9. Операция Ultra

Вадим Гребенников
Работа в Великобритании по расшифровке немецкой машины «Enigma» велась в городе Bletchley, где с началом Второй Мировой войны обосновалась британская правительственная школа кода и шифра (англ. Government Code and Cypher School) под руководством Alastair Guthrie Denniston. В одном из особняков, названном Bletchley Park, работали криптографы, криптоаналитики, лингвисты и математики. Обработка и накопление данных, полученных британской криптослужбой на протяжении всех военных действий и переданных своему военному командованию и правительству, считалась сверхсекретной спецоперацией и получила кодовое название «Ultra».

Почему эта операция получила такое название? Скорее всего потому, что имеется в виду наивысший уровень секретности информации. Великобритания, как и многие другие страны, обозначают степень ограничения доступа к данным с помощью грифа «Секретно» или «Совершенно секретно». Степень ограничения доступа к тем данным, которые были получены путём расшифровки машины «Enigma», был определён как гриф «Ультра секретно» (англ. Top Secret Ultra), позже сокращённый до «Ultra».

В 1939-м британскую военную разведку «МІ-6» (англ. Military Intelligence, Section 6), которая также называлась «SIS» (англ. Secret Intelligence Service), возглавил полковник Stewart Graham Menzies. Осознавая всю важность и беспрецендентность криптоаналитической работы в Bletchley Park, он назначил ответственным за операцию «Ultra» капитана Frederick William Winterbotham (1897-1990). Цель операции состояла в том, чтобы Премьер-министр и высшее военное командование Великобритании было ознакомлено с материалами расшифрованных немецких криптограмм. Запрещалось какое-либо упоминание об источнике получения этих данных.

С мая 1940-го криптограммы, циркулирующие по радиосвязи между высшими военными штабами Германии, перехватываются, расшифровываются и докладываются британским и американским руководителям - Winston Leonard Spencer-Churchill и Franklin Delano Roosevelt, а также военному командованию на полях сражений и др. согласно утверждённого списка. Так как Германия передала машину «Enigma» японцам, американцы пользовались данными «Ultra» на дальневосточном и тихоокеанском театрах боевых действий.

В результате на протяжении Второй Мировой как немецкие, так и японские военные штабы на практике не могли добиться такого важного фактора как неожиданность. Точная информация о военных силах противника, полученная англо-американскими руководителями, облегчала им составление планов и проведение боевых операций. Данные «Ultra» обеспечили удачное проведение военных действий союзников на французской, итальянский и африканской территориях, Дюнкеркской эвакуации, обороны Великобритании, Нормандской операции, морских и других операций.

Работа строилась по такому принципу. Персонал пунктов радиоперехвата, контролировавший в 1940-м немецкие полосы частот, записывал все криптограммы, после чего они телеграфировались в Bletchley Park. Там их сортировали в определённые группы и посылали для дешифровки в другие подразделения, расположенные в соседних домах:
- Hut № 6 - Wehrmacht (Сухопутные войска), Luftwaffe (ВВС);
- Hut № 8 - Kriegsmarine (ВМФ).

Дешифрованные криптограммы передавали в Hut № 3, где их квалифицировали по скорости обработки. Уже сортированные сообщения рассылали тем, кому они предназначались, с помощью специального подразделения связи (далее - СПЗ) (англ. Special Liaison Unit, SLU), организованного в каждом военном штабе на поле сражения. СПЗ было обеспечено постоянной радиолинией связи с Bletchley Park, на которой использовалась шифромашина «Typex» и одноразовый шифровальный блокнот. Кроме того, каждое СПЗ имело термитные бомбы, чтобы уничтожить аппаратуру и документы в момент чрезвычайных ситуаций.

Британский Премьер Winston Leonard Spencer-Churchill постоянно следил за спецоперацией «Ultra», предоставляя ей все необходимые ресурсы и расширяя сферу применения. Но несмотря на то, что британцам удавалось дешифровывать много радиограмм, среди них не было планов рейсхканцлера и фюрера Германии Adolf Hitler, поскольку они шифровались более сложой машиной, параметры которой британцы пока ещё не знали. Всё также им продолжал помогать французская криптослужба, расположенная в разведывательном центре Cadix в Южной Франции и поддерживавшая связи с Bletchley Park.

Британский Премьер, постоянно получавший данные «Ultra», часто не делился ими даже со своими министрами. Информация после расшифровки поступала лишь руководству британских разведслужб. Другим руководителям отправлялись лишь приказы, содержавшие информацию «Ultra», но не упоминавшие об этом. Они были составлены таким образом, чтобы при их перехвате враг не мог определить, откуда взялись эти данные.

В связи с этим можно рассказать о трагическом эпизоде, связанном с хранением секретов «Ultra». 14 ноября 1940-го фашисты осуществили так называемый ими «акт устрашения» Великобритании. Это был массированный налёт немецких бомбардировщиков, в результате которого был разрушен британский промышленный центр Coventry.

Налёт осуществляло почти полтысячи самолётов, сбросивших около 56000 кг «зажигалок», 394000 кг «фугасов» и 130 мин на парашютах. Разрушений систем снабжения, промышленных предприятий, жилых зданий и человеческих жертв было очень много. А фашисты отделались лишь 1-м сбитым самолётом.

Теперь мы знаем, что трагедия не была неизбежной. Bletchley Park своевременно дешифровал криптограмму ВВС Германии, связанную с подготовкой налёта. Время для усиления противовоздушной обороны и эвакуации горожан было. Но если бы это сделали, фашисты наверняка заподозрили бы какую-то утечку информации, ведь о плане массированной бомбардировки Coventry знали немногие немецкие руководители.

После долгих размышлений спецслужбами и руководством Великобритании было сделано заключение, что при реализации мер противовоздушной обороны фашисты могут догадаться об операции «Ultra», и её придётся свернуть. Трагический запрет на реализацию оборонных мер самолично утвердил британский Премьер. Американский Президент Franklin Delano Roosevelt в связи с этим написал ему, что не знает, как бы сам поступил, однако военные обстоятельства вынуждают иногда выполнять функции Бога.

Остановимся ещё на одном трагическом примере. Популярному британскому актёру Leslie Howard, сотрудничавшему со спецслужбами, поручили отвезти важную секретную документацию какому-то разведчику. Поэтому ему надо было лететь гражданским 777-м авиарейсом из Лондона в Лиссабон. А немцам каким-то образом удалось об этом узнать.

Чтобы предотвратиь эту передачу документов, фашисты решили сбить самолёт. Опять таки «Ultra» предоставила британцам возможность узнать об их решении, но они ничего не изменили в своей операции. В результате 1-го июня 1943-го фашистский истребитель сбил гражданский самолёт DC-3 «Дакота», и все пассажиры вместе с Leslie Howard погибли. Таким образом Великая Британия защитила свой источник ценных разведданных...

Чтобы прочитать полностью, напишите автору.