с Василием  семилетнее образование все же осилили. Разумные учителя нам попадали. Они этому способствовали.
До четвертого класса Анна Ивановна Петрухнова (Курбатора) мой класс вела. В старших классах с положительной стороны запомнились: Валентина Ивановна Мишанина (Денисова), Сидоров Федор Дмитриевич (завуч школы), Зуев Василий Васильевич (директор школы).
В четвертом классе произошел инцидент. Домашнее задание я не сделал, Анна Ивановна оставила меня после уроков. Меня это оскорбило, я не стал посещать школу. Но учительница пришла к нам в дом, с мамой поговорила. Они доказали мне их правоту. Я продолжил учебу.

                ЮНОСТЬ
 Зиму 1952/53 год учился в Алексеевской школе механизации. Учились там и сироты войны.
Директором школы был отставной офицер, фронтовик Владимир Николаевич Конев. Как сирот войны, он нас (11сорванцов из Зуевки) обеспечил отдельной комнатой. Плохо отапливаемой, зато просторной.
А эвакуированные сироты войны жили в соседнем общежитии. Они были голодные, бледные, в форме казенной. Им по 14 — 15 лет. Они приходили к нам, просили у нас ломтики домашнего хлеба. Запомнились их просящие, налитые мольбой глаза.
Ходили и мы в их общежитие, в отдельное, где жили  девочки. Для этого нам приходилось постоянно преодолеть запреты строгого коменданта. Там у меня и у моих товарищей были подружки. Их мы по детски, но уже любили. Мне нравилась Майя Симонова. О на красивая, скромная девочка. От ее косы пахло луговыми цветами. Так мне казалось.

Весной нас распределили по совхозным отделениям.
На тракторе С – 80 я работал на отделении №6  (теперь поселок Каменный дол), бывшего зерносовхоза Батрак. Напарник старше меня: строгий, даже суровый мужик.
Посевную мы с честью провели, выдержали. Сенокосная пора началась. Луга косим цветущие, раздольные, запахи от  трав. Степь вокруг - горизонта не видно. Нравится и работа, и заработок, и отношения начальнико. Можно бы там жить до призыва в армию,  работать.
Но мы засобирались уходить с отделения.
А причина, отсутствие общежития. Жили мы в срубовом доме на квартире. Где в доме кишели тараканы: проворные, усатые, страшные. Мы эту заразу брезговали, боялись и не могли после работы заснуть. Отдыхать уходили на чердак.  А там днем жарко. Какой сон?
Ушли пешком в Зуевку с молчаливого согласия управляющего, не получив расчета и прав тракториста.

 Конюшил с соседом Натаровым полтора года. Пришла пора призыва в советскую армию. В Сызрани на пересыльном пункте гражданский человек зачитал тридцать фамилий, повел на железнодорожный вокзал. Пассжирским поездом ехали до Саратова, шли пешком до станции Татишево. Там месяц проходили курс молодого бойца и принимали присягу.
С 1954 по 1957 год служил в Германии старшим радистом танкового батальона. В двух городах пребывал: Витенберг (один год) и Ютербог (два года. Последний является родиной гитлеровского фельдмаршала Паулюса.
А рядом с Витенбергом протекала река Эльба, где произошла когда-то историческая встреча Советских и Американских солдат-победителей.
В декабре месяце прибыл домой. Прочитал объявление в местной газете «В куйбышевскую школу киномехаников идет прием абитуриентов».  Одиннадцать месяцев в ней учился.
Работал киномехаником в Бариновке, в Утевке, на посёлках Берёзовый и Крутенький. В последних двух поселках работал секретарём местной организации ВЛКСМ.
В 1961 году летчик ВВС США — Пауэрс вторгся в  воздушные просторы СССР. И меня, танкового  радиста за «того парня» направили на «переподготовку» в ПВО. По прибытию в часть посчитали недоразумением, хотели  возвратить домой. Но я пожелал оставаться на этой интересной службе, освоил и ее.

                РАБОТА КИНОМЕХАНИКОМ И УЧЕБА


 После двух месяцев службы в Зуевке освобождаются две должности: директора СДК и Киномеханика. Мне нравилось работать киномехаником. Она предназначалась тому, кто возглавит ВЛКСМ.  Имея опыт в этих делах, я возглавил и кино, и комитет комсомола.
А работая на таких должностях, захотелось  мне повышать и свой общеобразовательный уровень. Я поступаю учиться в зуевскую вечернюю школу. Закончил десятилетку в 1969 году, поступил на заочное отделение КСХИ, агрономического факультета. В 1974 году защитил диплом ученого агронома. По предложению председателя местного колхоза Красное знамя работать по специальности в хозрасчетном звене №2 начал с четвертого курса заочной учебы.
В мае 1962 года женился на Раисе Васильевне Денисовой. Ей было 20 лет (мне 27), работала она дояркой. Она активная комсомолка, общительная, у нее хорошо поставленный  голос, она активная участница художественной самодеятельности.
 В 1963 году, седьмого января родился у нас первенец – Валерий. А в декабре 1965 года  появилась на свет  и дочка Люда.

              ДОЛЖНОСТНАЯ КАРЬЕРА

  Год в должности колхозного агронома-организатора без проблем работаю, исполняя приказы высшего начальства слепо, не обсуждая, правильные они или не правильные.
В следующую посевную не исполняю приказ того же председателя Миронова по сверх раннему боронованию, который посчитал вредным для урожая. И за него или за «непочтение родителей» Николай Иванович понижает меня в должности, переводит в бригадные учетчики.
 Работаю в этой должности год, когда в нашей бригаде в рабочее время уходит в загул агроном организатор, который меня менял год тому назад в этой должности. И в его кресло сажусь опять я.  Еще год хорошо моя бригада работает, показывает хорошие результаты в полеводстве, за что  Миронов рекомендует меня в агрономы семеноводы Нефтегорского района.
Весной 1980 года Нефтегорский райком КПСС (первый секретарь Ильин Алексей Михайлович) приглашает меня на собеседование, где предлагает  участие в выборах местных  депутатов   Зуевского сельсовета. После чего он меня будет рекомендовать уже на    должность председателя сельсовета.
Десять лет я занимался этими обязанностями. Где моей главной задачей было: улучшение жизни селян,  благоустройство села, охрана природы, экология и краеведение (изучение местной истории).
Под местной историей я подразумевал историю происхождения родного села (откуда наши предки, кто они и когда они сюда переселились). Для познания этого я проводил  беседы со старожилами, изучал быт, культуру, разговор, песни, сказания, нравы, привычки, традиции селян. 
В 1990 году исполнялось 10 лет моей работы в сельском совете. Новое время, новые требования к местной власти. Чувствую, не в своих я санях.
Я работаю вновь колхозным агрономом. Применяю на полях эффективную противоэрозионную систему земледелия, сохраняя на деле нашу природу, экологию. На эту тему была и моя дипломная работа в институте. Основана она на безотвальной обработке пашни. При пахоте на пашне остается стерня, накопитель снега зимой, сохраняя влагу весной. При этом в верхнем слое пашни накапливается гумусный слой, носитель плодородия полей.  В условиях засушливой зоны степного Поволжья это и позволяло нашему звену получать ежегодно  устойчивые урожаи. В 1978 году полеводческая бригада № 2, которой я руководил, получила рекордный урожай зерновых (26  / га). В областном соревновании это второй результат. За него мы получили премию в 1000 рублей. А первое место было присуждено моему коллеге из Богдановки Нефтегорского района заслуженному агроному Гульбину Юрию Петровичу (28 ц /га). Ему была вручена премия в 2000 рублей.

В это время я был и активным коммунистом, лет
пятнадцать являлся членом местного парткома, из них пять лет   заместителем секретаря по идеологии.  Был постоянным селькором в разных  СМИ.
В 1995 году вышел на пенсию. С 1996 года  возглавляю совет ветеранов в селе. Веду  краеведческую работу, пишу о жизни селян. Выпустил четыре книги малым тиражом: трилогию «О зуевцах и о себе», «Путешествие во времени».  Подготовил к выпуску пятую «Каждая жизнь — подвиг».  Увлекаюсь пчеловодством, фотографиями, компьютером, видеокамерой.