Глава 14. Океан

Юрий Ижевчанин
Мы шли вдвоём уже три дня. За это время Стас нормализовал ещё четырёх неправильно импортированных персонажей. Опыт моей встречи с двумя «читерами» оказался не совсем показательным. Эти четверо агрессивности не проявляли, окружающих не терроризировали, и трое из них согласились нормализоваться добровольно. С одним из них диалог оказался любопытным.
Персонаж по имени Ли Хэн был в добротном шмоте и с отличным оружием. Он истерически закричал при приближении нас.
— Легавый, теперь ты хочешь у меня всё забрать? Слышал я уже, что вы грабите всех богатых! Ладно, шмот бери, статы забирай, но инструменты и деньги оставь: я их своим потом и кровью заработал!
— Успокойтесь. Вы же видите, почтенный мастер, что вещи и деньги у вас не из этого мира.
— Устроили бы хоть обменник неподходящих вещей на деньги, брали бы налог, но забирать всё и даром это грабёж и беспредел. Меня и так раз в несколько дней дураки-нубы атакуют, потому что я не наглый и вежливый. Уже пять убийств добавилось, а за них ни денег, ни опыта серьёзного, только запасные жизни.
— Мастер, если Вы согласитесь добровольно нормализоваться, Ваши очки опыта и часть жизней останутся, а громадная отрицательная карма, что Вы накопили, исчезнет.
— Хотя бы деньги оставьте! Я в эти игры не для развлечения, а ради денег играл.
— Твои деньги в этом мире не имеют цены. Не жалей виртуальные пустышки. Денег здесь пока нет.
— Тогда хоть положили бы их на депозит и потом обменяли бы, когда деньги появятся. Я на любой грабительский процент согласен.
Я потихоньку активировал системный терминал.
Совет. Создать депозит, куда могли бы вкладываться честно заработанные в других мирах ресурсы до момента, когда Система не разрешит конвертировать их в ценности Мира.
Ответ был почти моментальным.
Совет отвергнут. Идея Мира: изначальное равенство.
У меня в голове завертелись шарики. Система так заботится о непротиворечивости, а в саму основу положила противоречивый принцип. Ведь всё равно люди не равны от рождения, души и способности у них разные. И если всех нормализовать, к чему, наверно, дело идёт, то получится сеть автоматов фон Неймана, весьма тупая, а не творческое общество. А с другой стороны, Метасеть нуждается в творчестве и вынуждена его поощрять. С третьей — Система уже ввела неравенство, присвоив звания нужным ей персонажам. При такой противоречивости в самом фундаменте неизбежен глобальнейший откат.
Тем временем диалог Стаса с Ли Хэном продолжался. Видно было, что функционер симпатизирует Ли и пытается его уговорить «покориться добровольно», но получается это у него плохо, и Хэн всё больше ярится. И тут я спросил Хэна.
— Почтенный мастер, а Вы пытались применить своё мастерство здесь?
— Зачем? Вырежу я скульптуру, а кому её продавать?
У меня сразу исчезло сочувствие к нему. А Стас, глянув на меня, видимо, проверил своё изменение настроения и уже тоном приказа сказал:
— Немедленно соглашайся добровольно, или будешь нормализован насильно.
Ли Хэн, склонив голову, согласился.
Стас чуть позже сказал мне.
— Слышал я много про него. Легендарный геймер, известен как Лунный Скульптор.
— Я тоже краем уха слышал. Давай отойдём в укромное место, мне нужно денёк поработать.
За сутки я написал маленький трактат, в котором построил строгую математическую модель мира из абсолютно одинаковых особей и развития мира, в котором особи стремятся к одинаковым из изначально разных. Вывод был однозначен: система становится неустойчивой к ошибкам, что явилось математической формализацией отсутствия творчества. И я выдал наглый совет.
Совет. Отбросить исходный принцип равенства. Обоснование — приложенный файл.
Система думала долго, прежде чем дать хоть какой-то ответ. А у меня уже «вертелся на языке» ещё один совет.
Мы тем временем спустились в долину, Стас нормализовал ещё пару тупарей, не вызывавших никакого сочувствия. Они были заточены на убийство и насилие, и один из них уже отличился, распугав всех вокруг. Опять на обессилевшего убийцу набросилась толпа «голубков», всегда готовых заклевать беззащитного. Поскольку «менту» нормализованный не пытался сопротивляться, только вопил в ужасе, убивать его пришлось семь раз. Честно говоря, жертвы в данном случае у меня вызывали не больше сочувствия, чем получивший по заслугам хищник. Да и шмот у этого «тёмного эльфа» был, судя по всему, честно набитый, просто привык он убивать, а не сотворять. А Ли Хэна всё равно жалко. Полное смещение ценностей в «материальную» сторону, на самом деле тоже являющуюся виртуальной. Полное отсутствие жажды убйств. И громадный творческий потенциал, беспощадно задавленный «прагматизмом» и «эффективным менеджментом самого себя».
После подъёма на очередной невысокий отрог мы увидели вдали водное зеркало. А тем временем Система наконец-то разродилась ответом.
Предложение принято к рассмотрению. До повышения осталось 115 советов.
А я сразу же выдал новый совет.
Совет. Ввести депозит для добровольно согласившихся нормализоваться персонажей, импортированных из других миров, с уыедомлением, что по мере развития модели общества им будет разрешено использовать ресурс депозита на благо других персонажей и общества для повышения своего престижа и славы.
Обоснование. Если персонаж не зациклен полностью на якобы объективных ценностях вещей и денег, то скорее всего накопленные несистемные вещи и опыт заработаны честно, и он будет рад обменять их на ценности Системы. Даже если они были куплены или получены в других мирах незаконным путём, но персонаж не потерял честь и мораль, такой обмен позволяет ему очиститься и двигаться по пути развития в другом направлении.
Совет был принят к рассмотрению достаточно быстро.
За всеми этими размышлениями я как-то не стал особенно приглядываться к появившимся повсюду маленьким, но росшим не по дням, а по часам (почти как бамбук) растениям. А Стас, глядя на них, качал головой:
— Какой тупарь предлагал модели растений? Сплошные уродцы-химеры! Пытаются «собрать всё лучшее» из нескольких видов. Получается чёрт знает что!
Я плохо знаю биологию, и никогда не стал бы давать совет в этой области. А вот Владимир, возможно, стал бы, поскольку я помню его уверенность, что физика — царица наук, химия почти наука, математика аппарат всего, что заслуживает наукой называться, другие естественные науки — плохо обработанное месиво наблюдений и экспериментов, информатика обслуга и не больше. Выход за рамки своей компетентности — частая ахиллесова пята даже у действительно гениальных специалистов. Чтобы отвлечься от мыслей, спросил Стаса:
— Стас, ты чем интересовался, кроме информатики?
— С детства любил биологию, геологию и археологию. Когда ходил в походы с ребятами. Мог рассматривать подолгу любопытные растения или минералы, наблюдал за поведением животных. Они надо мной смеялись. Не пропускал ни одной популярной публикации или дельного фильма в этих областях.
— По-моему, это тебе понадобится. Можно я тебе дам совет?
— Ты что, приравнял меня к Системе? Польщён! Давай, я штрафовать не буду, как и ты за вопросы.
Последняя реплика была смесью иронии и радости.
— Стас, приглядывайся, находи несообразности в окружающем мире и пытайся сообщить о них Системе. Да, кстати, раз проявляются растения и появились минералы, знание археологии, быть может пригодится. Сделаешь каменные ножи или топоры, будет тебе заслуга.
— Об орудиях я уже и сам думал. Заодно скоро можно будет нам одёжку какую-то сварганить. У меня ведь мундир иллюзорный.
И Стас стал говорить в пустоту, отойдя в сторонку.
— Камень, что я держу в руке, аналогичен одновременно слюде и графиту. Положительные качества каждого нивелируются положительными качествами другого.
Ещё через пару часов:
— Это растение похоже на злак, но полно едким млечным соком.
И тут закричал мне:
—Юра, я идиот! Получил одновременно поощрение и штраф за то, что не воспользовался терминалом тестеров для отправки сообщения Системе. Писать я боялся, потому что знаешь, как Система не любить орущих на весь мир не по делу, а был уверен, что сообщение попадёт на форум. Оказывается, достаточно было всего-навсего поставить адресатом Систему, и оно было бы лишь для неё. Получил и маленький штраф, и одновременно поощрение: какие-то очки наблюдений.
Тем временем мы вышли на берег моря. Волны были какие-то неестественные, слишком гладкие. Видимо, модель гидродинамики была несовершенной. Да, Анисин специалистом в ней не был, сколько помню.
А я рискнул набрать очередной совет:
Совет. В связи с усложнением модели географии выдать функционерам Системы карту хотя бы окрестностей тех мест, в которых они находятся.
Совет был принят к рассмотрению, и вскоре получил сообщение:
Совет частично принят Системой. Советники и исследователи получают полную карту, любые функционеры, выполняющие задание Системы  в Мире, и социологи карту окрестностей.
Осталось до повышения очков советов 108.
Какое там «частично принят»? Мне показалось, что принят полностью. Но остаётся лишь смириться. Но нет, всё не просто так. Мне «ненавязчиво намекнули», что ждут более детальных советов.
А самое главное, я узнал, что имеется ещё одна специальность: исследователи. И на карте перед глазами было видно, что в Мире две красных точки советников и четыре зелёных исследователей. Но все они очень далеко. И, кажется, я вовремя дал совет Стасу: он может в число исследователей попасть.
Я не мог удержаться и сразу же дал ещё совет:
Совет. Разрешить прямой обмен информацией между советниками и исследователями.
Обоснование. Советник сможет принять лучшее решение, если будет знать о находках исследователей.
Немедленно поступил ответ, который заставил меня проклясть упёртость Системы.
Совет отвергнут. Функции советников и исследователей принципиально разные. Достаточно передачи информации от одной группы к другой по решению Системы.
Поистине, висит камнем на интеллекте Системы наследие секретчиков и устройства Сети, где параноидально следили за конфиденциальностью информации.