Меланхолия Кати Созоновой. Часть 1. 7

Пётр Арка
***

Отмучившись учебную смену, можно расправить плечи от упавшей с них со звуком последнего звонка ноши. (Знать бы еще, что делать с обретенной свободой.) Мои обычные компаньоны сразу где-то растерялись. Спустился я в вестибюль один, и, пока отстаивал очередь у гардероба и одевался, никто из них так и не подтянулся. Впрочем, без обычной короткой болтовни с Куницыным и Жолобовым, пока мы не расходимся по своим направлениям, я, пожалуй, могу обойтись. Куда они пропали — не моя забота. Вместо этого я заметил, что вышел практически вровень... с Созоновой.

Угу, совершенно обычное случайное совпадение.

Вот она опять... Маячит перед глазами... Хъм...

Может, это?.. Судьба?.. Хы-хы... Это, конечно, всего лишь бред уставшего от пустоты воображения. Думаю, я не из тех, кто в такой ситуации согласиться утратить контроль над реальностью и присоединиться к какому-нибудь стаду сумасшедших, поклонников гадателей или «пророков»... (Хотя осторожность уже не помешает...) Никакой судьбы нет. Есть лишь реализованные и упущенные возможности. Но момент действительно какой-то дразнящий.

Ладно. Сдаюсь...

Я и так уже почти непроизвольно подстроился под неторопливую походку этой строгой фигуры. Опережая меня на несколько шагов, с рюкзачком на плечах (должно быть, не менее увесистым, чем мой), в серых тонах густеющего осеннего воздуха она кажется еще серьёзней... Непростая штучка. И я, похоже, уже не отступлюсь...

Наверное, так заблудившийся в холодной пустыне путник идет на единственный светящийся в кромешном мраке огонек. То ли к жизни, то ли к смерти, — но идет...

Когда еще, если не сейчас?..

Пока я последним усилием воли пытался придать какую-нибудь форму своим неясным мыслям и стремлениям, мы миновали колоннаду и вышли со школьного двора. Ее волосы заиграли на гуляющем по открывшимся перед нами улицам и площадкам ветру. И, словно попав в гравитационную ловушку, я вывернул вслед за Созоновой направо, в сторону беговых дорожек и, наконец, ускорив шаг, пошел на сближение. Очевидно, почувствовав это, она сбилась с ритма, оглянувшись на меня, слегка отстранилась, но тут же поправилась и продолжила свой путь почти в том же темпе. Смутить ее чем-либо, наверное, трудно.

Угу, это — саркастическая ухмылочка. Или мне мерещится? Ладно. Это не то, что ты могла подумать...

— Это... Спешишь? — спросил я.

— Да так...

— Чем сейчас будешь заниматься?

— Как все — делами. Тебя что-то конкретное интересует?

— Ну... Ты же чем-то увлекаешься, кроме пришельцев?

— ...Вообще? Увлекаюсь.

— Чем-то интересным, наверное?

— Можно, наверное, сказать, что всем... Да не скажу, чтобы было что-то по-настоящему увлекательное сейчас для меня...

Ладно, вот тебе небольшая провокация:

— То есть валяешься целыми днями на диване, плюешь в потолок и пялишься в «ящик»?

— Хы! Бред какой... Ладно. Скажем так, у меня сейчас всё как бы на всякий случай. Делю время на спорт, школу, самообразование... — в общем, всё, чтобы быть к чему-то готовой и физически, и морально... Э`то тебе интересно? — подкрепила она этот вопрос, взглянув на меня.

— Много всего?

— Ну... Эх. Очевидно же — чтобы вырваться, например, когда-нибудь из этой серости, понадобятся здоровое тело и светлый ум. Так ведь?.. И вообще...

Наверное... (Задумался, подняв глаза. Прямо в угрожающую в любой момент закапать на нас «серость»...)

— ...Или ты, может, хочешь что-то предложить? Я вот уже больше сижу и жду: может быть, уже кто-нибудь предложит что-нибудь, наконец, для меня?

— Да нет, в общем-то...

— Понятно. Чего ждать от бездельника? Так ведь?..

Что есть, то есть... Я прекрасно понимаю, какое представление о себе сейчас могу составить у окружающих. Но я же вроде вполне соответствую ситуации. Которую, кстати, именно тут пытаюсь переломить. Разве нельзя ко мне проявить немножечко уважения?.. Впрочем, ее подколки пока вполне беззлобны... без претензий как бы...

— ...Да я и так видела, кто ты. Талант не спрячешь.

Опасный момент! Вот сейчас держись, брат! Пока она веселится. А может и послать. Не дай бог, сорвется. Блин! нельзя ж так просто вывалить: «Ты мне интересна. Хочу тебя узнать». За ней, наверное, таких, как я, любопытных уже целый табун пасется.

И чем же тебя подцепить? Что я — бездельник, так, может, я до сих пор... только тебя и ждал. Или вроде того...

— Вот и спрашиваю... Но раз тоже говоришь, что ничего интересного еще не нашла... Может, собираешься хотя бы в какой-нибудь кружок ходить?

Тут, приостановившись, она развернулась и взглянула на меня. Кажется, я, наконец, удостоился хоть какого-то внимания или даже понимания.

— Я так и не поняла, что тебе до моих занятий... Ладно. Все эти ваши кружки, откровенно говоря, — пустая трата времени. И практически всё — то же, что везде, разве кроме картинга, — кивнула на спортивные дорожки. — Если учитывать только это, то теперь непонятно, для чего я переводилась сюда... Все новое, наверное, внушает какую-то надежду, но не всегда оправдывает...

— Понятно... Но, по крайней мере, ты же у нас вроде как — спортсменка, и физруки тебя впрягут куда-нибудь...

— Ну как бы... Может быть... Но спорт — это же не самоцель. Понимаешь? Не посвящать же свою жизнь делу, результатом которого в лучшем случае оказываются заполненные трофеями полки в твоей комнате. Если нужно, я могу обойтись самостоятельными занятиями. Все же я должна поддерживать форму, чтобы нормально жить... Хотя и желание почувствовать командный дух в каком-то деле мне совсем не чуждо, но опять же... Хъм, было бы лучше, если б они подумали уже о том, чтобы создать настоящую команду и обозначить действительно перспективное направление... Почему еще не нашлась такая умная голова с воображением, чтобы создать такой кружок? А ведь в мире еще столько всяких тайн и нерешенных проблем, за которыми скрываются огромные перспективы!.. Да, пожалуй, от самих кружков, например, я уже давно ничего не жду. Но где, блин, еще искать интересных людей?! Мне уже нужна настоящая компания для великих дел!

Разошлась. Старая песня на новый лад...

— Каких дел? Что за загадки тебе нужны?

— Да любые... Хотя бы вот... Пропал бы, например, какой-нибудь учитель. А он, может быть, не просто пропал, а, помимо школы, работал еще в каком-нибудь сверхсекретном институте. И его похитили. Может быть, американские шпионы или еще хуже — инопланетяне! Скажешь: не интересно?.. А мы к такому вообще не готовы!.. А вдруг у нас в лесах еще какой-нибудь тайный народ живет, а все походы у нас — сорок метров от дороги... И вообще, говорят, над нашим городом «тарелочки» кишмя кишат, а я еще ни одной не видела...

Да уж, как там, в частушке: «много стало в наши дни неопознанной фигни»... Но почему у такой умной девчонки голова все еще такими глупостями забита?..

— ...Что я, хуже других?..

Вот что-то не верится, что она действительно на что-то такое рассчитывает. Хотя — прикольно даже...

— М-да, засада... Такого нам точно ждать не приходится... От нашей-то системы с ее правилами и ограничениями, — заметил я, пытаясь придать своим словам саркастическую нотку. — Она явно не рассчитана на такие... хъм... изысканные запросы... Да и школа у нас явно не богатая. Чтоб еще таких балбесов, как мы, во всем ублажать...

— Да понятно...

— И не зря ведь говорят: хочешь сделать хорошо — сделай это сам. А нам — обычным школьникам — вообще остается только довольствоваться тем, что дают. То есть нам нужно как-то подстраиваться под существующие условия... и терпеть... — тут я и сам вздохнул. — Может, хотя бы ты, такая недовольная, когда вырастешь, и придумаешь, чем занять детишек в школах.

— Просто заражаешь оптимизмом...

— А что? Может быть, недовольные чем-то всегда и становились первопроходцами и изобретателями — пионерами, в общем. Без них мы бы до сих пор в пещерах сидели. Но куда нам сейчас до них?..

— Ъх!..

Кажется, мои попытки приободрить ее имеют противоположный эффект...

— То есть получается, что переводиться тебе сюда не было большого смысла. Может быть, ты могла бы найти школу получше, пойти в лицей хотя бы, и именно там тебе не дали бы сейчас скучать?

— Ну, знаешь... Это вообще ни о чем. Хрен редьки не слаще... Если надо, я могу дорабатывать в учебе и сама. Я лучше пойду туда, где почувствую дух чего-то необычного, новых ощущений. Может быть, я иногда и... Я никогда не ошибаюсь. Не думаю, что я сейчас много потеряла.

Тогда рад за тебя. Какая разница, где помирать от скуки... И чего здесь могло быть необычного?

Всё, не знаю, что дальше? Опять пошла какая-то бесполезная информация... Из этого можно только сделать вывод, что она, скорее всего, так же будет либо балду пинать, либо перебиваться чем придется. А что я ей могу сейчас предложить?.. Ничего.

— Ладно. Удачи, наверно, — попрощался я, пройдя с ней еще несколько метров в размышлениях. Мы уже давно миновали территорию школы, спортивную площадку, а мне, вообще-то, нужно в противоположную сторону.

— Давай, до понедельника. Не скучай, — слегка выдохнув, отозвалась она и, будто задумавшись, начала удаляться. — Заболтал только...

Разговор оборвал я, хотя казалось, что мы только разговорились. Но мы явно зашли в тупик... по-моему.

Так мы разошлись, и я могу теперь проанализировать результаты этого зондирования. Иначе не назовешь...

Вот облом!.. И чего ж я все-таки от нее хотел?.. Возвращаемся к тому, с чего начали. А я еще больше проникаюсь к ней сочувствием, что ли... Тьфу! Действительно, так, грешным делом, и подумаешь: накрыла бы уже этот мир какая-нибудь глобальная или космическая «ненормальность»! А то без этого уже нет нормального повода сблизиться с единственным более-менее интересным человеком... Эх.

Да и вообще, относительно происходящего вокруг: на лицо какая-то глобальная утрата стратегической задачи (если она была, конечно). И в результате: бессмысленная перегонка энергии и растрата ресурсов. А народ только и занимается тем, что без конца убивает время. Кто чем может. Ну а для меня сейчас это означает отсутствие какой-либо настоящей тяги к чему-либо... Причем, во всем этом сквозит какая-то опасная беспечность. По крайней мере, в глазах тех, кто иногда оглядывается по сторонам... Или это — просто моя бездарность и следующие за ней оправдания?.. Однако, судя по всему, то, что главный промысел XXI-го века всё же — убийство времени, уже вполне определенно...

А вот представляю: вдруг по школе начнут толпами расхаживать инопланетяне, оборотни, ведьмы и экстрасенсы, или еще какая нечисть... Вот веселуха начнется! Это, наверное, осчастливило бы не только какую-нибудь Созонову. А может быть, даже и меня. Тогда, наверное, все при деле окажутся... Хы!

Уняв разыгравшееся воображение, обернулся и бросил последний взгляд на удаляющуюся фигурку странной девчонки, которая вот-вот скроется куда-то за исполненными холодных очей бетонными коробками.

До понедельника я ее точно не увижу...

А ведь она только что будто сковырнула старую иссохшую кору, из-под которой живицей начало просачиваться какое-то почти забытое чувство... Нехорошее чувство. Я его еще помню...

Жаль.



Кстати — выходные... Два дня тотального безделья.

Вот когда начинаешь по-настоящему жалеть: какая же у тебя недисциплинированная натура! Наверняка, мог бы раньше куда-то пристроиться. Кто-то из наших, кроме дезорганизованных дворовых предприятий, занимался ведь еще и мирной деятельностью в кружках и секциях...

Я что сейчас подумал: может быть, нас еще не привлекали к какой-нибудь серьёзной деятельности, потому что мы были какие-то мелкие и бестолковые, и нам совсем ничего нельзя доверять?.. Что ж, хорошо, товарищи взрослые, считайте, что вам удалось меня в этом убедить...

Теперь, коротая вечер на диване, прикидываю: чему бы посвятить эти выходные? Непродолжительные мысленные метания между гимнастической гирей и компьютером заканчиваются вполне предсказуемо... В прочем, можно было бы еще в книжный магазин прогуляться... Но выбор очевиден. Кому и для чего сейчас нужна моя физическая форма или мозги? Мне с ними делать нечего. И другим от меня как бы ничего не нужно. Остается лишь погрузиться в какой-нибудь пиксельный мир и забыться. Может быть, еще заглянуть к старым приятелям, чтобы посидеть еще за какой-нибудь игрухой и потолковать о тактике борьбы с искусственным интеллектом. Приглашать к себе что-то никого не хочется...

Так, определив наконец наиболее подобающее обстоятельствам приложение рук, я приступаю к тренировке, состоящей в попытках совершить максимальное количество щелчков в моменты совмещения на экране монитора центральных пикселей прицелообразного курсора компьютерной мыши с другими конфигурациями пикселей, напоминающими куриц. Такие удачные щелчки должны как бы засвидетельствовать мою природную «ловкость», запустив алгоритм смены рисунка «курицы» рисунками разлетающихся в разные стороны «перьев»... И-и-и... Ego arduus sum!!! Хе-хе! То есть: я — крут! (Это явно не Цезарь сказал.)

Жутко увлекательное и достойнейшее занятие для homo sapiens на вершине эволюционного развития!

Где справедливость?! У меня еще полно энергии! Дело мне! Настоящее дело!!!...





———

Послесловие к Первой части: Промежуточный итог

Надо признать, что я взялся учиться делать то, что до сих пор совершенно делать не умел. Практически не имея самых элементарных навыков, даже с оскудевшим словарным запасом. Так что, кроме ошибок, мне приходится иногда идти и на сознательные «преступления» против принципов литературы такого типа. Например, растягивание текста — это часто не ошибка, а такое осознанное действие, нацеленное на наработку некоторых навыков. Намерения превращать его в готовый попсовый продукт у меня пока нет. (Тем более что таковой уже есть.) Так что, там где вполне можно было бы обойтись скупым коротким предложением, часто могут появляться обширные, витиеватые и нашпигованные образами, абзацы. За это, наверное, стоит попросить прощения у читателей. Можно сказать, итогом работы пока представляется лишь выявление слабых сторон автора.

Но здесь есть еще более кардинальная проблема. До сего момента все, что у меня есть, — это практически только физическая концепция, общий план и наброски для ключевых эпизодов. А первым условием — как мне видится — для убедительного представления истории должно стать некое «кино» в голове, в котором персонажи, кроме формы, приобретают и проявляют свои устоявшиеся характеры, в динамике и адекватно условиям... Так вот, такое «кино» еще не заиграло. Обидно, конечно... Повоевав с этим диалогом, не могу заключить, что нашел наконец правильный подход и теперь правильно и четко вижу характеры, так, что мог бы их адекватно и живо изобразить. От этого закономерно страдают и диалоги, и сцены вообще. Очевидно, что все еще выходит очень плоско и абстрактно. Далеко не то, что хотел бы читать сам... И торопиться вести дело в таком же духе (вслепую) дальше становится все более опасным. Конечно, если долго мучиться, то что-нибудь получится, но это не практично и уже совсем не профессионально. А сколько еще в моем распоряжении будет времени на исправление, — не известно.

Возможное решение: плюнуть на реализм и отработать все-таки сюжет абстрактно. Но с таким подходом примириться пока трудно...