Выставка одного портрета

Алла Чурлина
До 26 июня 2017 года в Резиденцгалерее Зальцбурга проходит выставка работы Харменса ван Рейн Рембрандта «Молящаяся старая женщина», известная в зальцбургской коллекции шедевров как «Портрет матери» или «Мать Рембрандта».

Вместе с другими 69 работами из частной коллекции богемского вельможи Йоганна Рудольфа Графа Чернина (1757 — 1845), который изучал право в Зальцбургском университете, с 1800 года до конца жизни собрал уникальную коллекцию европейской живописи, был хранителем императорской коллекции и в последие годы жизни возглавлял Академию изобразительных искусств в Вене, портрет был в 1980 году приобретён для собрания Федеральной земли Зальцбург. Этот маленький портрет (15 х12) украшает постоянную экспозицию художественной галереи в Старом архиепископском дворце, но впервые удостоен чести занять два просторных зала.

Необычная экспозиция представляет результаты новейшего технического исследования ранней работы мастера (1629/30 гг), проведённой в июне прошлого года. В кооперации с лабораторией естествознания венского Музея истории искусств и зальцбургских реставраторов и искусствоведов к портрету был применён метод рентгенофлуоресцентной спектроскопии и инфракрасной рефлектоскопии. Удалось установить последовательность и выбор 24-летним художником пигментов и связующих, которые составили живописный слой удивительной работы.

Выполненное в жанре портретной студии (нидерл. Tronie) поясное изображение сделано на позолоченной медной пластине с последовательным нанесением комбинирующихся друг с другом глубоких свинцовых белил, свинца жёлтого олова, умбры, охры, костного угля, киновари, маренового лака и азурита с покрытием пастельной консистенции и прозрачной ляпис-лазури. Специальный экспозиционный фильм погружает зрителя за грань цветовых слоёв. Представление темы расширяет сравнение с несколькими графическими работами художника из собраний «Альбертины» и Академии изобразительных искусств Вены.

Матери художника в момент написания портрета было около 61 года. До сих пор нет ясности, действительно ли изображенная — мать Рембрандта. Точно, что в свой ранний период творчества в качестве моделей мастер предпочитал изображать людей из своего личного окружения. Эти портретные студии служили не только тренировочными вариантами, но и подготовкой к многофигурным историческим полотнам. «Тронии» всегда писались с живой натуры, каждая со всеми присущими ей привычками, жестами и в свободной модификации фантистического убранства и возраста. Детальное и в большинстве методик новое экспериментальное обращение с техникой живописи делает это изображение престижным предметом коллекции.

С самого раннего периода учёбы и творчества, ещё в родном Лейдене, Рембрандт начал экспериментировать с тончайшими световыми эффектами и тональной цветовой гармонией. Он предпочитал ломаные цвета — так называемые полу- и промежуточные тона — как бы «отозванное» окрашивание порождало в картине нежные переходы от светлого к тёмному. Облачение фигуры сливается с задним планом в чёрно-коричневой тени, лицо и руки молящейся выступают или всплывают из уводящего вглубь мрака. Об этом пишет Леонид Пастернак: «... исключительное достоинство и превосходство Рембрандтова освещения … в способности окутывать предметы таким особым светом, что самые отдаленные глубины становятся прозрачными и темные черные тени наполняются колоритным золотистым теплом, излучая свой внутренней свет. Недаром про него говорят, что он писал расплавленным золотом. Это тепло и чары освещения и претворяли изображенную повседневность». (цитата из публикации Б.Гасса -  http://berkovich-zametki.com/2014/Starina/Nomer3/Gass1.php). Видимое золото грунтовки подчёркивает символику сокровища, превосходства и нематериальности. Молящаяся старая женщина предстаёт персонификацией созерцания и быстротечности бытия.

В качестве предварительных этюдов Рембрандт делал вариации на мелкоформатных гравировках. В этих чёрно-белых промежуточных работах он экспериментировал и углублял феномен игры светлого с тёмным. Постоянное повторение мотива позволяло ему тем самым интенсивно приближаться к модели. Сопереживание, с которым молодой мастер воспроизводит женщину, неповторимо и уникально. Семья и родные служили для художника важнейшим источником вдохновения, у него была непреодолимая любовь и тяготение к кругу своих близких, к дому и родным, что так характерно для патриархального духовного уклада в еврейской культуре. Художник дружил со многими евреями, был знаком с их традициями и верой, последние годы жил в еврейском квартале Амстердама. Через затухающую энергию этой старой женщины и свет её молитвенных слов нам передаётся наша собственная мимолётность жизненных ожиданий, через её закрытые старческими веками глаза проносится наша собственная судьба, а размышление о конечности всего заставляет ещё больше ценить настоящее. Интимность и доверие своей души в творчестве делает этот портрет мастера для современного восприятия истинным откровением бесценности каждого мгновения жизни своей и своих любимых.

16.01.2017