Параллели поэзии Галины Богапеко

Борис Рябухин
ПАРАЛЛЕЛИ ПОЭЗИИ  ГАЛИНЫ БОГАПЕКО (КОЛОСЕНКО)

Это фейерверки рифм (забытые – забитые), пулемётные очереди рифм, через строку, через слово, через слог (фиолетовое – лето,  сирени – сирены), каламбуров  (я созерцала озера зерцало). Слово одной строки, рождает из-за одинакового созвучия следующего слова другую строку,  другого смысла, как серпантин. Игра звуков  и слогов аллитераций (Косо сыпалось просо на косы  березок, на сонные сосны; И заокала Ока берегами около)... И все улыбаются на этом празднике калейдоскопа слов и тропов, звуков и, созвучий, цвета и света, красок  и даже запахов. Все говорят: она умеет чародействовать, она обладает магической силой.
Критики пишут, что в поэзии Галины Богапеко ритмы – вольные, рифмы – ненавязчивые. В стиховой фактуре – никакого щегольства. …А вольная походка. «Свободное паренье»… – уверяют одни.
Она пишет по правилам и законам, которые сама себе создает, и свободно переходит в одном и том же стихотворении от одного размера к другому и от одного ритма к другому. Но все это совпадает с внутренним настроем героини и с музыкой её души, музыка получается авангардная, – хвалят другие.
А может, как и блестящая метафоричность,  это –  свободный  стих западной поэтики Шарля Бодлера,  Артюра Рембо, Тристана Корбьера и прочих символистов. Только с русский акцентом?
В этом акценте и есть особенности поэтического мастерства Галины Богапеко. Она обладает редким даром писать страстно, искренне, нешаблонно – и в то же время доходчиво. Умеет преподносить очевидное как невероятное, и тем более интересное.
Не вопреки, а благодаря тому, что она пришла в поэзию в старшем возрасте, пафос её осознан и глубок, а новаторство в разнообразном выборе жанров, от стихотворений в прозе до японских танку и русского фольклора – тоже следствие взрослого, единственного в своём роде поэтического взгляда.
Для примера, такая особенность. Стихотворение начинается краткими существительными, как своеобразной увертюрой, обозначив тему содержания. Или наоборот, произведение начинается  с затакта. Такие анакрузы позволяют ей держать ритм, не сбиваясь выбранной мелодии стиха. Вот начало одного из таких стихотворений.

ГИТ

Поля и горы, и столбы, и плюшевая зелень
В три «Д», и свечи тополей, и ивы плачут в Коктебели…
Очередные фестивали – стихоподачи – поэты, барды, графоманы с дачи…
На сотню рублик деревянный сдачи, в придачу – волейбольный мячик – На профит…
А я в Анапе хвори свои трачу, на ипподроме наблюдаю гит.
Как говорят: ещё пожить да покуролесить…

Но разбухшее тропами и длинными строфами  стихи были у  имажинистов, были   маленькие поэмы в прозе и у Ивана Сергеевича  Тургенева. Были и  верлибры.
 
Вот одно из удачных стихотворений-верлибров Галины Богапеко:

Я  для тебя  обрезала свои косички,
Я  для тебя припудрила носик,
Я  для тебя сменила сандалики на туфли,
Я для тебя…
А ты спешишь,
Ты в  поиске нашей первой встречи…

Не случайно Богапеко  активно интересуется русским историческим авангардом, пишет необычные (даже заумные) стихи. Её подборка в журнале "Зинзивер" (№ 8, 2015) называется интригующе "Заумь-20".  Название журнала  – из стихотворения Велимира Хлебникова «Кузнечик». И  авангард Хлебникова до сих пор собирает на хлебниковские чтения славистов всего мира. 
Особенно обращает внимание  рядом с авангардом внимание к Русскому фольклору.  Радость встречи с красочным языком народных поверий и притч,  с корневым необычаем заговоров, скоморошьего веселья,  таинством сказок (говорят, что сказка О царевне Лягушке – зашифрованная карта древнего неба)…
Так что, тайну одного мнения о поэте Галине Богапеко, удалось объяснить?
Второе мнение – для нее характерно быстрое движенье. Может, это её счастье, как  в песне Мельника  Франца Шуберта «Движенье – счастие мое, движенье».
Многие поэты отмечали: быстрое, порывистое движение её  и предметов окружающего её мира, и движение её  чувств и мыслей, и потоков чувств, мыслей и сознания. Как она сама сформулировала это своё пристрастие: «Потоки мыслей в строки»… Вот одно из ее  стихотворений:

БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ВРЕМЯ 

«Войковская», «Авиамоторная», «Сходненская» –
Вехи с двадцатого – в двадцать первый век,
Шифруют мой неустанный бег…
О, если бы был от всех бед оберег!
И как научиться мне всем дорожить,
Ведь крыша не крышка, и дом мой не скит,
И всё что имею – подарок судьбы,
И ноги – здоровы – для быстрой ходьбы,
И даже для бега, чтоб – вровень со всеми,
Нет, хоть на немного – быстрее, чем время…

Но второе мнение почему-то входит в противоречие с такой чертой поэта, как созерцательность. Галина Богапеко интенсивно и лирически наблюдает. Возможно, это и есть её кредо – внимательный и чуткий поэт-наблюдатель, сверяющий свой мир и свою жизнь в чувстве с окружающим и посекундно исчезающим временем…
И вот тут от мнений  переходим к значительным проявлениям личности поэта Галины Богапеко. Потому что раньше говорилось, как написано. А важней сказать – о чём написано, что волнует сознание поэта. Есть писатели  аналитики, как Достоевский, а есть созерцатели, как Лев Толстой.  Галина  Богапеко сама признается, что она созерцатель.

А мне бы крылья к летнему порогу,
И стрекозой вращаться по орбите –
Без мыслей, без забот и без событий –
Всё созерцать.
Но как же я продрогла...

О чём же она созерцает? – Самую полнокровную  драму человека  – одиночество. Одиночество в этом переполненном мире людей. Созерцает с детства. Сначала потому, что рождена «гадким утенком». /В капусте нашел меня аистёнок,/ Доставил родителям!/ "Гадкий утёнок" –/
Сказали соседи, увидев  меня,/ « У-т-е-н-о-к!» – тянула в ответ малышня.

Я смотрю в многогранник и вижу себя –
Я у тополя – девочка в платьице белом.
И летит ком земли, мальчик бросил в меня,
Чтоб, счастливая, я – заревела…

Потом,  раз такая умная,  стала «белой вороной»./ Я стала вороной снежинок белей –/
Белой вороной свободной, ни чьей.
А затем поэт, с такой чувствительностью души,  остаётся ребёнком навсегда.
Кто-то на полновесном юбилее на сцене Кремлёвского дворца съездов поздравил Сергея Михалкова такими словами: «Ему до сих пор четырнадцать лет».
Так и Галина Богапеко остается ребенком, сохраняет чистый и незамутненный взгляд. И в этом — особенность её дарования./ Мои дети выросли,/ А я до сих пор – нет.
Чистый незамутненный взгляд и постоянную улыбку я помню на лице моего доброжелателя Валентина Берестова. Детская поэзия может родиться только у счастливого человека, напомнил  недавно  критик Валентин Курбатов. Такой счастливый  человек – и Галина Богапеко. Она создала трехтомную детскую энциклопедию в стихах о разных животных, которую надо изучать в школе счастливым первоклашкам.  Этот труд получился только потому, что Галина Богапеко не теряет в себе юности, молодости, детской свежести восприятия жизни, остроты ощущений.  Поэтому ищет и спасения от одиночества.

ЗАПОЛНИ СОБОЙ ДУШУ,
ЕСЛИ БЕЗЫСХОДНОСТЬ

Барды всё чаще поют о грустном.
Барды всегда вынимают душу.
Та затрепещет и божьей волей,
Вырвется из безучастной неволи,
И пустота как знаменье конца,
Словно колодец засохший в зной,
Будет молить, чтобы «дура овца»
Вдруг опрокинулась вниз головой
Над пустотой и – в пустоту,
заполнив её собой…

В своих примечаниях поэт упоминает (даже примечания у неё – поэтический жанр) древнего философа Сенеку,  наставника грозного Римского императора Нерона. В «Нравственных письмах к Луцилию» Сенека писал: «Вот что понравилось мне нынче у Гекатона: «Ты спросишь, чего я достиг? Стал самому себе другом!» Достиг он не малого, ибо теперь никогда не останется одинок». А став себе другом, Галина Богапеко генетически становится и другом Киева. Сказываются гены: украинская кровь в жилах – от матери. Где-то от пращуров  вскипает и  польская кровь. Это боль в стихотворении «Сквозь Линзы»:

Сквозь линзы всё экраны – рекламные щиты,
А в них политиканы – наследники тщеты.
И мы почти привыкли, и нам почти не странно,
Что мы, почти как раки, краснеем без вины…

Конечно, есть в книгах поэта «И вечная любовь!..»/ Поселился во мне « вечный двигатель»./
Кто, когда мне чипировал плоть?
Если любовь – «вечный двигатель», который гонит  Галину Богапеко по жизни и поэзии, то какой она тогда может быть? Всеохватной  – сразу к поэзии, к жизни, ко всему миру, и  к дорогим ей людям, и ко всему она открывает свою душу, так, что смело назвала себя «полой»:

СРЫВ   

Я жила размеренной обычной жизнью.
Я жила уверенной – сверх нормы выжму.
Выжму всё, что можно – с потом, с кровью
И неосторожно дверь открою.
Так толкну небрежно, словно прежде
Я жила в одежде и с надеждой,
А теперь вот – голая – из  натурщиц Гойи –
Устремляюсь – полая – лишь к покою.

А вот ещё один пример:

МЫ РАБЫ У ВСЕЙ ПРИРОДЫ…   

Фиолетовое лето в фиолетовом сознанье…
Мистик Эдвардс* в рае где-то,
Он приверженец заветов из «Священного писанья» –
«В жизни всё от Божьей воли…» Он «обряды» упрощает…
Лишь фиолетовое лето в фиолетовом  сознанье
На мгновенье, в корке где-то, вспыхнет вдруг и исчезает…
И свободное паренье, напрямую рядом с Богом,
Вдруг окажется твореньем – иллюзорным Новым годом –
В параллели без печали, без тревог и без войны.
Там качели свет качали в светлый день святой зимы…
Жизнь – качели философий,  и с рожденья мы в квадрате
Тех условностей, чей профиль с кровью матери – понятен.
Виртуальные свободы философиям в угоду…
Божий раб и раба Божья, будьте в жизни осторожны,
Ибо в мире нет свободы – мы рабы у всей природы…
Золотое будет лето в золотом сознанье Света!
И у нас – всё радуга! Радоваться надо бы…

*Эдвардс  Джонатан (1703-58), американский богослов, религиозный деятель Новой Англии

И вот в этом месте  получается «взрыв» в моём тексте.
Критики решили, что в этом паренье особенно остры неожиданно жалящие строки стихотворения «Ты и у Бога я» (наперерез Некрасову!).  И даже расхвалили её за такую филологическую находку. Хочу категорически поспорить с критиками об этом кунштюке. Я не согласен, что «взрывная Богапеко печет относительную стабильность. «Ты» изначально и неразложимо приемлема «Я», такова Божественная данность. Такой «взрыв» может быть истолкован как момент встречи разных по сути языков: усваивающего и усвояемого. В результате возникает взрывное пространство, состоящее из пучка непредсказуемых возможностей», – пишет Александр Люсый. Но всем понятно, что «возможности»  предсказуемы.  Игровая филологическая «находка» поэта Галины Богапеко деструктивна для истории русской  литературы, думаю – это невольный грех, который, конечно, не унизит классика, но и не делает чести  оступившемуся серьёзному современнику.  Как в свое время Александр Пушкин остановил дерзость Владимира  Одоевского словами: «Державин всё – Державин. Имя его нам уже дорого», скажу уважаемому мной поэту Галине Богапеко: «Некрасов всё – Некрасов. Имя его нам уже дорого». Тем более я – член Комиссии Союза писателей России по сохранению культурного наследия поэта  Николая Алексеевича Некрасова».

А потенциальные возможности поэта Галины Богапеко большие. О чём не говорили еще её критики. Начну с Зеркала.  С фильма «Зеркало» начался фактически гениальный кинорежиссер Андрей Тарковский. Большинство поэтов, использовавших образ зеркала в творчестве, опирались  на принцип отражения, пусть пересоздающего, а не копирующего или воссоздающего действительность. Картина же, которую видит художник в зеркале, зависит не только от качества этого зеркала, но и от выбранной смотрящим в него проекции. «Куда глаза глядят у данного художника слова, можно сделать вывод о его фокусах эмпатии (эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания). Например,  проекция Мандельштама – история и культура.  А какая проекция у Галины Богапеко? Вот её стихотворение:

В ДУШУ ОКТЯБРЯ

По зеркальной лестнице
В зазеркалье лезть бы мне,
Тихо и спокойно проникать в себя.
Дождь идет на Пресне, я мелькнула крестиком
Мимо жизни пресной в душу  Октября.
Санный след и песенка, старый след на лесенке
Прошлой жизни странной, "голову сломя",
Где по плану строилась со слезами весело,
Где в шеренгу строилась вся моя страна…

И вот от такого зеркала наш поэт переходит к космизму: /«Мир мой единственный, /мир мой – астральный... /Зонт мой – зеркальный!».
Известно, что данное мировоззренческое течение является одним из оригинальных проявлений русской культуры XIX – XX вв. Славянские народы   верили в небесно-космическую предопределенность человеческой судьбы. Считали, что Солнце, Луна, звёзды непосредственно влияли на судьбу человека. Семью, дом воспринимали как часть Вселенной. Поэтически-художественное направление Русского космизма развивали В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Ф.И. Тютчев, В.И. Иванов, Н.А. Заболоцкий, Н.К. Рерих. В свое время я писал очерк  о великом русском писателе В.Ф. Одоевском, которого можно сравнить с Ломоносовым, а современники называли его Русским Фаустом. Владимир Одоевский первым предсказал, например,  даже появление Интернета. Создал собственный литературный кружок – знаменитое Общество любомудрия. Одоевский в своих произведениях выступает как научный мыслитель, популяризатор нравственно-философских, экономических и естественно-исторических учений. За что и назывался Русским Фаустом.
Элементы космизма можно обнаружить и в стихотворениях  Галины Богапеко: «Иллюзий высота»;  «Зря, что зря»;  «Жить привычно неприлично»; « В подземном вагоне»; «Бесконечность»; «Ноль»;  «На вершине параболы»; «Печальный странник»?.. Целая книжка наберется. Например:

НЕ НАЙТИ МНЕ ОТАРА

В это время, Отар, – походил на орла,
Что ваяет крылами в пространстве,
Не портрет мой, а старые зеркала,
С отраженьем счастливой осанки...

Отечественный пример для Галины Богапеко, конечно, поэт Федор Тютчев. Тютчев по праву считается одним из первых русских поэтов-философов, который обращался не только к общественной и геополитической проблематике, но и к вопросам существования человека, его тесной связи с миром природы, с Вселенной. Тютчев пишет о «двойной бездне» – о бездонном небе, отражённом в море, тоже бездонном, о бесконечности вверху и о бесконечности внизу. Космизмом занимался и лучший поэт современности Юрий Кузнецов. А  вот еще раздумчивое стихотворение Галины Богапеко.

ВДРУГ ТВОЙ СИЛУЭТ

Прозрачные звёзды, и их очень много, когда на дорогах блестит асфальт.
Вдруг твой силуэт, обозначенный Богом, в прозрачной звезде, как горный базальт,
Проступит из близкой седьмой параллели, в которой душа обрела свой покой.
В ней времени нет и нет в ней метели, в ней царствуют цифры – «восьмёрка» и «ноль»…
О, мистика, сколько явлений рождённых извилистым разумом в лунной ночи,
В сферическом теле, уже искажённом – аберрацией глаза, мозгов и души…
В физическом теле, как в зеркале сфера – влияния космоса, связей миров –
Дремучие истины ломятся в двери предвестники хаоса и катастроф.
Но есть поэтический космос – спасенье, где измерение в «восемь «Д»
Позволит гостить в седьмой параллели телепортацией  в ноль и вовне.
Гармония между конечным и вечным – наследие «восемь» – и смысла его –
Реальность Божественных чёта и нечета, творение Всевышнего – мира сего.
Прозрачные звёзды, их очень много, когда на дорогах блестит асфальт,
Вдруг твой силуэт, обозначенный Богом, в прозрачной звезде, как горный базальт,
Проступит из близкой седьмой параллели…

Думаю, неслучайно общественный деятель, Секретарь Союза писателей России, Член Правления МГО СП России, Главный редактор газеты МГО СП России «Московский Литератор», Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Чеченской Республики, действительный член Петровской Академии наук и искусств, публицист, поэт, критик  Иван Голубничий  написал о том, что «Галина Богапеко принадлежит к тем поэтам, которые формируют сегодня российский творческий процесс».
В заключение приведу высказывания Надежды Мандельштам: «Художник всегда живёт в своём времени, затерянный и растворившийся в толпе сегодняшнего дня, но будучи, мощным уловителем шума толпы, он в то же время отъединён от неё и, в сущности, никогда не бывает ничьим современником. Толпа легко теряет связь с прошлым и не видит будущего, а художник по своей природе анахроничен и живёт не только в текущем времени, но устремлён в будущее и тесно связан с прошлым, потому что ощущает своих предшественников, поэтов как собеседников, учителей и друзей. Они всегда остаются его истинными современниками…»

Борис Константинович Рябухин (Борис Карин)  –
известный русский поэт, драматург, прозаик, критик.
Член Союза писателей России, Союза журналистов,
Академии российской литературы.
15.02.2017г.