3. Закончил исследования по теме

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Моя мама - Зинаида Иосифовна Гинзбург (1906-1986), которую мне так не хотелось никогда расстраивать. Но жизнь моя складывалась так, что она расстраивалась довольно часто. Вот и сейчас я расстроил её тем, что не стал защищать кандидатскую диссертацию, которую только что подготовил и даже напечатал.


Я закончил измерения напряженного состояния пересекающихся оболочек и завершил обработку измерений. Была проделана огромная работа. Потребовался и ум, и тяжелый, порой изнурительный труд.

Наконец-то, я получил все материалы, всё, что хотел. Работа завершена. Я видел, что она может быть использована в практических расчетах прочности корпусов подводных лодок в местах его сочленения с рубкой или отверстием для торпедных аппаратов.

Я видел, что полученного материала вполне достаточно для кандидатской диссертации. Я и тему уже продумал: «Напряженное состояние цилиндрических тонкостенных пересекающихся оболочек».

Работа состояла и з двух частей - теоретической и экспериментальной.

Я решил численным методом систему дифференциальных уравнений в виде ряда функций матье. Произвел расчеты и решения получил в виде аппроксимационных формул.

Графики, построенные по ним, с высокой степенью точности совпадали с расчетными.
 
Вторая часть работы была экспериментальной. Моделирование напряженно-деформированного состояния оболочек было успешным. Экспериментальные данные были близки к расчетным данным и аппроксимационным формулам. Характер кривых, построенных по экспериментальным точкам тоже были близки к расчетным. таким образомя, я показал, что при расчёте сочленения оболочек можно использовать мои достаточно простые аппроксимационные формулы.

Хотелось, конечно, проверить формулы в натуре, на подводных лодках, измеряя напряженно-деформированное состояние в районе сочленения рубки или шахты для пуска торпед с прочным корпусом, но я подумал, что это уже будет докторская работа и даже не стал говорить Мигиренко о натурных испытаниях. Хотя в принципе можно было начать подготовку к ним.

Я мучительно раздумывал, что делать. У меня уже ушло четыре с половиной года. Работу я сделал. Но я ни разу не выступал на семинарах. Не послал в научные журналы ни одной статьи. Только один научный отчет, да и тот секретный. Я решил положить эти готовые материалы на стол Григолюку. Пусть он посмотрит и что-нибудь скажет, а я послушаю.

Я уже не был тем восторженным юнцом, который мечтал немедленно горы своротить. Я стал специалистом в своем вопросе. Я знал все, что сделано в мире и над чем ведутся работы. Я научился рассчитывать напряженное состояние в пересекающихся оболочках. Я понимал, что мои расчёты самые совершенные, самые близкие к тому, что есть на самом деле.

Я видел перспективу. Знал, в каком направлении надо развивать и теорию вопроса, и эксперимент. Но вариться в собственном соку мне расхотелось.

– Будет это кому-либо интересно, буду продолжать, - думал я, – не будет, – займусь чем-нибудь другим.

Я не знал тогда, что многих одолевают такие сомнения.

– Заняться чем-либо другим?

Да, мне этого хотелось, и единственное, что меня останавливало, это мама. Ей так хотелось, чтобы я стал большим ученым и, по крайней мере, защитил диссертацию. А мне так не хотелось ее расстраивать!

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/06/29/211