Колёса фортуны

Алексей Шутёмов
   Я стоял у калитки, когда появился он. Когда-то этот костюм серый деловой костюм был весьма приличным, но теперь на нем появились петельки с длинными горизонтальными полосками выпущенных ниток — след от встреч с гвоздями, кое-где красовались пятна, возможно, что и невыводимые. На туфлях, старательно протёртых тряпкой, остались следы от грязи — надо хорошо отмыть.

    — Огород вскопать не нужно? Дров наколоть?-

    — Нет, — ответил я. — Я не подпускаю к подобной работе даже близких. Но ты — гость. Заходи, ешь, пей, можешь переночевать. И я ничего не приму от тебя. -

   Он вошёл в калитку.

   Всё время обеда мы молчали. Он ел всё, что я предлагаю, ни от чего не отказываясь. Я не любопытен, а он и не навязчив. Когда свечерело, я принёс одеяло и подушки.

    — Когда разбудить? И куда дальше путь держишь? Я-то окрестные дороги знаю… -

    — Я не знаю, куда идти. Дома у меня больше нет… -

    — Родные? -

    — Не всё так просто. Когда-то я был губернатором этой области, — он ненадолго смолк. — Но доводилось ли… тебе в школе тиранить одноклассника? -

   Я чуть усмехнулся.

    — Тиранили, вообще-то, меня. -

    — Тогда и говорить не о чем. Но хочу, чтоб ты знал — я расплатился за всё. -

    — И угнетённый занял более высокий пост? -

    — Да, намного более. И он ничего не забыл. -

   Я ничего не ответил. И вообще больше мы ни сказали друг другу ни слова. Он уснул. Утром поклонился мне и дому, и пошёл дальше. А я думал, что было бы, будь я на месте того одноклассника. И ничего не придумал — у меня есть своё место.