1. 1. Древнерусская тайнопись

Вадим Гребенников
Наидревнейший метод тайнописи согласно имеющихся в руках учёных старых рукописей именовался «иными письменами». В них символы кириллицы менялись на символы глаголицы, латиницы, греческой или пермской азбуки.

Использование греческого языка в тайнописании можно объяснить, во-первых, воздействием культуры черноморского побережья, принесшее приверженность греческому языку, а во-вторых, оживление греко-русских взаимоотношений, которое началось в конце 14-го века.

Латиница в тайнописи стала распространяться гораздо позднее в связи с усилением влияния со стороны Европы. Широкое использование такого метода тайнописи находим в оставшихся источниках 16-го и 17-го столетий, что было обусловлено школьной программой преподавания на латинице.

Немного в стороне от всех других азбук как тайнопись стоит пермская. Её придумал  епископ Стефан из Перми, используя как базу кириллическую и греческую азбуку, но реально никто не применял. В 15-м веке, как мало кому известный, пермский алфавит стал методом тайнописи, но даже так он не был широко распространён.

За «иными письменами» по распространению следует метод тайнописи, который можно найти в древнерусских письменных памятниках, - это метод «изменённых значков», появившаяся в 14-м столетии. Он состоял из 2-х способов видоизменения значков: прибавление начертаний или неполное написание (уменьшение) значка.

Фактически это была тахиграфия, древний вид стенографии, в которой изменялась запись буквы, когда она рисовалась частично или дополнялась новым элементом. Информация писалась зеркальными или перевёрнутыми значками. Мало того, тахиграфию дополняли, используя зарубежные азбуки.

Впервые об этом методе тайнописи сказал учёный М. Сперанский, который увидел его в Смоленском Псалтыре, написанном в 1395-м. Он выяснил, что этот Псалтырь Онежского Крестного монастыря хранился в Церковном археологическом комитете в Архангельске. Его писал монах Лука, который был хорошо образован и знал все виды письменности. В этой рукописи он применил 3 метода тайнописи: изменённых значков, цифирную и вязи.

Древние писари применяли и метод условной азбуки. Она базировалась на глаголице, латинице, греческой азбуке, в которой производили какие-то изменения или дополнения. Но можно встретить в старых рукописях и оригинальные условные азбуки, разработанные по какому-то принципу или с совсем вымышленными значками.

Этот метод тайнописи предусматривал замену букв 3-угольной или 4-угольной фигурой, взятой из картинки в виде решётки, состоящей из 2-х параллельных линий, пересекаемых 2-мя линиями под прямым углом. В полученной клетке помещалось по 4 и по 3 буквы в порядке следования алфавита: в тайнописи меняли буквы, 1-ю - на простую угольную фигуру, а следующие буквы - на ту же угольную фигуру с 1-й, 2-мя или 3-мя точками, исходя из места буквы в нём.

Ещё один метод, бывший в ходу у писарей тех времён, именовался методом подстановки. Существовали две его разновидности: «простая литорея» (от лат. litera - буква) и «мудрая литорея», а также разновидность «мудрой» - «риторские письмена». В «простой литорее» каждая согласная буква из первых 10, написанных в одну строчку в порядке следования алфавита, изменялась на букву, находившуюся под ней  в нижней строчке, которая содержала последние 10 согласных букв, записанных в порядке обратного следования. Слово «УЖГОРОД» этим методом превращается в шифротекст «УХЧОМОЦ».

Более серьёзную «литорею» именовали «мудрой», в которой каждая буква, в том числе и гласная, менялась на другую букву или символ. Ещё один метод тайнописи, имевший хождение в 16-17-м веках, именовался письмом «риторским» или «в квадратах». Для этого составляли табличку из 40 квадратов и в каждый вписывали разным цветом 2 различные буквы. Красным - символ простой азбуки, чёрным - риторский (тайнописный).

Символы обеих азбук записывались в порядке следования алфавита, но риторская начиналась с 4-й позиции в сравнении с обычной, т. е. риторская азбука была сдвинута на 3 позиции вправо. Т. е. символ Б риторской азбуки соответствовал символу Д открытой. Давайте вспомним код Цезаря, где такой сдвиг кодирующей азбуки составляет тоже 3 буквы, только влево. Кроме того, древним русским писарям нравилась запись фраз в порядке обратного следования или недописывание букв в слове - такой метод именовался «полусловицей».

Цифровой метод в тайнописи («счётный» или «цифирный»), начиная с 14-го века, применяли на базе использования буквы как цифры в сочетании с математическими алгоритмами суммы и разности. Надо отметить, что в древних источниках можно найти много разновидностей этого метода: от простого до сложного.

Этот метод основывался на том факте, что почти каждый кириллический символ имел также и цифровое обозначение. Тайнопись достигалась тем, что для получения требуемой буквы в слове надо было предварительно осуществить ту или иную математическую операцию с цифрой, указанной в криптограмме. Также этот метод для написания букв (цифр) применял специально назначаемый условный значок или рисунок. Буква, не имевшая числового значения, вписывалась так же и в тайном письме.

Как только арабские цифры в 16-м веке появились в русской письменности, их сразу же применили в тайном письме. Ещё одними методами древнего тайного письма были: вязь «монокондил», различные приёмы образной и фигурной записи и «акростих» - стих, в котором из начальных букв каждой строки получается слово или фраза. «Акростих» был в культуре Европы средних веков типичным способом оформления стихотворных произведений и получил широкое распространение в России к концу 11-го века...

Чтобы прочитать полностью, напишите автору.