Вечера над Тихой Сосной. Легенда о почтовой сумке

Владимир Калуцкий
Нынешним летом случилось у меня особенно много встреч с людьми, кого любознательность и лёгкие ноги привели в наши места. И как-то в поездках и вечерних разговорах возникла общая мысль записать сокровенные сказания старины в небольших легендах, сделать их чем-то вроде визитной карточки Бирюченского края. Я долго отнекивался, ибо иметь дерзость говорить от имени истории мне не позволяют ни способности, ни знания. Однако же нынче, после ещё одной встречи с паломниками по Белогорью, я согласился записать дюжину преданий с тем только условием, чтобы их не относили ни к краеведению, ни к народному творчеству. Это просто мой вольный пересказ тех событий, о которых я слышал от старых людей или читал в документах далёкой поры. Я буду выдавать их по новелле в каждый вечер и надеюсь, что читатели простят мне незамысловатость рассказов.

Приступим, помоляся.

...
 Легенда эта состоит как бы из трёх, раскиданных по времени, и я поведу вас от нынешнего дня в сумрак веков. Туда, где живут призраки.
Так вот.
Где-то в восьмидесятых годах прошлого века огрызок нынешнего Покровского собора являл собой районный Дом культуры. В пристройке к главному фундаменту собора тогда располагалась кочегарка и огромная художественная мастерская.
В мастерской работали удивительные художники, на спор вслепую писавшие плакаты с Лениным и откровенные циники, ни в грош не ставившие те истины, что сами прописывали на громадных рамах, обтянутых кумачом. К художникам выпить портвейну набивалось разного народу, и я - лит(р)сотрудник районной газеты, часто отирался здесь от нечего делать.
Однажды мы сидели за заляпанным гуашью и винными пятнами столом и потягивали "Ливенское яблочное". Неожиданно за стеной, отделявшей мастерскую от замурованных насмерть соборных подземелий, послышались глухие шаги и кашель.
Мы оторопели.
А некто Семен Сергеевич Троянов - личность в тогдашнем Красногвардейском почти легендарная, завхоз Дома культуры , - небрежно махнул рукой с косичкой зелёного лука в ней:
- Не обращайте внимания. Это бирюч ищет свою сумку.
И впрямь, за стеной что-то шуршало, пересыпалось, а потом шаги удалились.
Мы приступили к Семену Сергеевичу:
-Расскажи!
Но он тоже ничего не знал. Помнил только слова ещё своего деда - слободского мельника - про то, что с незапамятных времен по глухим закоулкам и подземельям Бирюча бродит тень убитого давным давно царского гонца. Будто злодеи украли сумку с царской грамотой, а верный присяге бирюч с тех пор ищет её.
Вот и всё. Скоро я забыл о том случае, но зарубка в памяти осталась.
А спустя лет пятнадцать в записках княгини Екатерины Дашковой натолкнулся я на любопытную запись. Там речь шла об административной реформе Екатерины Второй. Тогда с подачи Геральдической коллегии императрица утверждала гербы новых губернских и уездных городов. И вот , когда перед нею развернули лист с проектом герба Бирюча, Екатерина выразила недоумение:
- Да видано ли дело волчье слово рисовать символом глашатая? Где вы видели волка с бубенцами! Ты с глузду съехал, батюшка - подсовывать мне такое? - укорила она своего секретаря Александра Васильевича Храповицкого. На что влиятельный царедворец учтиво раскатал перед нею старинный рулончик грубой бумаги и сказал:
- Вот отписка Валуйского стоялого головы на поле Силуяна Каргопольцева тому полтораста лет назад сочиненная для Разбойного приказа. Тут объяснение твоему неудовольствию, матушка.
-Читай, Васильевич.
...К несчастью, в "Записках" княгиня Дашковой не раскрывает содерждания свитка. Она только пишет, что, выслушав Храповицкого, императрица взяла перо и вывела поверх проекта герба Бирюча два слова "Быть по сему". И с тех пор в гербе Бирюча мы имеем орудие глашатая - посох с колокольчиками.
И , конечно, я начал искать следы списка стоялого головы Каргопольцева.
И я его нашёл!
Копия свитка приводится в книге "Судьбы Слободской Украины", изданной в 2011 году в Киеве, а написанной историком Дмитрием Багалеем ещё в 1888 году. Правда, книга издана на украинском языке, и я перевожу его здесь, как умею. Думаю - это будет недалеко от подлинника. Опускаю не относящееся к делу.
"...да того ж аугуста дня 13 в Успения Богородицы нашей Марии Девы случилася напасть великая. На Тихой на речке Сосне в четыре версты за Каменным бродом лихие люди имать бирюча слугу Государева а самого до смерти убили а казну имали. И то еще горше грамоту роспись на служилые наряды изодра те лихие люди и мы тут на Волуйке в неведомы како по чинам ныне величаться. А мы того государева человека отпева и учини могилу имя же сему месту да Бирючий Погост".
Вот и все три легенды.
Да, а последний раз хождение призрака слышали служители музея в подземельях старинного здания. Ходил, постукивал, кряхтел.
Сумку искал.
Так музейщики священника позвали и освятили подземелье.
Вроде бы притихло.

"