Внучка Николая II. Неизвестная ч. 2

Ольга Сергеева -Саркисова
Приближался день рождения Матильды. Все друзья , как обычно,  искали  интересные подарки с учётом её вкуса , со значением, чтобы порадовать  именинницу. Александр уже давно присматривал для неё что-нибудь оригинальное, незабываемое, что тронет её романтичную душу. Хотелось её порадовать, да и себя заодно, так как порадовать её –это получить удовольствие и самому.
   В прошлом году он подарил ей интересный экземпляр старинной мебели, редкий образец  модерна  - изящную небольшую кушетку, на которую можно было с удовольствием  прилечь и почитать. Кушетка - «Крыло Ангела» получила своё название  из-за  мягкого изгиба задней спинки, напоминающее крыло, и нежной расцветки старо- розового цвета, как говорили в старину, цвета « кожи ангела». 
Матильда с удовольствием ложилась на эту кушетку, вспоминала прошлое, читала книги, делала переводы, которыми зарабатывала на жизнь, а чаще всего рассматривала картину, которая досталась ей от семьи дальних родственников,  грузинских князей, которые теперь переехали в Леон. Матильда повесила её  напротив кушетки, чтобы было удобно рассматривать, и постоянно перечитывала письмо об истории этой картины, что прислала её родственница. Это была довольно известная работа художника "бунтаря"( участника "Бунта четырнадцати" в Академии художеств, когда 14 художников покинули её, выступив против академизма, не желая писать диплом, как писали раньше, только на мифологическую тему. У каждого  художника должен быть выбор и свобода! Далее он стал  передвижником ). На выставке в 1883 г, где она была представлена, много говорили о картине, это была- «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского. Это не просто картина, а  история с тайной, и не одной, со многими тайнами, ушедшими в бессмертие…
Кто изображён на полотне? Всех интересовал этот вопрос. Его задавали тысячи раз и не получали ответа. Ответа не было. Сам Крамской на этот вопрос только улыбался и молчал, словно дал обет молчания, нарушить который не имел права.
    Картина- воплощение аристократизма. На полотне- красивая дама с обворожительным лицом, одетая по последней моде в изумительной шляпке « Франциск» с перьями, пальто «Скобелев» украшено собольим мехом и синим атласом, ведь синий всегда был цветом аристократии. Красивая муфта, золотой браслет- всё говорит о высоком статусе этой дамы. Она в открытом экипаже следует по улицам Петербурга … и не по задворкам, а  в центре, …вот павильон Аничкого дворца, справа- Александрийский театр … На что намекает художник? Кто она? Прекрасная балерина? Актриса? И театр- это код? Или это Дама полусвета? Содержанка богатого, знатного человека, ведь многие представители даже царских фамилий среди Великих князей любили балерин, имели от них по несколько детей, практически вторую семью, устраивали их под фамилиями своих доброжелателей или давали такие, как Князевы, Николаевы и так скрывали свои тайны.
    Судьба картины была очень странной. С этой картины делали много копий в разное время, особенно в середине 20 века её писали на заказ, всех влекла эта красавица, несмотря на то, что за ней ходила дурная слава и сам Третьяков не купил её сначала на выставке, по непонятной причине, хотя картина произвела фурор, и Крамского несли на руках с выставки, столько она наделала тогда шума!Это был триумф!
    В комнате Матильды находился подлинник, один из вариантов от самого художника. Её недавно передали ей от тетки, которая проживала последнее время в Париже со словами- «В этой картине несколько загадок нашего рода, и не только нашего, история многих тайн. Попробуй, разгадай, кто изображён на ней? Мне не удалось до конца разгадать все тайны этой картины, теперь твоя очередь, так как мои дни на исходе. Береги картину- в ней жизнь целой эпохи, но будь осторожна... 
Вот , что я раскопала, что удалось мне узнать.
    Эта картина обладает удивительной  магией. Она способна влиять не только на тех с кого писали портрет, но и на других людей, к кому она попадает в дом, семью, кто слишком пытается заглянуть в «её личную жизнь», в её зазеркалье... К кому она попадала- вместе с ней приходило несчастье, словно кто- то собирал дань: у первого сгорел дом, у второго ушла жена, а третий стал банкротом… У художника умер сын. Беды не прекратились и за рубежом. Только всё улеглось, когда она вернулась в Россию и заняла место в Третьяковской галерее. Это я рассказала про основную законченную картину, а эскизов было несколько, так как Крамской долго искал свою незнакомку и ему позировали разные женщины. Старушки - грузинки говорили, что он искал среди грузинских княжон необыкновенную красавицу, задумав писать какую- то работу, одну сажал в открытый экипаж, - нужна была осанка королевы, у другой писал голову, руки, волосы, глаза... Они не сомневаются, что на портрете грузинская княжна. Его волновало лицо и главное - глаза, взгляд в самую душу, который должен был быть похожим на кого- то из… известных ему одному ,как в сказке- «Найди то, не знаю, что» . Он ничего не объяснял. Для этой работы ему позировала и его дочь, и некоторые черты очень похожи на её – рот, разрез глаз, разлёт бровей….  Но с картиной  было  что- то не так. Дурная слава шла за ней по пятам. Может, это связано с тем поверьем, что красавицы с портретов многих мастеров часто « высасывают жизненные силы» из живых людей? Ты ведь знаешь, что искусство- это энергетический сгусток, отпечаток с оригинала, который и делает портрет практически живым, если его исполнил гений… Вспомни, как в Мюнхене во дворце есть галерея «Красавиц». Там можно потерять сознание, лишиться жизни, глядя на них! Столько красавиц смотрят одновременно на тебя, и за каждой своя судьба, история... и - ты остаёшься без сил. Я это испытала на себе. А уж про русалок с полотен я молчу совсем!
Недаром знаменитый маг, алхимик Корнелий Агриппа в 15 веке предостерегал всех и считал, что портрет может оказаться более живым, чем оригинал. Бойтесь кисти живописца.
     Открою тебе секрет: я даже использовала спиритический сеанс и обращалась к духу Ивана Николаевича Крамского, чтобы продвинуться к истине и узнать, кого он изобразил на портрете «Неизвестная», который потом стали называть «Незнакомка» вслед за Блоком, наверное.
 Он оказался очень мягким духом и добрым, в отличии от некоторых. Вспоминаю, как мы однажды вызывали дух Пушкина… Ты знаешь, в то время в салонах Петербурга больше интересовались не музыкой и танцами, а этими сеансами, теософией, магнетизмом и магией. Мы решили вызвать дух Александра Сергеевича… Сеансы проходили ночью с полуночи до четырёх часов( Час Быка). Что мы там только не услышали! Он ругался, как последний извозчик. Он так ругался, что я такое никогда не повторю, ещё с негодованием хлопал форточкой и дверьми, стучал своей любимой палкой о пол, подбрасывал её, крутил над нами, мы это всё слышали и чувствовали, боясь шелохнуться. Мне кажется, что первая седина у меня появилась с этого момента… Эта палка- жезл весила семь кило. Он ею крутил обычно, тренировал руки. Забава у него была такая. Мне казалось, что он ею кого-нибудь ударит… Страху натерпелись сполна. У всех участников этого сеанса волосы дыбом вставали. Видимо ,слишком часто его тревожат, и он страшно этим недоволен. Если будете к этому обращаться, то его не беспокойте, пожалуйста.
        Вернёмся к Крамскому, который тоже умер молодым в 49 лет. Его терпеливый и добрейший дух поведал нам, что имён он тех женщин, которым он посвятил свою картину произносить не будет, так как давал клятву сам себе. Мы должны делать выводы сами. Он сказал, что одну вы точно знаете- это дочь, есть наброски. Двух других он увидел на прекрасных камеях и просто влюбился. Потом узнал всё об их жизни, судьбах и решил написать портрет гордой, независимой красавицы, образ которой навсегда останется загадкой и будет манить за собой... Ему хотелось, чтобы о них помнили вечно. Они очень похожи и их судьбы как-то переплетаются...    Обе грузинские княжны из знаменитых старинных грузинских родов. Обе из Кахетии, одна жила в усадьбе Цинандали, другая в г. Телави. Имя их возлюбленных одно - Александр. Камеи с портретами любимых дам преподнесли кавалеры своим возлюбленным  во время праздников во дворце. На одной выбита надпись «Той, которую я избрал»,
на другой -« pour tojour»- «навсегда»,что означало любовь навеки!  Это были очень яркие романы, но короткие, к сожалению. Одна родила дочь Марию вне брака, её отдали в другую семью и дали другую фамилию. Она умерла в 24 года. У другой при преждевременных родах родился сын Александр, названный в честь отца. Ребёнок умер, не прожив и дня. Плохая примета оказалась роковой ... Во время их венчания обручальное кольцо упало из дрожащих рук мужа, который испытывал приступы малярии, и все решили, что это дурной знак. Мужу было 33 года - возраст Христа, а ей 15! Она влюбилась в него на уроках музыки, которые он давал ей, играя свои прекрасные вальсы. Вскоре он трагически погиб. Она носила траур всю жизнь по своему Сандро и никогда больше не вступала в брак. К дочери первой княжны  - Марии, красавице и умнице, сватался офицер и получил категорический отказ, так как у неё уже был жених- Нелидов Иван Аркадьевич, брат фаворитки Николая I , а через несколько дней этот офицер был убит на дуэли , это был М.Ю. Лермонтов. Но и вторая княжна подарила ему и его другу А.И. Одоевскому по кинжалу  «со значением» из общей коллекции отца и мужа, как «символ верности долгу, чести, дружбе». Лермонтов посвятил этому событию стихотворение «Кинжал» .
Обе княжны официально умерли от холеры, но у одной истинная причина смерти была другой- принятый из- за несчастной любви яд. Обе были красавицами с удивительными глазами, умницами, пользовались любовью в обществе.
 Итак-  дама на картине -это собирательный образ. Судьба первой княжны мне очень напоминает судьбу Варвары Туркестановой, (Туркистанишвили)  фаворитки Александра I, которая подарила ему дочь, а через два месяца приняла яд. Дочь отдали Владимиру Голицыну, так как он тоже ухаживал за её матерью. Он был самый младший  из десяти сыновей рода генерала Сергея Голицына, дал ей своё отчество и фамилию ,воспитывал и любил её, как и все в его семье. Владимир Сергеевич Голицын был любимцем женщин, Донжуаном. Его называли Аполлоном за умение нравиться женщинам, за обаяние, красоту и статность. Говорят, что он влюбился в Варвару, которой было  42 года,в возрасте 24 лет. Надо заметить, что Варвара всегда молодо выглядела, и особенно красивы были её бархатные, зовущие глаза, прекрасные волосы и острый ум. Она была украшением императорского двора и любимая фрейлина Марии Фёдоровны. Голицын даже хотел жениться на ней. Другие говорили, что он поспорил, что соблазнит её. Роман закончился тем, что он увидел Александра I , выходящим из покоев Варвары и не стал добиваться больше её любви и вставать на дороге императора. Это вызвало разные толки в обществе. Княжна была беременной, скорее всего от императора, это всё осложнило. Император после рождения девочки остыл к своей пассии и увлёкся следующей. Эту дочь он никогда не видел.
До Варвары у него была Мария Нарышкина 15 лет, практически вторая семья, к своей жене Елизавете, которую ещё называли Психеей, он сразу охладел, хотя она действительно была красавица. Он влюбился в М.Нарышкину, родившую  ему дочь Софию, необыкновенную красавицу. АлександрI  её очень любил и заботился о ней, а после её ранней смерти от чахотки, он глубоко переживал потерю, не находил места, стал замкнутым и раздражительным, вскоре вовсе удалился от всех дел в Таганрог, инициировал свою смерть, принял монашеский постриг в Сибири и  растворился на просторах России в лесах под именем старца Фёдора Кузьмича. Нарышкина завела новый роман, уехала в путешествие с князем Г. Гагариным. Через три года они расстались и вернулись в свои семьи. Муж Нарышкиной любил и воспитывал всех детей АлександраI, как своих. Пушкин, когда встречал Варвару при дворе, то часто беседовал с ней, отмечая её ум и широту взглядов, её приятный характер и красивые с тайной глаза. Он очень сожалел, когда её не стало. Это видно по письмам друзьям. О ней сожалели многие.
 Крамской несколько лет вынашивал замысел создания картины, желая написать незабываемый сюжет, картину -обобщение.  Его очень трогала несчастная, трагическая судьба всех трёх женщин и их небесная красота и чистота. Он сказал:  "Имя узнаете случайно на торжестве, когда будет вручён подарок." Больше ничего не стал говорить. Потом мы его поблагодарили за его рассказ, и он тихо ушёл по нашей просьбе, как положено духу, а мы закрыли форточки. Постарайся ещё раз всё уточнить и открыть тайну. Надеюсь, тебе это удастся. Прощай, любезный друг! Ангела тебе в путь".
    Саша спешил к антиквару, тот приготовил ему подарок для Матильды, как обещал, найти что- нибудь необычное и нашёл изумительную старинную вещицу, ей должно понравиться. Когда он увидел эту вещь, то просто взвился от радости и, конечно, приобрёл её, не задумываясь. О более прекрасном подарке нельзя было и мечтать. Такая красота! Это была редкая удача, но даже и он не знал, насколько это будет бесценный подарок для неё.
    Наступил её день. Теперь он только побеспокоился об упаковке, всё красиво оформил, купил букет чайных роз, которые любит Матильда, и направился к ней в гости. Когда он пришёл, то вручил цветы имениннице и всех поздравил с порога с праздником. Сонечка была уже там и выдавала последние перлы своих читателей  собравшимся гостям. Она завела по совету друзей специальную тетрадку для того, чтобы записывать их для друзей:  -Потом издам многотомник « Умницы и умники», каждый день что- то новенькое слышу. Сегодня у меня просили « Недоросль» француза, господина Фона Визина. Как вам? А на днях девушка требовала Островского «Беспредельницу» ...Ну, не прелесть ли?
 "У вас есть стихи Маяковского про облако  в шароварах?" – просто нарочно не придумаешь! Скоро будут  спрашивать про облако в плавках…
      Гости все собрались, были ещё две знакомые подруги, кроме Сони и Александра. Все сели за изысканный накрытый стол и стали поздравлять Матильду, желать ей «Многие лета!».  Александр сказал чудесные слова о Матильде и преподнёс встав на колено ей подарок. Когда она раскрыла коробку, то просто потеряла дар речи ... там была старинная камея с изображением прекрасной дамы, очень напоминающей именинницу… и  не только…  надпись на французском « pour tojour»- «навсегда». Означало- Любовь навеки!
 Лицо на камее было поразительно похоже на …... и все развернулись к портрету «Неизвестной»… так это одно лицо!- воскликнули Матильда и Сонечка одновременно. 
- Боже, а как вы все похожи друг на друга!- всполошились две её подруги, переводя взгляд то на портрет на стене, то на камею, то на Матильду….
- Не шутите, … во мне правда тоже течёт кровь грузинских князей….-сказала Матильда. - После смерти моей матушки , меня воспитывала грузинская родня, то одни, то другие, потом жила в Париже, в Ницце, позднее Петербург… я кочевала по всей родне, а они всегда говорили, чтобы я помнила, но никому не рассказывала, что я тоже из княжеского рода и фамилию мне сменили на Князеву. А матушка говорила мне, что наш род идёт от брата Варвары ( Мили), но об этом я не должна была никому рассказывать. Она боялась за мою жизнь... Ведь всегда были доброжелатели...
- Дайте ещё посмотреть повнимательней камею… Кто изображён на камее, как вы думаете?- спросил Александр. Её недавно привезли из Грузии, судя по причёске и деталям, изображена дама середины 19 века, в чёрной одежде – прекрасная светская дама в трауре- кружево и бархат  … Постойте, да ведь это «Чёрная роза Тифлиса»! –княжна Нино Чавчавадзе… жена Александра Грибоедова… великая женщина! …- вот кто изображён на камее!-вдруг всё понял Александр.-  Матильда, это ваша  родня… Помните, письмо вашей родственницы о сеансе с художником Крамским… Что она писала?- всё сбылось! Теперь мне всё понятно, без сомнения, это Нино… Они покоятся вместе с мужем на горе Святого Давида в Тифлисе…
Это она на могиле мужа написала необыкновенные слова «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Что ж! Можно выпить за такое открытие, над которым бились очень многие люди. За это пить только АИ! Как в старину… Наполнили бокалы шампанским .
Истина торжествуй! Ура!...Все выпили… Сашенька, ты сделал мне бесценный подарок, и не только мне… Благодарю тебя, мой друг...
 И всё-таки «Незнакомка» навсегда останется «Незнакомкой»! – что –то в ней есть ещё… сказал Александр. А меня, заметьте, тоже зовут Александром...
 18.02.2017
*Выставленный портрет наделал много шума, так как героиню не назвали- это была тайна художника.Сразу возникли разные версии. В портрете многие разглядели черты Екатерины Долгорукой- могущественной аристократки, фаворитки императора Александра II. Императрица Мария Александровна, жена Александра II очень любила мужа, а он тоже влюбился в 14 летнюю Марию и женился на ней по любви. В браке прожили 39 лет, родили восьмерых детей. Мария болела туберкулёзом и лечилась в Сан-Ремо, организовала курорт, посадила пальмы на набережной. Но болезнь забрала её. После смерти Марии от туберкулёза, Александр II заключил морганатический брак с княжной Долгорукой, не дожидаясь окончания траура. Екатерина родила Александру четверых детей ещё до заключения брака. Вскоре он был убит народовольцами, менее чем через год. Считают многие, что поэтому мол, Крамской и хранил тайну портрета.

 Фото - портрет Нино  Чавчавадзе в молодости. Портрет "Неизвестная" Крамской.
Благодарю за создание коллажа моего друга Бориса Готмана.