Размышления старого моряка

Владимир Журбин 2
                Храни Господь от неудачи,
                От слез, потерь и от беды.
                Прошу, молю тебя мой Боже,
                Храни Господь всегда храни.
                Ирина Федосова

         Разбирая с нами причины и последствия взрыва башни главного калибра, нас попросили достать из нагрудных карманов свои матросские книжки и вслух прочитать записанные там слова главкома ВМФ адмирала флота СССР Сергея Горшкова: «Нет аварийности оправданной и неизбежной. Аварийность и условия её возникновения создают люди своей безграмотностью и неорганизованностью».
      Цитату главкома наизусть мы знали, но случай с ЧП вбил её в мою голову навечно. Разбуди ночью, и я её процитирую без запинки. Так всё-таки, почему случилась трагедия, которой никто не ждал?

Тут возникает такой вопрос. Почему же на флоте служат три года, а в Армии только два? Постараюсь ответить.

       Во-первых, это разные роды сдужбы. Солдат пехоты должен уметь шагать и стрелять из автомата. Чтобы этому научить два года достаточно, т.е. солдат-пехотинец быстрее получается из обычного гражданина.
       Матрос же попадает в совершенно новую для себя среду. Только месяц у него уходит на знакомство с кораблём, с морскими терминами. За этот месяц он должен понять, что и где находится. И лишь потом его начинают учить. По себе понял, что быстро здесь ничего не получится. Лишь прослужив на флоте полтора года, я почувствовал себя полноценным  моряком. А только через два года службы меня стали считать первоклассным специалистом.

      Во-вторых. Зачётные стрельбы были внеплановые, показательные. Перед ними на нашем корабле сложилась неблагоприятная ситуация. В мае месяце около двухсот моряков срочной службы уволилось в запас. В их числе были и опытные артиллеристы с башни главного калибра. Конечно, их места не остались пустыми, их заняли вновь пришедшие неопытные матросы и матросы, переведённые с других служб. Поэтому никак не могли они за пару недель приобрести опыта, достаточного для проведения таких ответственных стрельб. Вот в этом и была, я считаю согласно цитате главкома ВМФ неграмотность и неорганизованность. За пару недель матросы просто физически не могли обучиться артиллерийскому делу на должном уровне, они пока были безграмотны.

       Даже у охотников записано в правилах: если ружьё не выстрелило, то возможен затяжной выстрел, особенностью которого является то, что он может выстрелить чуть попозже, через половину минуты или через минуту. Надо три минуты подождать, и лишь потом открывать затвор, чтобы осмотреть патрон.
       Молодые же матросы, даже если это знали, то не усвоили до автоматизма, не были обучены полностью. В этом проявилась их безграмотность.

        Эту цитату нарушили и наши командиры, которые должны были знать, что с корабля ушли опытные кадры, а новые ещё не готовы для таких ответственных стрельб. Они должны были всеми правдами и неправдами перенести стрельбы на более поздний срок. Верно сказал главком ВМФ, что аварийность и условия её возникновения создают люди своей безграмотностью и неорганизованностью.
        Я всегда цитирую эту цитату, если кто-то нарушает правила техники безопасности. Кровью погибших написана она.