О Музыке

Сыгда Алтынаев
  Задача музыкантов сыграть как можно больше хорошей музыки, а композиторов написать как можно больше хорошей музыки... А ДЛЯ ЧЕГО ? А для того, чтобы люди ( слушатели ) поняли , ЧТО ЛУЧШАЯ МУЗЫКА ЭТО ТИШИНА !
    Но что необходимо для этого ?
Замечательный композитор Олег Каравайчук сказал:
 "...Нота, обогащенная психологией, философией, пусть они даже великие, — она хуже, чем ПРОСТО НОТА. Нота в миллионы раз выше человеческой психологии. Поэтому о музыке нельзя думать. Играешь себе, и все. Ни чувствовать, ни романтизировать, ни идеи вкладывать — взял и сыграл."
А я ещё добавлю :
О чем должен помнить, во что должен верить настоящий музыкант?
1. Настоящая Музыка это Дорога. Дорога в Рай.
2. Нельзя верить в силу технологий, можно верить только в живого человека на сцене и за инструментом.
3. Не музыкант должен играть музыку, а Музыка должна играть Музыкантом.
4. Есть люди у которых призвание Играть, а есть те, у кого призвание СЛУШАТЬ . Слушать и Чувствовать.
"Моя мечта - написать о Музыке ! Нет, не статью, не книгу... Хотелось бы написать себя, свою личность в музыке, поток ощущений, образов, мыслей. Тот мир, который открыт мне в музыке... Нет, сам я не играю, моё призвание слушать !" Это слова одного отрицательного персонажа из советского детектива братьев Вайнеров. Почему то такие замечательные мысли советские писатели вкладывали в уста самых отрицательных и подлых "героев". Не потому ли, что понять до конца , что же есть музыка очень сложно ? И, самое простое, уповать только на технику, теорию, иными словами НА РАЗУМ. Но музыка, как мне кажется, ВЫШЕ РАЗУМА. Слушая музыку , я каждый день убеждаюсь - нельзя верить в силу технологий, можно верить только в живого человека на сцене и за инструментом. Гитарист Стиви Рэй Вон сказал: "Когда я играю от ума, начинаются неприятности!" Нужно отключить и ум, и лишние чувства. И тогда пальцы и руки начинают играть сами.
  НЕ МУЗЫКАНТ ДОЛЖЕН ИГРАТЬ МУЗЫКА - МУЗЫКА ДОЛЖНА ИГРАТЬ МУЗЫКАНТОМ, ЕГО ПАЛЬЦАМИ, ЕГО СЛУХОМ.
Музыка вообще сложно объяснимо, некоторые считают, что музыкальное произведение есть смысл слушать только ОДИН РАЗ. Чтобы пережить без предвзятости, без всякого налёта ту гамму чувств и поток мыслей, которые рождает настоящая музыка. Вот такое, например, мнение: " " В начале XIX века никому из итальянцев и в голову не пришло бы — идти на одну и ту же оперу дважды. Нонсенс. Зачем? Вот ты послушал только что написанную товарищем Доницетти оперу, ты специально на нее ехал через всю Италию; но и мысли бы не возникло слушать опять. Зачем? Он же новую скоро напишет. А сейчас мы слушаем по десять раз только то, что уже было, это очень опасная вещь..." ( Дирижёр Максим Гудкин ). Да, слушаем... И будем слушать. А если исходить из этой концепции - то музыку и вовсе не нужно сочинять, записывать, а просто сесть к инструменту и сыграть первое что наполнило разум и душу творца. Чистая импровизация, никакой аналитики, никакого разумного сочинительства. И прозвучит всего один неповторимый раз.
  Слова в музыке, песне должны быть частью мелодии и не нести никакой самостоятельной нагрузки. Иначе велик риск заплутать и сгинуть в текстовой рутине. Антуан Де Сент-Экзюпери изрек "Слова мешают нам понимать друг друга". Излишняя перегруженность музыки поэзией может убить музыкальный замысел. Почему в России так любят песни на иностранных языках? Потому что ясно всё, без перевода - любовь, чувства, отсутствие взаимопонимания... Одна из моих любимых песен ! "...Почему я люблю песни на языках, которых не понимаю? На эстонском, на африканском, на португальском !? ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ ... Потому что " "Слова мешают нам понимать друг друга !"Говорят, что Тарковский , когда хотел сделать свою версию "Братьев Карамазовых" считал, что актёры должны произносить совсем другой текст , не Ф.М., чтобы были другие эмоции, энергетика, а потом на озвучке другими голосами наложили бы текст Достоевского."
  А если заглянуть дальше , то можно придти к такой истине, что высший уровень общения людей это общение вообще БЕЗ СЛОВ. На эту тему высказался известный религиозный деятель протодьякон Андрей Кураев: "...с религиозной точки зрения культура это следствие греха. Вся культура как таковая. Потому что тот потолок, тот максимум, которого жаждет религиозное сознание, это идея жизни без посредников. И без симулякров. То есть общение между людьми без слов это высший уровень общения людей..."
    Чем лучше и эмоциональнее, живее музыка, тем в худшем звуковоспроизведении её можно слушать. А может быть даже не нужно ? У меня нет ответа.Поскольку самая лучшая музыка, какую только посчастливилось слышать человеку, та, что звучит в его сознании независимо от памяти и разума. Например, в сновидениях. Напротив, чем музыка ерундовее, примитивнее, тем важнее "саунд". С технически профессиональным и изобретательным "саундом" , на дорогостоящей хорошей аппаратуре любая фигня обрастает важностью. Одним словом - звучит ! Но мы то помним - не всё то музыка, что звучит !
   Таким образом процесс создания ( и прослушивания !!!) музыки это не технологический, и даже не совсем творческий процесс. Это, скорее, некая ритуальная медитация. Точен или не точен этот термин ? Судить слушателям, судить творцам.
Или то, что называется ДЗЭН. Мистическое созерцание. При этом мне ближе просто СОЗЕРЦАНИЕ... А вообще все эти термины , на мой взгляд, не точны. Но других нет. СУДЯ ПО ВСЕМУ - НАЗВАНИЯ ЭТОМУ ЯВЛЕНИЮ ЕЩЁ НЕ ПРИДУМАНО !
  А закончу тем, с чего, можно сказать и начал - хорошая музыка научила меня слушать, понимать и любить тишину.