Классификация событий произведения

Ольга Гесс
    Я стала читать так много литературы по писательскому мастерству, что моя бедная голова кружится, подобно детской карусели; так много в ней стало информации. Делаю я это отнюдь не для того, чтобы научиться писать (благо за десять лет худо-бедно навострилась создавать читаемые предложения), а чтобы применить некоторые приёмы на практике. Чисто из любопытства и жажды познания.

    Некоторые из экспериментов продолжаются до сих пор. Например, я впервые пишу книгу по заранее заставленному плану. «Призрак Чайной розы» и «Такой горячий, но сладкий кофе» писались чисто на интуиции, вдохновении и фантазии. Герои сами выстраивали сюжет, а я только записывала, но никак не руководила. Так в одной книге (по мастерству, разумеется) я прочитала, что делать так ни есть хорошо; нужно иметь заранее подготовленный план, а лучше два; на тот случай, если в черновике что-то пойдёт не так. То есть, я впервые знаю, чем закончится мой роман, и что сделают герои в определённой главе. Непередаваемые чувства, хочу вам сказать. Такой способ не так уж и плох (по крайней мере, он точно позволит не бодаться с аннотацией и синопсисом в будущем), но для меня всё это очень и очень непривычно.

    Но я отвлеклась. К вопросам о приёмах.

    Узнала для себя одну интересную вещь. Возможно, вам она новой не покажется, заинтересует, скорее, начинающих авторов, и, тем не менее, мне бы хотелось её озвучить.

    Существует поверье (для меня такие вещи — это всё поверья, загадки и легенды), что структуру любого произведения (читай: роман или рассказ, повесть, впрочем, тоже) можно разделить на пять составляющих, которые выстраиваются в события:
    —исходное событие
    —предшествующее событие
    —начальное событие
    —главное событие
    —финальное событие

    Разобраться с этими «событиями» я предлагаю вам на примере рассказа О. Генри «Дары волхвов» (кстати, в октябре 2017 года состоится дедлайн конкурса рассказов, который носит такое же название, поэтому если работаете с рассказами, не бойтесь в нём поучаствовать!).

    Итак. «Дары волхвов». Надеюсь, вы помните историю Деллы и Джима, а если нет, то не поленитесь перечитать! Чтение классических произведений —обязательное условие для тех, кто хочет стать хорошим писателем. Помните об этом!

    Но если вы уж совсем ленивы, что не может осилить пару-тройку страниц, то я напомню суть (всё равно перечитайте потом рассказ!): у Джима и Деллы нет денег на подарки к Рождеству, поэтому Делла продаёт свои волосы, чтобы купить Джиму цепочку к часам, а Джим продаёт часы, чтобы подарить Делле гребни для её длинных волос.

    Пересказала, конечно, отвратительно (не дано мне, видимо, изъяснятся человеческим языком), поэтому читайте, читайте и ещё раз читайте!
Всё. Мы перечитали, пересказали, сюжет вспомнили, над финалом поплакали, и теперь можем приступать к разбору рассказа, так скажем, по косточкам.

    1.Исходное событие.

    Сюжет не может строиться на «пустоте», но именно исходное событие мы чаще всего пропускаем. К слову, оно не всегда может быть озвучено в произведении, и читатель должен сам догадаться, о чём будет данное повествование. Исходное событие отвечает на вопросы «кто герой?», «в каком мире разворачивается история» и т.п.
    Согласитесь, авторам жанра фэнтези сложней: даже если совсем не хочется, им всё равно приходится описывать географию своего мира, авторы, работающие в других жанрах, могут «отделаться» (ужасное слово, знаю) общими словами. Те, кто пишут в жанре «историческая проза» тоже немного помучаются. Однако любое событие (исходящее/начальное/главное) можно с лёгкостью обыграть с помощью диалогов (речь идёт о крупных формах), а вот найти «косточку» рассказа бывает порой тяжело.
    С чего начинаются «Дары волхвов»?
Приведу цитату: «Один доллар восемьдесят семь центов. Это было все. Из них шестьдесят центов монетками по одному центу. За каждую из этих монеток пришлось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость. Делла пересчитала три раза. Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра рождество».
Таким образом, читатель может сделать вывод о том, что речь в рассказе пойдёт о ком-то очень бедном, который вынужден считать каждый цент в Сочельник.
    Исходное событие  — эта первая ступенька, ведущая к сюжету.

    2.Предшествующее событие.

    То, что ведёт (даёт повод) к обострению конфликта произведения (не забывайте, что произведение без конфликта — плохое произведение).
В случае «волхвов» предшествующем событием выступает описание нищеты, в которой живут герои («Теперь, после того как этот доход понизился до двадцати долларов, буквы в слове "Диллингхем" потускнели, словно не на шутку задумавшись: а не сократиться ли им в скромное и непритязательное "Д"?).

    3.Начальное событие.

    Мотив, побуждающий нас продолжить чтение. В работе О. Генри он выглядит так: «Надо вам сказать, что у четы Джеймс. Диллингхем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое волосы Деллы». На этом моменте мы понимаем, что всё последующее повествование будет завязано на часах и волосах, именно они играют главную скрипку и носят название «начальное событие».

    4.Главное событие.

    Основное событие, позволяющее читателям, увидеть и оценить характеры героев. Здесь всё просто и цитата не требуется: продажа волос Деллы и покупка цепочки для часов.

    5.Финальное событие

    Думаю, пояснения будут лишними: это обмен подарками.
    Но, смотрите, как ловко финальное событие рассказа представлено у автора: « Делл, - сказал он, - придется нам пока спрятать наши подарки, пусть полежат немножко. Они для нас сейчас слишком хороши. Часы я продал, чтобы купить тебе гребни. А теперь, пожалуй, самое время жарить котлеты». Вроде бы всё понятно, вот она — любовь и жертвенность Деллы и Джима, но нет, мораль тоже присутствует. И представлена она не устами героев, как это бывает обычно (опять же в форме диалогов), а словами самого автора.
    О. Генри пишет: «…А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами».
Хорошее финальное событие, не так ли?

    Сегодня я попыталась показать вам на примере рассказа «Дары волхвов», как разбирать структуру собственного произведения на события. Надеюсь, хоть немного у меня это, да получилось.
    Пригодится вам такой разбор в дальнейшем или нет, я не знаю, но, думаю, что лишним этот навык точно не будет.

С уважением ко всем читателям и авторам,
Ваша Ольга Гесс.