1. 3. Чёрный кабинет цариц

Вадим Гребенников
При царице Екатерине Первой, второй жене Петра Первого и матери будущей царицы Елизаветы, криптослужбой империи, называемой «цифирной», управлял Андрей Иванович Остерман (1686-1747), одновременно будучи вице-канцлером империи. В 1709-м он начал свою службу в «Посольский приказ». Позже его отправили работать в имперскую «канцелярию». В 1711-м его отправили послом за рубеж, а после того, как он вернулся, продолжил службу как секретарь имперской «канцелярии».

В 1720-м была создано ведомство зарубежных дел, и там он заработал ранг тайного советчика. Благодаря своим человеческим и профессиональным качествам Остерман был незаменим для царицы. В 1726-м он стал вице-канцлером и главным управителем всеми почтами (почт-директором), а в начале 1727-го ему вручили орден Святого апостола Андрея - высший почётный знак империи.

В 1731-м был создан Кабинет правительства, и там Андрей Иванович Остерман стал самым влиятельным лицом. После того, как умер Головкин, он стал 1-м кабинетным министром и, несмотря на конфликты с Эрнстом Иоганном Бироном, любимцем царицы Анны Иоановны, имел её полное доверие. В сложных ситуациях она всегда обращалась к нему за советом, поэтому среди коллег он получил звание «оракула» царицы и «души» кабинета.

При Остермане «цифирное» подразделение продолжало функционировать согласно уже выработанных устоев. Науки постоянно эволюционировали, поэтому развивалась и криптология. Изначально криптосистемы строились как алфавитные и постоянно усложнялись. В итоге создали неалфавитную систему, вмещающую 5 глав, где были внесены такие кодовеличины, как азбука, слоги, суплемент, цифры и названия месяцев.

Эта кодосистема строилась как на русском, так и латинском в зависимости от языка написания депеши. Глава «слогов» для каждого языка была одинаковой, поскольку они были неизменными и соответственными своему языку. Глава «суплемента» содержала как имена собственные и географические наименования, так и общепринятые фразы.

Глава «счётов» («исчислений»), в основном, во всех кодосистемах была одинакова. Она вмещала 10 цифр от 1 до 0, а также общепринятые сочетания нулей. Иногда глава дополнялась ещё какими-то цифрами: 50000, 100000 и миллион. Наличие месячной главы объяснялось следующим образом: «Месяцы для того особыми литерами изображены, чтоб оные применять, когда в контексте нужда требует, а инако в обыкновенном месте даты писать не надо».

Наряду с новыми кодосистемами применяли и старые, содержащие азбуку с кодознаками (числа, символы и причудливые значки). Именно таким был старый код, засекречивающий депеши царя, Григория Волкова и Бориса Куракина.

Разработчики кодосистем в ту эпоху уже знали, что статистика появляемости в сообщении таких символов, как согласные, более низкая, чем гласные. Уже к концу 18-го века сложые кодосистемы предполагали уже не один кодознак для гласной кодовеличины, а несколько. А для согласной кодовеличины оставили один кодознак, редко два. Пытались также писать секретный текст, не разделяя кодознаки точкой (что ранее исключалось) или разделяя нереальной точкой. Метод дешифровки инструкцией определялся заранее. Пример этого кодирования можно найти в старой кодосистеме, засекречивающая депеши Михаила Воронцова.

Он применил систему подстановки, где кодовеличины записывались 2-значными числовыми кодознаками, при этом гласные кодовеличины имели по 6 кодознаков, а согласные кодовеличины - по 2. Инструкция гласила: «Сею цифирью писать двояко, без точек, и с фальшивыми точками, которые как бы расставлены ни были, токмо для разбору всегда по два взять надо». Кодознаки в ту эпоху выбирали согласно разработанных азбучных принципов, что, естественно, не усиливало кодостойкость. Текст «УЖГОРОД» кодируется разными способами: 441.7592.426.5.315;  8.974.1.488.266.560 и т.п.

В азбучной криптосистеме кодовеличины и кодознаки имели параллельную систему нумерации. Криптоаналитики отметили, что такое свойство очень упрощает дешифровку депеши и вскрытие самой кодосистемы, т. к. при разгадывании какого-то числа кодознаков можно ускорить раскрытие кодознаков других кодовеличин.

Только перемешивание кодознаков помогает исключить такую уязвимость кода. В этом случае, чтобы упростить кодирование и декодирование, были введены термины «шифрант» и «дешифрант». Они относились к разделам кода, предназначенным соответственно для кодирования и декодирования. 1-й раздел содержал кодовеличины, а второй - кодознаки в порядке следования алфавита, а если были цифры, то они вносились в порядке роста. Наряду с тем, кодознаки букв присутствовали очень редко и только в специальном разделе кодосистемы, таком как «суплемент».

В ту эпоху разработчики кодосистем стремились придумать для кодовеличины большое число кодознаков. Однако эти коды имели серьёзный недостаток: кодознаки следовали по порядку, что упрощало их раскрытие. Так, в кодосистеме, используемой Германом Карлом фон Кейзерлингом, отправленным в Польшу в конце 1733-го, каждая кодовеличина могла кодироваться 5-ю кодознаками. А в кодосистеме дипломата Карла Густава Лёвенвольде каждая кодовеличина могла кодироваться 10-ю кодознаками...
 

Чтобы прочитать полностью, напишите автору.