2. Анатолий Илларионович Ширшов

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Член-корреспондент АН СССР (1964), заместитель директора института математики Анатолий Илларионович Ширшов (1921 – 1981). Снимок более позднего времени.


Доктор физ.-мат. наук Анатолий Илларионович Ширшов был очень интересным человеком, умным, проницательным, немного насмешливым. Внешне щупловатый, невысокого роста и худощавый он обладал большой внутренней силой. Он был немногословен, но каждая фраза его была по-существу. Он видел людей с полувзгляда и всё понимал с полуслова.

У Анатолия Илларионовича была трудная жизнь. Приведу довольно скупые слова Википедии (не знаю, кто туда писал):

Анатолий Илларионович Ширшов родился 8 августа 1921 года в селе Колывань Новосибирской области. В 1939 году он окончил среднюю школу в г. Алейске Алтайского края и в том же году поступил в Томский университет. После первого курса он перевёлся на заочное отделение и работал учителем математики в г. Алейске. В 1942 году А. И. Ширшов добровольцем ушёл на фронт в составе 6-го стрелкового корпуса добровольцев-сибиряков, воевал на Западном, Калининском, 2-м Белорусском фронтах.

С 1946 года А. И. Ширшов работал в Станично-Луганской средней школе Ворошиловградской области и учился на заочном отделении Ворошиловградского пединститута, который закончил в 1949 году.
1950 году А. И. Ширшов был принят в аспирантуру механико-математического факультета МГУ, и с этого момента началась его научная деятельность, которая до 1960 года проходила в стенах МГУ.

В 1958 году А. И. Ширшов защитил докторскую диссертацию по алгебре.

С 1960 года и до самой своей кончины А. И. Ширшов работал в Институте математики СО АН СССР. Много лет (с 1960 по 1974) был заместителем директора Института математики, заведовал отделом "Теории колец".

А.И. Ширшов отвоевал всю войну с 1942 года рядовым солдатом, испытав все тяготы фронта.

Еще только начав до войны учиться в Томском университете, он вынужден был зарабатывать на жизнь, работая школьным учителем. А после войны, снова работая учителем математики, все-таки окончил заочно пединститут и поступил в аспирантуру.

В это время рядом с ним уже была его жена Нина Михайловна, тоже школьный учитель, разносторонний человек, добрая душа и большая умница. И первая дочка Галя уже родилась.  Нина Михайловна не раз впоследствии рассказывала нам об этих трудных годах. Но они всё выдержали. Главным образом, все эти трудности легли на её плечи, и она дала возможность мужу работать, не отвлекаясь на домашние дела.

Ко времени приезда в Академгородок Анатолий Илларионович был уже и известным ученым алгебраистом, и человеком со сложившимися взглядами, в меру скептическими. Академик Соболев с радостью возложил на него обязанности своего заместителя по научной работе в институте математики СО АН и был за ним, как за каменной стеной. Сам он редко бывал в первые годы в Академгородке, и Ширшов фактически руководил институтом.

На фронте Ширшов вступил в партию, а академиков и членкоров с партийным билетом в кармане было не так-то много, и при создании парткома СО АН Ширшов стал членом парткома. Теперь, видимо, партком решил «усилить партийное влияние» на объединенный комитет профсоюза, поставив во главе его члена парткома, да еще и умудрённого армейским опытом.

Я, конечно, отметил про себя, что первый председатель ОКП Мосиенко был кандидатом наук, второй, Сигорский – доктором, третий, Ширшов – тоже доктором наук.

В глазах Президиума СО АН авторитет профсоюза, видимо, должен был поддерживать ученый, никак не ниже, чем доктор наук. Я подумал тогда ещё, что в ОКП есть и запасная кандидатура - член-корр. А.В. Ржанов.

Я уже писал, что немного знал Ширшова, потому что он читал лекции в университете по высшей алгебре, а я вел практические занятия в этих же группах у математиков и физиков. Теперь Любочка познакомила меня с его дочерью Леной и женой Ниной Михайловной, и несколько раз мы с Любочкой вместе заходили к ним домой. Их семья жила тогда на Жемчужной ул. в полнометражном доме.

Сыграло ли то, что он меня знал, какую-нибудь роль в том, что я стал его первым заместителем или нет, я не знаю. Всё же и Георгий Сергеевич Мигиренко хорошо меня знал.

Так совершенно неожиданно для себя я стал профсоюзным работником. Пусть не штатным, а совместителем, но все равно в глазах всех я оставался освобожденным профсоюзным работником. И теперь, хочешь-не хочешь, я должен был отдавать профсоюзной работе большее время, чем раньше.

– Наверное, важно, чтобы профсоюзом руководил человек, который был бы крупным ученым. Такой будет проводить политику Президиума СО АН, и он будет в значительной степени независим от городских и областных партийных и профсоюзных органов, – думал я. – Но сработаюсь ли я с Ширшовым? И вообще, как пойдет работа теперь? И что теперь будет с моей научной работой?

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/17/669