Гаджиев Джафар Магомедович 1923-1943

Татьяна Тупик
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9087297
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9087816
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75525896
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76720040
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77613229
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77622229
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=90003917639
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402764952
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=90003189138
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=400048682

Джафар Гаджиев по национальности лакец. Родился 4-го сентября 1923 года.
Призывался 13-го апреля 1942 года Махачкалинским ГВК.

В 1943 году его мать, Омаргаджиева Саидат Алиевна жила в Махачкале на ул.Маркова, дом 45, кв.2

А Джафар в 1943 году был учеником – торпедистом на подводной лодке К-53 5-го Отдельного дивизиона (командир капитан 2-го ранга Сидоренко П.А.) сторожевых кораблей подводных лодок Краснознаменной Балтийской флотилии (ОДСКР п/л КБФ)  [1]

«Охрана водного района Краснознаменного Балтийского флота была создана приказом командующего КБФ № К/003 от 7 сентября 1941 года. В нее вошли силы и средства расформированных соединений ОВР Главной базы КБФ (Таллин), Кронштадтской военно-морской базы и Минной обороны КБФ. В последующее время в ОВР КБФ влились корабли и катера ОВР военно-морской базы Ханко.

Балтийские морские коммуникации имели для немцев большое значение. Они обеспечивали подвоз в Германию дефицитного стратегического сырья, необходимого для промышленности рейха. Шведская руда давала до 80% стали, произведенной в Германии. Немцы нуждались также в финском лесе и целлюлозе. По балтийским морским путям проводилась перевозка войск и вооружения на советско-германский фронт.

Поэтому так важно было создание Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота, которое объединяло отряд заграждения, отряд траления, истребительный отряд, отдельный дивизион сторожевых кораблей и состав Охраны рейдов.» [2]

Судьба подводной лодки К-53, на которой служил Гаджиев Джафар, такова.

«ПЛ «К-53» — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка.
Спуск на воду состоялся 2 сентября 1939 года.
11 февраля 1941 года К-53 включили в состав 13-го дивизиона учебной бригады подводных лодок Балтийского флота.

К-53 предназначалась для Тихоокеанского флота, но из-за начала Великой Отечественной войны осталась на Балтике.

31 июля 1943 года лодка вошла в строй и 19 сентября вошла в состав Балтийского флота. Командиром лодки в то время был капитан 3-го ранга Исаак Соломонович Кабо. В отличие от первых шести лодок проекта, К-53 не имела минного вооружения.» [3]

К-53 до конца войны совершила три боевых похода суммарной продолжительностью 60 суток, совершила четыре торпедные атаки, потопила один транспорт (Margeriethe Cords, 1 912 брт).


Наш Джафар Гаджиев не успел выйти с боевым заданием на своей подлодке, потому что был смертельно ранен 28-го сентября 1943 года при артиллерийском обстреле города (Кронштадта ?) и скоропостижно скончался по дороге в госпиталь.


Джафар Гаджиев был не единственным махачкалинцем среди бойцов ОДСКР п/л КБФ. Одновременно с ним там служил его ровесник из Махачкалы Грушин Николай http://proza.ru/2017/02/18/1506. Возможно, они призывались одновременно в мае 1942 года. Оба жили в одном районе города недалеко друг от друга: Джафар на ул.Маркова (ныне Даниялова), а Николай с той же стороны на параллельной ей через квартал улице Комсомольской (ныне проспект Р.Гамзатова).


Фото подводной лодки К-53.

[1]
[2] http://www.pobeda1945.su/division/6122

[3] http://www.libava.ru/пл-к-53.html