Кресло - этимология

Сергей Колибаба
И царское кресло на берег принесть
Велит он смущенным придворным
И. З. Суриков. Канут великий (1874)

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -кресл-; окончание: -о. Значение: предмет мебели, стул с подлокотникам, перен. (руководящая) должность, (высокий) пост.

Этимология по Максу Фасмеру со вставками неизвестного автора

(Происходит от праслав. формы, родственной – вставка) укр. крiсло, крiслатий «растопыренный», белор. кресло, болг. кресло, чешск. kreslo, словацк. kreslo «кресло», др.-польск. и диал. krzas;o, польск. krzes;o — то же, krzas;owaty, krzes;owaty «сгорбленный, узловатый, кривой». Другая ступень чередования — кросно. Родственно лит. kreslas «стул», латышск. kresls — то же, др.-прусск. creslan; с другим вокализмом: лит. krase «стул», далее латышск. kresa «скамеечка», kreslis «съемная спинка саней».
Дальнейшие связи отсутствуют; лат. crena «зарубка, насечка», привлекаемое Мерингером, объясняется иначе (Мейе, Вальде-Гофм.). Судя по апофоническим вариантам, заимствование балт. слов из слав. исключено; не обосновано также мнение об обратном заимствовании — из лит. в слав.

б) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004

Кресло. Общеслав. (диал.). Суф. производное (суф. -sl-, ср. весло) от той же основы, что кросно «ткацкий станок» < «чурбан, колода, куда наматывается основа» < «чурбан, колода» (где можно сидеть). Как полагают, исходное значение — «подставка, рамка, станина» (чего-л., в том числе и сидения).

* Википедия/Кресло: «Происхождение русского слова «кресло» не имеет удовлетворительного объяснения. О. Н. Трубачёв высказал предположение, что праслав. *kreslo первоначально обозначало сиденье на раме ткацкого стана».

2) Кресло в истории

Согласно древним письменным источникам, кресло-трон – атрибут (необходимая принадлежность) высшей светской и духовной власти; богато отделанное кресло на возвышенном месте, место монарха на церемониях, символ Бога и царя. Самое древнее кресло, дошедшее до нашего времени – трон фараона Тутанхамона (1347-1338 до н. э.).

 * ЭСБЭ. Курульное кресло (Рим): «Курульное кресло (Sella curulis; словопроизводство сомнительно) — официальное седалище римских высших магистратов: консулов, преторов, эдилов, диктаторов и их начальников конницы. …К. кресло имело форму складного стула без спинки и делалось из слоновой кости, мрамора, бронзы и др. материалов (Цезарю сенат поднес золотое К. кресло). Оно носилось всюду за его обладателем, так как, по римским обычаям, магистрат только сидя на нем мог творить суд и расправу, выслушивать просителей и т. д.».

* В Европе, в период IX—XI вв. отмечены  кресла с высокой спинкой, использовались, как правило, императорами, королями, духовной и светской знатью, в  XII—XV вв. (рост ремесла и городов) кресло становится более распространённым предметом быта.
 
* В России, судя по книжным миниатюрам Радзивилловской летописи (XV в.), тронов-кресел князья не имели, седалища знати - стулья без спинок или лавки, у князей слегка приподняты над другими подобными. Несколько ранних миниатюр XIII-XIV вв. – копии, перерисовка тронов с византийских образцов, выполненная местными монахами-художниками. Кресла-троны отмечены с XVI века, до XVIII века использовались только царями, боярами или высшим духовенством.

См. Алтарь; https://ru.wikipedia.org/wiki/

«В соответствии с древними традициями, восточная стена алтаря устраивается в виде полукружия — апсиды. В её центральной части помещается образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего апостолов. Под этим образом, прямо против престола, сооружается возвышение — горнее место (горний по-славянски значит «вышний», «возвышенный»), которое является образом Небесного престола Господа Вседержителя… Во многих храмах на горнем месте стоит кресло для архиерея, а с боков от него и ниже — сиденья для священников».

3) Применение термина в русском языке

а) Царь Иван Васильевич (Грозный) в 1559 году послал в Царьград, Иерусалим и Египет архидьякона Геннадия (умер в путешествии) и группу купцов во главе с Василием Поздняковым, который составил описание путешествия, в его повествовании имеется термин «кресло».

См. Хождение на Восток гостя Василия Позднякова с товарищи (1559); http://old-ru.ru/07-59.html
«И благословил нас своим благословением, и велел принести кресло, и для нас возле себя велел поставить кресло, потому что в палате его лавок нет, а середина застлана шелковыми коврами».

б) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1981 г., вып. 8
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_8.pdf

Кресло (кресла). «(Иерей) по божию гневу всеродно погыблъ, самому убо с крЪсла назад падшее и шея сЪкрушену…». М. Гр. Неизд. XVI век. «СвятЪйший Макарий патриархъ сЪлъ в своемъ мЪстЪ в креслахъ подлЪ великаго государя». 1667 г.

в) Национальный корпус русского языка (1800-2015)

Термин в прямом и переносном значении (седалище начальника) применяется в русской литературе с 1802 г. (см. график), демонстрируя неуклонный рост к максимальному значению в наше время (спады во время кризисов и войн).

* Д. И. Иловайский. Краткие очерки русской истории (1860): «Русскому греческой религии трудно получить не только сенаторское кресло подле короля (прежде на этом месте мы видали многих таких, а теперь ни одного), но и какой бы то ни было земской или городской уряд».

* А. К. Толстой. Князь Серебряный (1861-1863): «Вскоре царь вышел из опочивальни в приемную палату, сел на кресло и, окруженный опричниками, стал выслушивать поочередно земских бояр, приехавших от Москвы и от других городов с докладами».

4) Обобщение и вывод

Термин «кресло» не имеет разумной этимологии, исторические источники указывают на кресло-трон, как на необходимый атрибут высшей власти. Иерархия выстраивается так: Бог, царь, патриарх, бояре, епископы и т.д.; нет сведений об использовании кресел в народных низах. Рассматривать слово необходимо в связи с религиозной идеологией, которая формирует иерархию в обществе, главенствующей религией в русском мире было иудеохристианство, еврейская традиция была заимствована в т.ч. и в атрибутике (одинаковые признаки в общей системе).

Вывод

Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией.

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, удалим гласные буквы и выделим корень. Иврит язык согласных букв, древние тексты написаны только согласными знаками,  по письменной традиции они принадлежат Богу.

Русск. КРЕСЛО = КРСЛ = КРС+Л = ивр. К.Р.С. + Л. У нас сразу же выявляется термин арамейского и еврейского языка – К.Р.С.х. = с огласовками  КАРСЕ царский стул.
 
а) Терминология

русск. КРЕСЛО = КРЕС+ЛО/а = К.Р.С. + Л = арам., ивр. К.Р.С. х., КАРСЕ престол, царский стул, трон + Л принадлежность (слитный предлог).

* См. стронг ивр., арам., 3784, КАРСЕ

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_221.htm

б) Библейский образ

* Даниил 5:20: «Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола (КАРСЕ) своего и лишен славы своей».

* Даниил 7:9: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы (КАРСЕ), и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол (КАРСЕ)  Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь».

Таким образом, сравнив русское слово-понятие КРЕСЛО с библейским образом и термином, мы нашли тождественность согласных знаков и смысла, определили его содержание; в прямом смысле - седалище правителя, царя, князя, патриарха или епископа, в переносном – престол Бога.

19.2.2017 г.