Христос-1 и Христос-2. Великие и их образы

Андрей Козлов Кослоп
Самая личность и её образ - это две вещи.
Образ на много сильнее "оригинала". И никакого равенства-тождества между исторической личностью и её образом нет.  Они конечно связаны, но это разные феномены.
Христос, который ходил по Палестине (или по окрестностям Стамбула-Царьграда, как в "новой хронологии), проповедовал и был распят - одно. А образ - это другое. Про Христа-1 мы знаем, что он проповедовал, имел слушателей, нерешительных аморфных последователей и погиб. Христос-2 - это суперстар, Сын Бога, сакральный символ ряда религий, олицетворение высокой религиозной метафизики, синоним истины, блага, спасения, надежды, веры, духовной любви.
Даже исходя из сведений самих евангелических текстов разницу мы очевидно видим.
Примерно то же самое можно сказать о Ленине, Сталине, Путине.  Тут мы видим образы, даже ряд образов, и даже они продолжают развиваться.
Сталина однажды спросил его приемный сын: "Как тебе  живётся, будучи Сталиным?"  Он ответил: "Я не Сталин, Сталин - это - Советский Союз".
Здесь различие реального лица и образа также подтверждается тем, что "образов" минимум два: позитивный и негативный.
Путин одновременно - и Темнейший, и Светлейший.
Индивид и его образ не просто "связаны". "Образ" влияет на индивида, трансформирует им. Он нередко становится тем, кем кажется. Шапка Мономаха или давит на её носителя или превращает его в истинного  монарха.   

Власть самая влияет и переделывает человека. Она подбрасывает индивиду угольки харизмы.  Человек рождается, получает образование, где-то проживает, делает карьеру, как может.  И не факт, если он становится крупным начальником, он кому-то за пределами своей епархии вообще интересен. Конечно, харизму дают особые достижения. Но  иногда случается по-другому. Харизма Ельцина  образовалась в ноябре1987. Что-то уже было, он почувствовал народную"уважуху", и он просто из-за своего несколько склочного характера повздорил с Политбюро (Горбачевым, Лигачевым). За что Политбюро наехало на Ельцина не знает никто. Видимо, всем  выгодно об этом забыть.  Говоря "образно" в Ельцине массы увидели настоящего коммунизма (кто-то настоящего демократа).  Но он был хотя и пассионарий, но лишь настоящий популист, карьерист.  Когда настало время принимать решения, он как не старался делать лучше, но получалось "как всегда".  Харизма - это  переплетение разных уважух-респкектов: кто-то за большевицкую доблесть, кто-то за верность антикоммунистическим демценностям, кто-то просто за то, что начальник, кто-то - за то что земляк, кто-то - за то, что  брыкастый.

На востоке есть понятие "аватар", то есть перевоплощение, инкарнация. В живого человека вселяется образ харизмата прежних героических веков, иногда даже несколько.

Великий поэт (художники, философы, ученые) также точно разнятся между самоим собой и своим образом. Нередко поэт сам мастерит образ из себя. Но иногда его образ выстраивает общество для своих нужд.  Медиа, интернет и т.д.  могут увеличивать и уменьшать. В наше время "ребрендинг" персонажей происходит стремительно. Кто был "всем" вчера, тот стал "ничем" сегодня. 

Путин же похоже в телевидении присутствует не меньше, чем в кабинетах, где обсуждается и решается.  Естественно при том, что он знает и понимает как выглядеть позитивно, и прочих позитивных моментах, создается не только позитивный имидж, но он создаётся быстро, а западный антипиар только создаёт интригу борьбы и делает имидж ВВП ещё интенсивнее и выразительнее.

Харизма может свернуться, если меняется идеологическая доминанта политического строя.  Например, перестройка многим попутала карты. Поэт  А. Еременко практически перестал писать в 1992. Потому что природа хронотопа стала совершено иной. Жванецкий не "перестал писать", но  его  юмор новой эпохи потерял вообще все запахи, кроме того, чем лучше вообще не пахнуть.  Жванецкий из веселого популярнейшего юмориста превратился в нечто,  вызывающее отвращение. Рокеры которые гремели в конце 80-х, сошли в  архив, их сияние перестало отличаться от "сияния" попсы.  Балабанов слегка подбодрил харизму Наутилуса П., но это уже была не харизма, а игрушечная харизма. И, например, Высоцкий с новыми временами перестал быть столь грандиозно популярен. Исполнители, исполняющие его священные тексты, не вызывают никаких сакральных эмоций вроде тех, которые были в 60-70-ые годы.  А вот харизма Сталина вдруг неожиданно подпрыгнула вверх.

Видя, что личность и популярность её образа, рекламщики  и заправилы шоу-бизнеса раскручивают актеров, певцов, которые нередко ничего из себя сверхценного вообще не представляют. Иногда критики (агенты творцов шоу-мира) накидываются на актера, и даже правомерно накидываются, но он всё равно популярен и харизматичен.

Шурик  (А. Демьяненко) страдал от своей харизмы. Он не хотел быть "Шуриком", возможно потому что как раз им и был.
 
Многие артисты  болезненно относятся к их узнаваемости незнакомыми людьми.
Феномен фанатства в этом. Артист, спортсмен, он оказывается вдруг центральным персонажем в микрокосме человека. Со стороны - это выглядит странно.
Многие артисты оказываются героями публики, потому что они известны, знамениты, статусны, а не потому что люди сильно разделяют качества ими почитаемого объекта. Скорее всего, только образ-то и возможно "почитать" и "боготворить".
Есть героические почитаемые амплуа. Президент, генерал, поэт, философ, ученый, священник, святой, художник. И всегда общество уважает фигуранта не за то, что он сделал, а за образ, который возникает  у "публики". Видимо,  разные почитаемые амплуа однажды пересекаются. Исторические конфликты усиливают локальные харизмы, небольшие популярности в узких сферах,  общество начинает интересоваться новой звездой, заинтересованные лица даже вкладывают средства,  другие поддерживают активнее, энтузиастичнее, и человек получает возможности нечто  сделать новое и большое и он либо делает, либо нет.  Один герой сдувается (как Керенский, Обама, Горби, Ельцин), потому что их внутреннее несоответствие выстраиваемому образу  оказывается на виду.  Другие наоборот, увеличивают на порядки свою известность в узких кругах до образа вождя мирового пролетариата, освободителя-спасителя страны и мира, хотя Ульянов в  1989, 1911 и в 1918 - одно лицо. 
Харизматически персонажи способны своей дружбой или даже прикосновением  увеличить харизму, известность, духовную силу своего случайного встречного.  Поэтому люди так волнуются встретив "знаменитость".  Нередко люди , став по каким-то причинам "знаменитым", носятся с этой своей случайной (и никчемной в глазах общества) удачей как с писаной торбой.
 Повсеместно историки-биографы не на шутку бьются за свою правду. Но при этом не учитывают, что идёт борьба не за историческую правду, а за "образ". Больше всего исторической правды в анкетных данных, сухом изложении фактов. Но и создателям священного образа и создателям демонического    мало "анкетных данных", аннотации .
Мало также и потому, что из этих данных, чтобы состоялось некое понимание, взгляд, видение, оценка всё равно нужно создать образ. Иногда из достаточно скрупулезных и объемных сведений (соответствующих "закону больших чисел") образ возникает сам, подводно, подсознательно, автопоэзисно.