Хозяин Матрицы

Сергей Александрийский
                реплика

   "Ветка не подозревает, что она часть дерева" Б.Паскаль
   "Бог не тот, кто управляет, бог тот, кто пишет код, задающий алгоритм развития и создающий среду"
   

   https://www.youtube.com/watch?v=SnQkTfSpfOU  "ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВИРТУАЛЬНОСТИ НАШЕГО МИРА"
   
   Честно говоря, чувствую себя обворованным, я так долго в своих эссе интуитивно подбирался к похожим выводам, а тут всё коротко и бойко по полочкам совсем с иной стороны.
   Идеи витают в воздухе.
   И всё же попробую снова потолочь свою и только свою воду в ступе в надежде на пену неожиданных метафор.
   
   Если принять на веру, что всё именно так и обстоит, то ближайшей задачей человечества будет не поиск внеземных цивилизаций, а возможный контакт с Автором компьютерной симуляции реальности, которого традиционные религии, похоже, принимают за Бога-Вседержителя, гностики же считали "ложным богом", ограниченным в своем могуществе демиургом Ялдаваофом, исказившим начальный, духовный замысел Творца.
   В строгой же библейской трактовке Автор -- сатана, оборотень, лжец, джокер, спутавший карты в колоде Бога.
   Матричная модель предлагает принципиально иную метафизику в виде удвоения плана реальности -- метафизику в метафизике, но уже в виде фарса, пародии, шаржа.
   Игры в мыльную онтологическую драму, в которой заскучавшее от головокружительных достижений трансгуманистическое человечество решило поиграть в богов.
   Да и только ли человечество занимается тем, что дозволено Юпитеру, но не дозволено быку?
   Сингулярность бога мультиплицированный пиксель, создающий картину мира на фоне ничто.
   Тёмная материя -- фактура дисплея, кажущаяся нам глубинным планом реальности.
   Мы как бы нарисованы и нам предстоит, обретя подвижность, выяснить кем, чем и на чём.
   Мрачный Демон задумался о Врубеле, а не о Боге.
... Не исключено, что и из этой чудесной догадки начнут создавать ньюэйджевский культ вроде дианетики или ченнелига с толпами экзальтированных последователей.
   Был бы хомут, шея найдётся.
   Ещё ни одна стоящая идея не избежала опошляющего процесса идеологизации.
   Возможно, в логике симуляционной реальности такое оболванивание предназначено для лузеров, не поспевающих за темпом и усложняющимися правилами Игры и их сбрасывают в режим "подвисания", чтобы не тормозить программу в целом.
   В игровом рейтинге наверняка предусмотрен разный игровой уровень с соответствующей визуальной и смысловой деталировкой.
... Внимательно присмотревшись, драматический финал Игры в симуляцию интуитивно угадан в религиозной апокалиптике.
   Стоит поломать голову над расшифровкой этих сценариев с мифического языка на понятийный.
   В вере свёрнут великий миф о пробуждении к высшей реальности.
   Религия культ бодрствования, поиск достоверности окончательного пробуждения к  "базовой реальности"
   Литургия способ вывода из летаргии повседневности.
   Скачек из усыпляющей привычки жить в чудо быть.
   Религиозный миф -- преображение через воображение.
   Но с симуляцией всё не так, всё под великим сомнением, всё в тупике безысходности.
   Если реальность "матрёшечное" игровое пространство, где сюжеты кафкиански закольцованы или не имеют конца, тогда мы варимся в аду "вечного возвращения" -- нескончаемого дня сурка.
   Тогда стоило бы, с учётом догадки о Матрице, вновь обрести веру в истинного Бога религий, обещающего выход в абсолютную, окончательную реальность, где сон уже не надо перепроверять явью, а с ним и в "князя мира сего" -- злого гения имитации, загипнотизировавшего нас Игрой в реальность.
   Но нет гарантии, что и это не борьба за победный приз для вышедших в финал Большой Игры, затеянной бессмертными небожителями из скуки вечности.
   И всё же -- надежда умирает последней.
   Надежда на бесхитростного Бога Декарта.
   Хотелось бы надеяться, истинная цель этого вселенского игралища во времени и пространстве необходимо упрётся в достижение целостности чистого сознания -- источника всех возможных реальностей.
   Это был бы достойный финал.
   Впрочем, тут Гегеля и буддистов не переплюнешь.
   Философия всегда была занята разработкой стратегий достижения предельной реальности, ставя под сомнение имеющуюся, жестоко дающую сдачи усомнившимся -- сучковатой палкой Ленина по идеальной голове Маха.
   Теперь к этому процессу подключилась и физика, без особой рефлексии ковыряя картину мира до холстины суперструн.
   Думаю, игровых жанров бесконечно много и наша одна из них.
   Некоторые мы просто вообразить не в состоянии. 
   Возможно, гипотетический Бог пытается унифицировать это разнообразие до "мировых религий", но взбунтовавшиеся, вошедшие в азарт геймер-цивилизации вышли из под контроля и полны решимости создать, а некоторые и создали, своего Бога Симуляции.
 
   Как бы там ни было, ясно, Единый и Единственный Бог библии многим рисковал, творя миры и, похоже, плюхнул таки ложку дёгтя в бочку мёда.
   Наверняка Он "попустил" симулякры, технологические пародии на него и его творение, развитие копии до амбиций на оригинал.
   Умысел в пределах Замысла.
   Эксперимент -- во что превратится мир, если пустить дело на самотек.
   Рассуждая о двоякой природе техники, Хайдеггер предугадал мрачную перспективу и предостерегал о грозящей опасности.
   И худшее случилось.
   Теперь трудно затолкать обратно джина в бутылку Клейна.
   "Я здесь и не здесь, я везде и нигде".
   Дух веет, где Макар телят не гонял.
... Почему классический образ Бога писаний может быть опять востребован с новой силой?
    Потому, что идея Бога есть добровольное ограничение, попытка быть свободным в обусловленности веры.
   Возможно, только так можно выйти из под диктата Матрицы, этой пародии на истинное творение Создателя.
   Однако свобода воли призрачна.
   Свободен ли Гамлет от актёра, его играющего?
   Да, но в пределах сцены и таланта последнего.
   Актёр же заложник сценария, задуманного Шекспиром.
   Его выбор играть вдохновенно или спустя рукава.
   Шекспир тоже чей-то раб.
   И так по восходящей до пика пирамиды со всевидящим оком Идеального Наблюдателя.
   Чем выше, тем свободней.
   Тут поневоле вспомнишь тезис А.Кожева о садомазохистской гармонии деятельного раба и застывшего в монументальном снобизме господина.
   Шопенгауэр не первый кто заметил, за любым нашим желанием кроется неподвластный нам мотив.
   Да и нейрофизиологи об этом -- мозг принимает решение задолго до того, как подсунет его нам как самостоятельное.
   Перчатка тоже воображает себя рукой, маска лицом, ветка деревом.
   Ну, а мозг сознанием. 
   Инерция происходящего заставляет нас чувствовать так, а не иначе.
   Человеческое лишь модальность, которая может быть выражена и иным бытийным способом.
   Ну например, геймер-симуляцией или инопланетной негуманоидной жизнью.
   Как не крути, всё равно за ними будут торчать ушки Идеального Наблюдателя, то есть Бога, трансцендентального субъекта, вселенского разума, Атман-Брахмана, чистого сознания, матрицы, чистого разума, идеального Я, божественной монады, мирового духа, великого Архитектора, супермозга и пр. пр. пр. по вкусу.
   Даже для научных реалистов, за фактом сознания в нас всегда будет угадываться таинственный гомункулус, дёргающий за верёвочки мотивов. 
   Человек лишь способ видеть мир именно таким образом.
   И наша солипсистская уверенность, что это видим именно мы, укоренена в нас природно ради достоверности происходящего.
   Думаю, гипотетический в силу анонимности Бог, как гениальный Автор, заинтересован именно в душераздирающей драматургии и принципиально не хочет окончательно превращать драму в игру.
   Потому так патологически суровы все пророки и апостолы.
   Гамлет должен терзаться и умереть на самом деле, даже если актёра ждёт гримёрка в вечности.
   Трансмутация клюквенного сока в густую, дымящуюся от адреналина кровь во что бы то ни стало должна состоятся.
   Губка бытия порами ничто должна впитать эту кровь, как символ вечного преображения.
   Ради достоверности действа у нас и отобрали на время память, чтоб не халтурили, и не подмигивали в зал, мол, мы тут дурака валяем в картонных декорациях, можете и похихикать, только тихо, чтобы не сорваться на хохот от трагического заламывания рук героев пьески.
   Чем-то вроде этого и занимается постмодерн, уверяя -- всё тут ненастоящее, кроме ничто.   
... Но как бы там ни было, по мелким приметам ясно одно, осуществляется некий сценарий, интрига, противоречия которого, в рабстве чувств на цепи разума.
   Сколько не дёргаешься, лишь ухудшаешь положение, словно муха в паутине на радость пауку.
   И только аскеты всех мастей, старцы, подвижники, мученики за веру, сюда же и философы, нашли верный способ выйти из Игры.
   Они поняли -- истинный бунт это смирение.
   Слишком многое надо принести в жертву, чтобы доказать, что ты не жертва.
   На первый взгляд, скучная, однообразная жизнь, мужественно принятая ими по доброй воле, малоинтересна Автору компьютерной симуляции и он от этих экзистенциальных саботажников избавляется как от вируса.
   Нечто похожее находим в книгах Кастанеды.
   Там практикующий маг-воин, вознамерившийся ускользнуть в свою отдельную реальность, должен стать "невкусным" для черно-белого Орла, питающегося ангажированным в его мир сознанием.
   Так восставший валет в колоде может спутать карты, но выиграть партию он не в силах.
   Однако цель достигнута -- краплённую карту заменяют другой, той же масти и достоинства, но покладистей и глупее.
   Как складывается судьба бунтаря потом?
   Бог весть...
   Может он попадает в идеальный мир Великой Карточной Колоды, своеобразную Вальгаллу благородных картёжников.
   Во что страстно верил, то и получил.
   "В доме Отца Моего обителей много" Ин.14:2
... Матричная модель многое объясняет.
   И всё же объяснить не значит понять.
   Уж слишком всё ладно сходится.
   Непротиворечивость системы всегда вызывала подозрения.
   Возможно, создавая онтологические модели, мы ставим наш ограниченный разум в удобное положение всезнания.
   Великое молчание бытия провоцирует говорить от его имени.
   У человека просто должна быть иллюзия компетентности, чтобы не сойти с ума от тайны происходящего.
   Как все дороги ведут в Рим, так и тайны ведут к сознанию.
   Сознание посредством мышления рисует на стекле ничто картинки реальности.
   Каждый от философа до дворника пытается спрятаться от зияющей пустоты в уютном домике из слов.
   И мы говорим, говорим, говорим, дабы словами законопатить (законнотатить?) щели от жутких сквозняков.
   Сказку о Трёх поросятах, помните?
   Очччень похоже.
   Поэтому Кант в своё время задавал вопрос о пределах познания.
   "Что я могу знать?" коррелируется с "что есть человек?"-- способен ли человек выйти за пределы "человеческого слишком человеческого" или он останется заложником вещи в себе.
   Кол этой проблемы, долго торчавший в голове философов, благодаря наглядным парадоксам киберсимуляции, теперь пустил ветки матричной идеи с завязью надежды постичь необъяснимое.
   Похоже, умница Кант во время прогулок по улочкам Кенигсберга, мерно тыча тростью в брусчатку похожую на пиксели, смутно догадывался, что с реальностью что-то не так.
   Где теперь он после выхода из Игры?
   Хотелось бы верить, в тени олив тихо беседует с Платоном под рюмочку шнапса.

   Несмотря на все коленца воображения, сваливания всех гипотез в кучу, я верю, что метафизический Бог в лице абсолютного сознания, прячущегося за квантовыми декорациями, есть.
   Возможно, как человек одержим созданием искусственного интеллекта, так и Бог, творя миры, надеется на возникновение своего идеального двойника, хотя бы в виде Бога Симуляции. 
   Возможно, подобно квантам, каждая из возможных вселенных тоже пиксель на необозримом экране в кинозале Бога.
   Может так он хочет выйти за пределы собственной природы по ту сторону экрана -- по ту сторону Абсолюта.
   Ведь и мир в сущности искусственен по отношению к естеству Творца.
   Поэтому концепция трансгуманизма, с его необъятными перспективами в покорении пространства-времени, вполне рабочая.
   Христианская идея обожения человека и материи, того же порядка.
   Замрём же в предчувствии невероятного.
   В бурном совокуплении возможностей.