Парад в городе-герое Севастополе...

Лариса Оболенская-Азбукина
Вся страна праздновала 9 мая 70-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. И погода была солнечная в этот день! Наверное, даже Солнце радовалось жизни на нашей Планете Земля. В этот день радость встречи и горечь потери переплетаются. Мне всегда в этот день грустно, иногда приходится и слезы прятать за улыбкой.

Великий праздник. Ведь нет семьи, в которой не было бы потерь. Погибали сыновья, мужья, женщины и дети, от выстрелов, от бомбежек, от голода и холода. Да-да и от холода тоже. Два маленьких человечка: братик и сестра появились на свет, когда в родильном зале была минусовая температура. Их не спасли. Надо помнить медсестер, которые спасали жизни командиров и солдат, и отдавали свою жизнь в страшных, кровопролитных боях, женщин и стариков, детей, которые трудились в тылу. Помнить какую цену заплатили наши деды и прадеды за чистое голубое небо над головой. Сегодня мы можем представить войну только по кинофильмам, книгам и рассказам фронтовиков. Но фронтовиков остается все меньше и меньше. И я решила этот Великий праздник отметить вместе с севастопольцами. Пройти вместе с ними по кольцу города, побродить по Приморскому бульвару, какой прекрасный салют был над городской бухтой вечером! А утро 9 мая началось так:

В восемь часов утра движение перекрыли. Счастливцы проехали в последнем автобусе до площади Суворова. Большинство жителей и гостей города Севастополя шли пешком. У меня были пригласительные билеты на трибуну, Сначала нас отправили на Матросский бульвар, в пору моей молодости справа была танцевальная площадка. Называлась она «Яма». В центре стоит памятник «Казарскому. Потомству в пример». Это самый первый памятник в городе. Его воздвигли в честь капитана брига «Меркурий» Казарского Александра Ивановича. Тихоходный бриг «Меркурий» был настигнут двумя турецкими линейными кораблями. 110 пушек на «Селемие» и 74 на «Реал-Бей». «Меркурий» был вооружен всего 18-ю пушками, да и то малого калибра. Капитан брига Александр Иванович Казарский решил принять бой с превосходящими силами противника. Офицеры единодушно поддержали командира. Неравный бой продолжался более трех часов. Корабль получил 319 пробоин, но вывел из строя оба турецких корабля и вернулся в Севастополь.

Мы медленно спускаемся, протискиваясь сквозь толпу, чтобы успеть пройти к морю. Ведь парад начинается оттуда. На рейде выстроились корабли гвардейский ракетный крейсер «Москва», сторожевые корабли «Сметливый» и «Пытливый». пограничный сторожевой корабль «Жемчуг», ракетный корабль на воздушной подушке «Бора», большие десантные корабли «Ямал» и «Николай Фильченков», а также малый ракетный корабль «Мираж» и малый противолодочный корабль «Муромец», тральщик «Ковровец» и ракетный катер... А я машинально сравниваю: до 1991 года их было гораздо больше.

Народу становится все больше и больше. Мы выходим к памятнику П.С. Нахимову. Ветеранов подвозят на оформленных автомобилях, вручают цветы.

В небе появляются самолеты и вертолеты.

Проходят знаменные группы с копией Знамени Победы, штандартов фронтов Великой Отечественной войны, парадные взводы в парадной форме Сухопутных войск, ВМФ и ВВС периода 1945 года. Звучит барабанная дробь. Это идут барабанщики учебного центра Военно-Морского Флота. Проходят парадные батальоны надводных кораблей бригады больших десантных кораблей. Морская пехота. Синие и черные береты. Войска внутренних войск и зенитного ракетного полка ВВС и ПВО.

Далее движется военная техника: БТР-80, 82-мм миномет «Поднос», боевая машина «Град-М», 122-мм гаубица Д-30 «Рапира», 152-мм буксируемая гаубица «Мста-Б», расчеты переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» (на автомобилях «КАМАЗ»), боевая машина зенитно-ракетного комплекса «Оса», зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С» , зенитно-ракетный комплекс «С-300» , подвижные системы целеуказания «Минерал» и «Монолит» для береговых ракетных комплексов , подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион», легковые армейские автомобили «УАЗ» . Фотографирую почти сидя на асфальте. Только на таких условиях меня пропустили вперед. Запах гари, красные знамена на мотоциклах, люди в камуфляже военных лет 45-х… Создается иллюзия присутствия на параде 1945 г.

Движется колонна мотоциклов легковых автомобилей военных лет, среди них – санитарный автобус, грузовики, скорая помощь времен 1945 года.

«Ночные волки» - байкеры едут ровным строем с флагами.

Прошли в колоннах ветераны Севастопольского Российского союза ветеранов, юные барабанщики – среди них есть внуки защитников Севастополя. Ветераны штаба ЧФ. Колонна разведчиков флота – бойцы невидимого фронта – 364 разведчика погибли во время войны. Участники обороны и освобождения Севастополя.

Ветераны с кораблей Севастополь, Красный Кавказ, «Сообразительный», « Москва» и «Ташкент»,

ветераны подводники идут семьями, ветераны морской пехоты и береговой обороны.

Они идут медленно, некоторых ветеранов ведут под руки. Движется колонна ВВМУ им. П.С.Нахимова, они несут огромный красный флаг с серпом и молотом. Дети войны.

Далее шли делегации из разных городов, в том числе из Донецка и Луганска. Когда народ закричал «Ура», я увидела насколько это были уставшие люди. Скептическая улыбка и они свернули к автобусам. Ведь их помощь нужна сейчас там, где раздаются выстрелы и гибнут люди.

Бессмертный полк. Он был самый многочисленный. Фотографии, словно души погибших, плыли над головами. Многие несли фотографии родственников в руках – и было видно, что эти портреты бережно висели на стенах в квартирах и домах. Шли с детскими колясками, я видела беременную женщину на последнем сроке. Видно было, что идти было ей тяжело. Но, стиснув губы, она шагала в колонне.

 Невысокий мужчина уже сорвал голос, и проходя мимо нас, почти шепотом сказал: «И все равно «Ура!»

Но, пожалуй, самая незабываемая встреча была в конце парада. Ветеран, увидев, что я фотографирую, вдруг остановился и обратился ко мне: «Сохраните, то что мы завоевали!». Увидев у меня слезы на глазах, он стал успокаивать: «Ну что ты плачешь. Я же сам был тогда зеленый, мальчишка 17 лет. Что я мог? Помоги-ка мне собрать цветы. Люди же старались, от чистого сердца дарили! Надо уважать их.» Мы собрали цветы в его простую сумочку из материи. И он зашагал дальше. В его глазах была улыбка и радость, а в моих остались слезы…

Ночью я долго не могла уснуть, и только записав стихотворение, уснула…

31 мая 2015 года Севастополь