Туда и обратно

Авель Хладик
В возрасте 20 лет Иоганн Себастьян Бах прошел пешком около четырех сотен километров из городка Арнштадт где служил музыкантом в церкви Св. Бонифация в город Любек, где в церкви Святой Марии знаменитый Букстехуде (Dietrich Buxtehude) импровизировал на органе. 
 
Дело было так - в октябре 1705 Бах выговорил себе четырехнедельный отпуск, клятвенно обещая начальству вернуться к Рождеству.  Уверен - молодой человек хорошо считал - ведь музыка и математика родные сестры - и потому понимал, что дорога к храму Дитриха Бакстехуде займет две-три недели. В результате он вышел на работу только 7 февраля 1706, в аккурат на китайский новый год,а не на христианское рождество, как было обещано ранее, самовольно продлив отпуск на десять недель.
Скандал был страшный.
И, как нам известно, далеко не первый и не последний.
 
Однако, виртуозные импровизации на хоральные темы, коими славился Букстехуде, стали одним из узнаваемых, фирменных приемов великого Баха.
 
Правда сегодня некоторые исследователи подвергают сам факт пешей прогулки туда и обратно сомнению, однако, я к ним себя не причисляю и плюю на таких исследователей со слюнями.
 
Надо сказать, что за пару месяцев до этого случая в августе 1705
около десяти часов вечера Бах возвращался домой из кафе, где ужинал со знакомой барышней. Путь их пролегал через рыночную площадь. Когда молодые люди поравнялся с ратушей, Баха окликнул музыкант Генрих Гайерсбах - по специальности фаготист, которого Бах не любил за неважное, по его мнению, владение инструментом.
 
Гайерсбах был недоросль, на целых три года старше Баха, но все еще учился в городской гимназии, в то время как Бах уже был преподавателем музыки и руководителем хора.
 
Вощем классический случай - тупой громила и двоечник и ботан с красивой чувихой под ручку - типо как Леонард с Пенни.
Бах, будучи недовольным фальшивой игрой Гайерсбаха, а также после нескольких бокалов пряного вина прямо на площади в лицо назвал Гайерсбаха “Zippelfagottist”, что принято переводить на русский язык ничего не говорящим словосочетанием “фаготист-пискун”.
 
Однако, на самом деле, слово “Zippel”, использовалось в Тюрингии для обозначения вялой проросшей луковицы и носило весьма обидный характер, указывая на физические или умственные недостатки, связанные с наличием  маленького и кривого вкупе с пустой тупой башкой - аналог современным "мудила из Нижнего Тагила" и "короткохерый кривохер"
 
Далее показания сторон расходятся.
Бах, если верить протоколам, утверждал, что с Гайерсбахом были ещё пять гопников.
Все специально поджидали его в поздний час, чтобы избить. Они были вооружены дубинками и в изрядном подпитии. А Бах тоже в подпитии и с барышней под ручку.
Гайерсбах, утверждал маэстро, первым ударил его по лицу и обозвал “сукиным сыном”.  А уже потом сам Бах назвал его ассиметрично, по контрапозиции мудилой и кривохером, после чего достал по одной версии короткую шпажку, с которой никогда не расставался, по другой - небольшой плоский кинжал  и поколотил им Гайерсбаха. Т.е настучал им как палкой по его тупой и дурной башке. В доказательство Гайерсбах показывал всем свой порванный в драке камзол и шишку на лбу. Что случилось с остальными гопниками - протоколы умалчивают.
 
Тёмная история, короче... с продолжением.
 
Потому как спустя несколько месяцев после возвращения из Любека в начале ноября 1706 года Иоганн Себастьян Бах (ему уже исполнился 21 год) пригласил на верхние хоры церкви, где находился его орган (хе хе), неизвестное существо женского пола. 
Городок маленький, все про всех всё знают - вощем, через полчаса на хоры пришли с факелами и собаками.
Если верить протоколам - Бах утверждал, что никакого сексуального хер ассмента не было, и что целью приглашения была работа над его новым сочинением, а девушка, имя которой он отказался назвать, изъявила готовность исполнить вокальную партию.
 
Вообще, чего греха таить - талантливый человек талантлив во всем.
И посему начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором. 
И Баха уволили.
 
Так в 1707 году, после увольнения, он, волею судьбы, оказался на более выгодной и высокой должности органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны.  Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше.
А ещё четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта  - на том самом, как мы полагаем, неизвестном существе женского пола, изъявившем готовность исполнить для композитора персональную вокальную партию...
 
Сейчас в Арнштадте живет 25000 человек, а это в три раза больше чем при жизни композитора.
И горожанам есть чем гордится.
Мало кто за последние триста лет может похвастаться тем, что попер с работы самого Баха ...