Ресторан или Академия наук?

Борис Гольдин
      По ту сторону океана в солнечной Калифорнии началась другая, не похожая на прежнюю, жизнь.

Я часто говорю себе, когда все плохо,
И на пути встречаются преграды.
Бывает ровной не всегда дорога,
На ней встречаются и камни, и ухабы.
Ирина Хотулева

    Стучал во все двери. Считал, что любой труд почетен,особенно,когда у тебя нет даже плохого английского. Кто ты без "языка "в чужой" стране? Старинный город Монтерей стоит на берегу Монтерейcкого залива Тихого океана. Все думал:к какому   "берегу" прибьет меня волна?

И ВОЛНА ПРИБИЛА
 
      Причал Рыбаков является одним из самых популярных мест Монтерея, что в штате Калифорния. В этом районе десятки ресторанов, из окон которых открывается прекрасный вид на бухту. Здесь,в итальянском ресторане "Rappas", и открылась дверь, которую я так долго искал, прямо, как Буратино. Почему взяли на работу? Хороший вопрос. Может быть потому,что уж был очень похож на представителя острова Сицилия. И уж больно мой внешний вид был элегантным, да и моего английского хватало на...десять минут. Интервью на позицию помощника официанта уложилось в ... четыре минуты.

   -  Мой английский может быть на уровне вашего русского языка,- сказал я   менеджеру.- Если есть работа посудомойщика, я был бы рад.
 
     Он еще раз посмотрел на мои заполненные бумаги, в графу образование, и поморщился.
 
    - В данный момент могу предложить только работу busperson,- сказал Shane Schoeppner   .
 
     Я был рад хоть какой. Но он увидел по моему лицу, что я что-то не улавливаю и коротко добавил:
 
   - Помощник официанта.
 
     Через год менеджер чистосердечно признался, что с таким образованием, как у меня, он просто не смог предложить мыть посуду.

     Это "вкусное" заведение на берегу залива как-то было похоже на филиал "Академии наук". Часто клиентами ресторана были преподаватели и студенты университета международных отношений, военной школы переводчиков, военной академии. Эти посещения напоминали мне творческие семинары или форумы. О чем только не шли дискуссии! В их программу обучения входили иностранные языки. Узнав, что я носитель русского языка, часто старались заговорить со мною.
 
    Да, и среди работников ресторана немало было с высшим образованием. Тяжелое  экономическое  положение в стране вынудило людей в прямом смысле  слова крутиться. Искать, где можно заработать. Знакомлюсь с одной официанткой.
 
  - Преподаю в школе историю. Совершенно спокойна была за свое будущее,- рассказала Бетти, - а тут сокращение. Что делать? Вот и запрыгнула в официантки.
 
   Бармен за стойкой поведал  и свою грустную историю:
 
  - Учился в консерватории. У меня был лирический тенор,- делился Билл.- Театр был моим домом.Но потерял голос, вместе с ним и работу.
 
    Со временем познакомился со всеми. Шеф-повар  элегантный Gerald Sabatino. Окончил престижный университет. Работал в самой резиденции президента США. Политически очень грамотный. Часто вступал со мной в полемику.

   - У всех в жизни быват тяжелые моменты,- сказал он.- Они приходят и уходят, как приливы и отливы. Мы не на веки здесь.
 
 "МЫ ВОЛШЕБНУЮ КОСИМ ТРЫН-ТРАВУ"

А нам все равно, а нам все равно
Пусть боимся мы волка и сову...
Дело есть у нас-в самый жуткий час
Мы волшебную косим трын-траву.

     Однажды, словно гиганская волна, пригнала к нам, в ресторан, большую армию  туристов. Смотрю, у одного из столиков собралось много официантов. Что-то случилось? Посетитель ни бум-бум по-английски и никто его не мог понять, что он хочет. Значит, и обслужить его никто не мог.

     Подошел ко мне наш менеджер. Элегантный молодой мужчина. Он был чем-то расстроен.

     -Может быть у тебя получится? Попробуй, столик возле окна.

      Подошел. Сидит на вид матерый Дон Жуан.Смотрит в окно.Чайки над водой.Голубая гладь.Куда-то несутся на бешенной скорости катера. Светит яркое солнышко.Ему смешно: тут, в американском ресторане, проблема за свои деньги поесть. Мне грустно: какая-то безпомощность. Что я могу сделать? Французского, немецкого и других языков не довелось изучать. С чего тут начать? Вот дурацкая ситуация.

    -Черт побери,- вырвалось у меня.

   - Шерт побэри, – c улыбкой ответил парень.

     Прямо как пароль.

     Мы оба засмеялись.
 
   - Мои родители очень любили Юрия Никулина и кинокомедию “Бриллиантовая рука”-сказал он,–и  эту любовь мне передали по наследству.

     Народу за столиками уже поубавилось. Менеджер смотрела в нашу сторону и улыбалась. Казалось, словно тяжелый груз упал с ее хрупких плеч.

     Семен,новый знакомый,был студентом факультета естественных наук Волгоградского университета. Путешествовал по Калифорнии с туристической группой. Отстал от своих. Решил сначала пообедать,а потом и их искать. Главное он помнил:где расположена гостиница. Он был спокоен–проблем у него не было.Вот только одна-с обедом.

     Вскоре к столику у окна, словно корабль, поплыл поднос с приятным запахом…

     Когда Семен достал кошелек и был готов рассчитаться, то официант спокойно сказал:

   - No way (что означало: ни в коем случае).
 
     Парень пожал плечами.

     Снова позвали меня.

   - За терпение и  вежливость счет оплачен рестораном,- передал русскому студенту слова менеджера.

   - Ничто не обходится нам так дешево,- сказал известный испанский

писатель Мигель де Сервантес,- и не ценится так дорого, как вежливость.

     Прощаясь,Cемен подошел ко мне и тихонько запел:

     В темно-синем лесу, где трепещут осины,
     Где с дубов- колдунов облетает листва,
     На поляне траву зайцы  в полночь косили
     И при этом напевали странные слова.

     Не бывает случайных встреч.Каждая из них-или испытание,или наказание,или подарок судьбы.

      МИФ О ПОЛИГЛОТЕ
 
     Из Монтерея отправлял письма сестрам в разные концы света: в Ташкент и Хайфу. Рассказывал о себе, о семье,о новом месте. И от них часто "ласточки" прилетали. Запомнились строчки из одного Марининого письма.
 
  - Думаю, что неважно хороший или плохой у тебя "язык", главное, что в тебе сидит  врожденное качество - ты можешь найти подход к любому человеку.
 
     Что правда,то правда.
 
    По ресторану ходила  обо мне такая легенда: раз он слабо знает английский,  значит,  хорошо знаком с другими языками. Что мне жалко? Пусть себе говорят.

Кто такие полиглоты?
Не слоны, не бегемоты.
"Поли" - значит много. Вот!
А от слова "глотка" - глот?

Может быть, как у дракона,
У них множество голов?
И у каждой пасть питона,
И десяток языков?
И.Явчуновская

    Как-то подошла ко мне официантка Келли и говорит:

  - Мой клиент не может разобраться в меню. Иностранец.

    Свой имидж терять не хотелось.

    В меню входило много разных блюд из рыбы. Но и любители говяжьей отбивной не были забыты.

    Мужчина был со вкусом одет и явно не считал свои деньги.

    Ладонью показал, как плавают рыбы. Клиент заулыбался. Он, наверное,подумал, что я переводчик. Что-то произнес и помотал головой. Тогда я приложил пальцы ко лбу и,  улыбаясь, тихо произнес:

  - Му-му.

    Он приветливо закивал. Теперь вопрос:что сочитается с отбивной? Конечно, салат. Показал на красочную картинку. Одобрил. Указал на чистый бокал на его столике. Тут и позвал Келли. С заказом все было в порядке.

     Однажды пришла группа студентов из Японии. Мне сказали,что в этой стране в ресторанах не положено давать чаевые. Но наш ресторан - не за океаном. Положены  чаевые за хороший сервиз - плати. Вот и попросили объяснить руководителю группы и переводчику, что тут Америка. Не буду входить в детали. Скажу одно, мой имидж и в этой ситуации не пострадал.
 
    МАФИЯ?
 
     В городе проживало много итальянцев. И постоянно слышал, правда, не знал, шутят ли люди или говорят правду, что среди них есть и мафиози. Как -то спросил одного  из официантов, красивого и крепкого парня:

   - Антони, это правда, что среди твоих земляков в Монтерее есть и члены "Семьи  Корлеоне"?

     Он  улыбнулся и сказал:

   - Информация точная. Но для чего это тебе?

   - Я иногда пишу. Было бы интересно, не называя имен и фамилий, рассказать хотя бы про одного живого.

     Он опять расплылся в улыбке:

   - Можешь начать,- и он сделал паузу,- про меня. Что не похож?
 
    ПАН ВАЦЛАВ

     Появился еще один менеджер по имени Вацлав, его семейное дерево корнями уходит далеко в антисемитскую Польшу. Этот молодой поляк, увидев перед собой уже далеко не молодого еврея, решил немного попортить ему нервы.

  -  Так медленно нельзя работать,-начал пан Вацлав.- Сейчас я лично покажу, как надо  трудиться.

     Клиентов было не меряно не считано. Он  стал свигать несколько столов, чтобы провести со мной тренинг. Был час пик. Но уж крепко ему не терпелось.

     В этот момент ко мне подошла Джессика и показала лист бумаги, где большими буквами она вывела слова "Now the training session ends" (Сейчас тренировка закончится).  В свое время я пожалел ее, а сейчас, как говорят, долг платежем красен.

     Она пошла к менеджеру и рассказала про планируемый тренинг, да  еще в час пик. Через пять минут пришел Шейн и все отменил. Я понял, что качество моей работы его устраивает.

    ТЕСЕН МИР
 
Любишь ты смеяться звонко,
Очень радостно с тобой,
Ты чудесная сестрёнка,
Будь всегда-всегда такой!
 
      Однажды мое внимание привлекла молодая красивая пара. Они говорили на каком-то мне абсолютно непонятном языке. Когда на стол поставил все и создал праздничную обстановку, то спросил:

  -  На каком языке вы говорите?

   - Мы из Израиля. Наш родной язык - иврит.

     Разговорились. Я рассказал,что моя сестра Гала со своей семьей недавно совершила перелет Ташкент-Москва- Тель–Авив.

   - В каком городе живет семья сестры?

   - В Хайфе.

-  - Это наш город.

   - Как тесен мир,-сказал я.- В таком случае, можно через вас передать ей  небольшой  подарок?

   - Почему нет? Только дайте точный адрес.
      
    ПЛАТИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО?
 
    Официантка Келли, заплаканная, подбежала к менеджеру.

    -Успокойся, что случилось? -спросил он.

   - Мужчина пообедал.Я принесла ему счет. Если бы видели, как он спокойно запихал  его в карман и заявил мне, что платить не собирается.

     Шейн быстрым шагом подошел к столику.

   - Сэр, в чем дело? Вы должны заплатить.

     Молча он выслушал. Встал и спокойно через весь ресторан пошел к выходу.

     Я удивленно смотрю. Никто его не останавливает. Выходит, направляется на парковку к своей автомашине. Менеджер идет за ним. Записывает номер машины. Мне все это совершенно не понятно. Пообедал - заплати. Отказывается? Надо   заставить. Не выпускать из ресторана. Вызвать, в конце концов, полицию.

      Но тут закон- хозяин. Человека трогать руками нельзя. Чтобы ни случилось. Шейн вернулся и набрал номер полиции.

    - Не захочет неприятностей - придет и заплатит,- сказал он.

      Говорят, что любопытство не порок, а  большое ...  Поэтому я не стал интересоваться, чем закончилась эта история.

      Через несколько дней Келли с улыбкой подошла ко мне.

     -Ты знаешь конец этой истории?

      Я отрицательно покачал головой.

   -  Он пришел и рассчитался.
 
      ВИНО ИЗ ИТАЛИИ

Хоть жизнь и без того полна,
В ней счастья - лишь процент...
Бутылку классного вина
Ты получай в презент!
 
      Быстро летит время. Наступило  Рождество. Это самый большой американский праздник. Ресторатор пригласил всех работников на праздничный вечер. Для обслуживания позвал персонал из других рестранов.У входа торжественно вручали каждому лотерейный билет. У всех отличное настоение, улыбаются, радуются. У меня же кошки скребут на душе.
 
      В военной школе переводчиков, где преподавала жена Юля, прошло гиганское сокращение. За бортом остались сотни инструкторов. Ей пришлось уехать в соседний город и поступить на курсы социальных работников. Жили на два дома. Мы  договорились: пока сын не закончит семестр, буду жить в Монтерее. В тот вечер он дожен был заехать за мной в ресторан.

     Тут начались танцы. Настроение немного поднялось. Я услышал звуки танго. В юности окончил школу бальных танцев. Пригласил Джессику. Она отлично танцевала. Вдруг я вижу, что жена ресторатора пальцем показывает на себя. Мол, пригласи на  следующий танец. Был блюз. Как она танцевала! Настоящий профессионал! Все остановились, а мы танцевали и танцевали. Сначала был фокстрот, потом - чарльстон, за ним -вальс ...

     Музыка прекратилась. Всех пригласили за богато накрытые столы.Был очень вкусный традиционный  рождественский ужин.

     Тут мне сосед по столику и говорит:

   - Называют лотерейные номера. Ты проверяешь? Где твой номер?

   - Он мне не нужен. Я никогда не выигрываю. Лотерея - это не охота за удачей, это охота за неудачниками.

     Только я это сказал, как слышу называют мой номер. Бац!  Первый раз в жизни! Стало любопытно: а что выиграл?

     Перед моим очами оказался целый ящик итальянского вина.

     Тогда я обратился к владельцу ресторана и ко всем:

   - Скоро мне предстоит с вами попрощаться - переезд в другой город. Все вы стали  мне родными. Приняли от души в свою дружную семью, помогли встать в строй, подтянули мой английский. Разрешите мне каждому из вас вручить по бутылке этого прекрасного вина. Вот сидит мой сын Константин- студент колледжа - и  кивает головой,правильно, мол,отец  делаешь.

     Все дружно зааплодировали и постоянно озабоченный менеджер Шейн, и элегантный шеф-повар Говард, и бармен с лирическим  тенором Билл, и официанты:  доброжелательный Руди," мафиози" Антони, невезучая Келли и мой партнер по танцам Джессика.
   
       Прошло с тех пор много лет.Когда мы бываем в Монтерее, то первым дело заходим в "мой" ресторан. Но тут новые хозяева да и не раз они менялись. Тут новые менеджеры. Новое меню. Но стоит мне закрыть на минуточку глаза, как я снова вижу все и всех в этом солнечном ресторане с приятными и милыми людьми, уж очень похожим на " Академию наук".