Точка невозврата Глава 18. Помолвка

Зюлёв Леонтий Михайлович
  18. Помолвка
 
  Наутро, после зарядки и чаепития, я решил наметить план действий на ближайший месяц. В моём времени помолвка выродилась в событие малозначительное и необязательное, никто её серьёзно не проводил. В начале века к этому относились совершенно иначе. Мало того, что обряд являлся обязательным, так ещё и требовал соблюдения определённых правил Прежде всего нужно было озадачиться внешней стороной дела. Преподнести подарки родителям невесты и ей самой. Помолвка считалась состоявшейся только после обмена кольцами. Их надлежало носить до свадьбы. Люди состоятельные давали бал в честь помолвки и объявление в прессе.
  Я решил начать с подарков, понимая, что это отнимет наибольшее время и потребует раздумий, что подарить? Суть подарков была глубоко символичной. Они должны соответствовать характеру и привычкам родителей и невесты, быть достаточно дорогими. Считалось, что они способствуют укреплению отношений молодых, потому, что в случае размолвки до свадьбы, их надлежало вернуть дарителям, что уже само по себе неприятно обеим сторонам, и люди лишались вещиц, к которым иногда успевали сильно привязаться.
  Склонности царя и великой княжны я более или менее знал, но что подарить императрице предстояло ещё придумать. С воплощением идей я не ожидал каких-то трудностей. Сначала на одном из заводов я заказал платиновые кольца. Этот металл только входил в моду. Его ещё мало где обрабатывали. Я договорился с представителем фирмы Фаберже, что их ювелиры огранят и вставят в платиновые оправы аметисты. На работника фирмы произвело впечатление, что оправы изготовим мы сами. Делать из платины литые кольца никто ещё не умел.
  Проще всего дело обстояло с подарком отцу. Зная, что Николай Александрович страстный охотник, я решился на довольно необычный шаг. Нашёл в ноутбуке чертёж самозарядного ружья с помповым механизмом и попросил одного из заместителей разместить заказ на тульском оружейном заводе. Завод будет выпускать такие ружья только к концу века, но по моим чертежам спокойно мог это сделать и сейчас. Все художественные работы по отделке тульские мастера согласились выполнить сами, о чем и доложил через некоторое время зам.
  Ольге я ещё раньше решил подарить хороший музыкальный инструмент. В Зимнем у сестёр стоял шикарный Бехер, но прорваться к нему было очень непросто, все великие княжны владели исполнительским искусством.
  Оставалась Мария Александровна. Я не очень хорошо знал её пристрастия, хотя был наслышан, что она очень разносторонний человек. Над подарком для неё мне пришлось изрядно поломать голову. Что можно подарить женщине в зрелом возрасте и в статусе императрицы? Никакие обычные подарки мне не нраились. Все эти Саксонские сервизы, беговые лошади, автомобили, или яхты, производили впечатление, или слишком
  меркантильных, или простоватых на фоне таких же предметов, которыми владела семья. Идея пришла неожиданно. Я вдруг вспомнил, что самый важный мой разговор с Ольгой произошёол на острове Ольхон, где Тесла организовал своё детише. Остров! Почему бы не подарить императрице свой остров, тем более, что в начале века проблем с этим возникнуть не должно. Я быстренько выяснил, есть ли в Средиземном море, недалеко от побережья Франции, такие острова. Конечно, ноут выдал мне, что есть, но все сплошь испоьзуются в туристическом бизнесе. Записав несколько названий и координат, я решил выяснить, что эти острова представляют собой, но в воскресенье все интересующие меня фирмы не работали и я отложил решение до понедельника.
  Ход самого бала с нашей помолвкой мы уже обговорили накануне, оставался ещё один вопрос. Кроме помолвки бал посвящён дню рождения Ольги, а значит мне надлежало озаботиться ещё одним подарком. Но этот подарок я придумал ещё до разговора на Байкале. Я решил научить Ольгу управлять Сковородкой Теслы, как во Франции назвали его изобретение.
  После полудня позвонила Ольга с предложением провести вечер где - нибудь вместе. Мне не очень хотелось появляться на публике, но она сказала, что это весьма закрытое заведение и никто не будет нам мешать. Ольга заехала в какой-то двор на Невском и через дверь, сильно напоминавшую чёрный ход, провела меня в низкий полуподвальный зал, в котором сидело человек до ста в верхней одежде. Нас ждали и поэтому в четвёртом ряду оставили два свободных места. На сцене творилось что-то вроде выступления варьете. При нашем появлении звяканье расстроенного рояля прекратилось и на сцену вышел здоровенный детина. Зал неистово зааплодировал. Я не сразу сообразил, кто перед нами. Но как только он открыл рот, по манере говорить я понял, что это Маяковский. Он читал свои стихи около часа. Слушали его, затаив дыхание, которое прерывалось только бурной овацией в паузах. Я неплохо знал творчество поэта, но он не продекламировал ни одного известного мне стихотворения. Держался он очень уверенно и обладал поистине чарующим голосом. Мне стало не по себе от мысли, что за ерунду он напишет в дальнейшем и как скоро и глупо прервёться его жизнь. Здесь же меня посетили в первый раз сомнения, правильно ли я поступил? Я подумал, что конечно я изменил миллионы судеб, но что меня утешило, не в худшую сторону. Всю обратную дорогу я молчал. Ольга, почувствовала перемену в моём настроении и не проронила ни слова. Только, прощаясь, спросила:
  - Понравился?
  - Да.- ответил я.
  Она поехала домой и вскоре позвонила, пожелав спокойной ночи. Я долго не мог уснуть. Близнецы спорили во мне прав я, или нет, совершив побег в прошлое.
  Оставшийся до помолвки месяц, мы проработали как обычно. Виделись, конечно, чаще, но на работе практически ничего не изменилось, такие же деловые отношения. Я систематически проверял ход работ по подаркам. Остров приобрести удалось сравнительно просто, никаких отелей или поселений на нём никто ещё и не думал строить, а сам он представлял собой райский уголок в часе хода, на катере, от Ниццы. Оружейники тоже не подвели, но поправили меня с заказом, заявив ружья такого качества обычно дарят парой. Я не возражал. Дольше всего пришлось ждать изготовления колец у Фаберже, никто не работал с таким материалом, как платина, но и их вскоре изготовили. За неделю до помолвки я вздохнул с облегчением - всё готово.
  Наступило третье ноября. Ольга никогда не приглашала гостей. Бал ежегодно давали после её пятнадцатилетия, и гости из узкого круга наиболее близких к царской семье людей прибывали без приглашения. Одно - единственное мы отправили Тесле.
  Никола прилетел к вечеру, и после небольшого отдыха, мы отправились в Зимний.
  Ольга на правах хозяйки встречала гостей. Я не видел её в таком платье ни разу и, наверно, изумление и восторг настолько отразились на моём лице, что она слегка покраснела, пока я пропускал Николу вперёд. Правила бала не менялись с времён Екатерины Великой и мы прошли в зал, нас встретил многоголосый гул гостей одетых очень изысканно. Бал в Зимнем, помимо прочего, место, где можно показать последние новинки моды, чем и пользовались молодые особы, одетые: красиво, стильно и конечно дорого. Наряды молодых людей, пусть не столь разнообразные не уступали в роскоши дамским. Пока не объявили начало, гости собирались группками по принадлежности и интересам и оживлённо беседовали. Оркестр Мариинского театра настраивал инструменты. Внезапно за спиной я услышал:
  - Ба! Да тут и мой Дьявол!
  Конечно это Шаляпин, как директору Мариинки ему надлежало быть здесь по статусу. Мы обменялись радостным приветствием и обьятиями. Он извинился и быстро удалился, сославшись на дела. Я огляделся. Гости в основном из дипломатических военных и промышленно - торговых кругов потихоньку начали перемешиваться и двигаться ближе к оркестру. Одна группка стояла чуть ли не посередине и выделялась совсем неподобающей обстановке одеждой и причёсками - это была богема. Ольга частенько посещала их сборища. Она хорошо разбиралась и в музыке, и в поэзии, и в живописи, в чём я уже убедился в Париже.
  Оркестр грянул нечто бравурное, и Шаляпин объявил начало бала. Неизвестно как Ольга очутилась рядом, улыбнулась Тесле и увлекла меня в центр зала, мы закружились в танце. Программа была насыщенной до предела, гостям буквально не давали спокойно отдышаться. Ольга шепнула мне, что Шаляпин обо всём знает, единственный из гостей, и всё что он делает на балу - это его подарок нам. Наконец, когда гости уже порядком приустали, Фёдор Иванович, перекрывая оркестр произнёс:
  - Милостивые государи и государыни! Мы собрались, чтобы поздравить нашу любимую Ольгу Николаевну С Днём Её Рождения.
  Гости одобрительно зашумели. Ольге пришлось встать рядом с Шаляпиным и более получаса принимать поздравления и подарки. Когда поток поздравлений иссяк, она взволнованно произнесла:
  - Я благодарю всех, кто вспомнил, что я сегодня родилась, а чтобы этот бал запомнился всем навсегда, у меня есть небольшой сюрприз для моих дорогих гостей. - ПапА и МамА!!! Рядом с ней появились родители и Николай Александрович изрёк:
  - Дорогие гости! Сегодня мы объявляем о помолвке нашей дочери.
  Зал смолк, затаив дыхание. Все в недоумении переглядывались, Ольга стояла одна. Шаляпин куда-то пропал. Я увидел, что и Тесла в недоумении. И вдруг у нас за спинами раздался знакомый бас:
  - А это наш жених !!! Виктор Георгиевич, негоже оставлять девушку одну.
  Из гостей словно выпустили воздух, они расступились и, пока мы шли до импровизированной сцены, никто не издал ни звука. Шаляпин взял руку Ольги и вложил в мою со словами:
  - Не знаю какой это будет муж, но я на себе испытал - это человек надёжный.
  Он зааплодировал, и в зале словно включили гром. Когда аплодисменты стихли, цесаревич Алексей поднёс нам на золотом блюдце кольца, и мы с Ольгой надели их друг другу на безымянные пальцы. Пока продолжалась вся эта церемония, в зал внесли подарки. Я вручил их, сопроводив каждый небольшим пояснением, сказав в заключение: - Я до этой минуты не принадлежал к числу близких виновнице торжества людей, а потому не успел поздравить её с днём рождения и вручить подарок. Позвольте вручить вам вот это удостоверение Ольга Николаевна! Когда Вы научитесь управлять сковородкой Теслы, в него впишут ваше имя, начать можно хоть завтра.
  - Ольга сказала, что не может остаться в долгу и в зал внесли длинный прямоугольный футляр весьма скромного вида. Открыв его, она продемонстрировала собравшимся его содержимое, так чтоб я не видел и произнесла:
  - Как невеста я не могу оставить жениха без подарка. Думаю что это придётся ему по душе.- С этими словами она повернула футляр ко мне. В нём в специальных ложементах лежали два удилища для нахлыста, англиийского производства, королевский подарок и в моё время.
  Все опять неистово зааплодировали. Шаляпин, снова перекрыв своим басом шум, сказал:
  - Император и императрица попросили меня объявить, что свадьба состоится двадцать четвёртого апреля. А сейчас - продолжаем бал. Оркестр! Вальс для жениха и невесты!
  Публика расступилась, и мы на средине зала тщательно исполнили, то, что многократно репетировали в течение месяца. Успех был полный. Веселье продолжалось ещё несколько часов, пока вконец уставшие гости потихоньку не начали покидать дворец. Оставшись с семьёй, Теслой и Шаляпиным, мы поблагодарили Фёдора Ивановича за его работу. Царь пригласил нас к себе. Мы выпили с ним немного, я показал, как пользоваться диковинным для него оружием. Было уже довольно поздно, и, попрощавшись со всеми мы откланялись и поехали с Теслой ко мне.

                Продолжение вскоре.