Не родись красивой

Наталия Гурина-Корбова
         


         Валечка, Валька, Валя, Валентина, Валюша с детства считалась просто красавицей. Сначала это был обворожительный ангелочек с пепельными кудряшками и огромными хитрющими голубыми глазками, потом к нереально красивой головке прибавилось аппетитное дополнение в виде всех необходимых девичьих выпуклостей, и наконец, она превратилась в сногсшибательную диву, только от вида которой, только от взмаха длинных загнутых кверху ресниц, только от одной мимолётной улыбки маленького пухлого ротика, сжималось сердце и все остальные важные органы абсолютно у всех лиц мужского пола.

     Валечка жила в небольшой квартирке на пятом этаже хрущёвского дома в  небольшом приморском городке. Семья её состояла из матери и бабушки.  Валечкин отец погиб в автомобильной катастрофе, когда той было три годика, а дед умер, когда она пошла в первый класс. Воспитывала её и возилась с ней в основном бабушка, Ксения Николаевна, учительница русского языка и литературы, а основные деньги на пропитание и прочее зарабатывала мать, Галина Степановна, которая работала  главным бухгалтером на важном оборонном предприятии.

         Ни мать, ни бабушка не отличались  особо привлекательной внешностью, обе были миловидные средне статистические женщины и поэтому все вокруг только удивлялись, как у таких обычных людей мог вырасти такой неординарный цветок природы, девушка  просто голливудской внешности - что личико, что фигурка.
        Зрение у Валечки тоже не подкачало: зеркала с детства убеждали её в неотразимости и исключительности её внешнего вида. С самого рождения она привыкла ощущать на себе восхищённые взгляды, восторженные возгласы и всяческое обожание не только со стороны мужчин, но и женщин, поскольку красота не может никого оставить равнодушным.

         Валечка росла балованным ребёнком, а по -другому и быть не могло, ей всё прощалось, всё разрешалось и всё давалось не только из-за хорошенькой мордашки, но и по причине жалостливого характера Галины, которая ни в чём не могла отказать бедной своей сиротиночке. Педагогические навыки Ксении Николаевны тоже оставались за бортом воспитания внучки по этим же самым причинам. Характер у Валечки был добрый, весёлый, лёгкий и озорной, нельзя сказать, что она сильно заносилась перед подружками, но цену себе, конечно, хорошо знала и острый язычок реагировал на любые выпады в её адрес.

       Детство её проходило почти безмятежно и  счастливо, окружённое любовью и заботой близких.

                ***

          Учёба давалась Вальке легко, особенно гуманитарные науки, с точными были проблемы, хотя и небольшие. В конце девятого класса учитель по физике, Семён Петрович, предложил походить на дополнительные занятия отстающим ученикам, в число которых попала и Валька. И хотя физику она не очень жаловала, но от занятий не отлынивала, посещала аккуратно. Таким образом, вполне прилично сдала экзамен получив неожиданно для всех твёрдую четвёрку.

          Начались летние каникулы, Галине дали путёвку в санаторий подлечить больные почки, и Валька осталась с бабушкой. До половины дня валялась в постели, потом в самую жару шла на пляж купаться, после обеда опять валялась с книжкой, а вечером отправлялась гулять с подругой Ленкой на набережную или с ней же шла в парк на танцы.
 
           Через три недели Галина возвратилась домой посвежевшая, отдохнувшая, поправившая здоровье и в прекрасном расположении духа. Но через несколько дней расположение духа её сильно потускнело- она стала замечать, что с дочерью происходит что-то неладное: Валька стала поздно приходить домой, грубо отвечать и злиться по пустякам. Все попытки наладить отношения и вернуть прежнюю весёлую и беспечную дочь оставались тщетными. Галина своим материнским сердцем почуяла беду, что произошло пока она отсутствовала неизвестно, но что-то произошло. Ксения Николаевна  толком ничего объяснить не могла. Ей тоже казалось, что Валька резко изменилась, но надеялась, что всё это пустяки, издержки девчачьего капризного возраста и пройдут они сами собой. Но издержки эти не проходили.
       
         Уже в конце лета измученная неизвестностью Галина всё же как-то умудрилась припереть дочь к стенке и та призналась, что беременна. Выяснять, кто виновник не составило особого труда и Галина прямиком направилась к Семёну Петровичу: девочка несовершеннолетняя и возмущению её не было предела, она намеревалась засадить негодяя в тюрьму. Но молодой учитель по физике воспринял все угрозы совершенно спокойно  и показал разъярённой матери расписку, написанную собственноручно несовершеннолетней Валькой в том, что всё произошло по её воле.

          Галине ничего не оставалось делать, как с болью в душе и обидой удалиться. Придя домой она высказала Вальке всё в довольно щадящей форме, обозвав её дурой, и наутро пошла договариваться с ближайшей родственницей гинекологом  сделать по -тихому Вальке аборт.

         Но по-тихому в маленьком городке не получилось и скоро все подружки, друзья и их родители, соседи по дому знали, что Валька спала с Семёнычем. Стыд и срам. И если учесть, что на дворе был 1965 год, то  происшедшее событие действительно было  событием! Уже через месяц Валька не могла пройти по улице, чтобы не услышать в свой адрес самые обидные слова. Десятый класс окончила еле -еле, но пойти учиться дальше что-то не захотелось. Она устроилась на работу кладовщицей на то же предприятие, где работала мать. И началось её победное шествие по пути романтических встреч, свиданий и прочего: от ухажёров всех мастей и возрастов прохода не было. Красота её по- прежнему сводила их с ума. Все подружки завидовали такому количеству поклонников.

       В девятнадцать лет Валька вышла замуж и Галина с Ксенией Николаевной облегчённо вздохнули. С замужеством Валькин срам оказался прикрыт и на все ротки, наконец,  были накинуты платки.

Будущее обещало красавице Вальке прекрасную, радостную и благополучную жизнь.

                ***

      День выдался жаркий, даже слишком жаркий для сентября, Ксения Николаевна поставила на плиту чайник и принялась раскладывать по местам чистую посуду. Вчера ей исполнилось шестьдесят пять лет и по этому поводу Галина решила устроить в честь матери праздник. Пришла Валя со своим мужем Славиком, племянница Аллочка с мужем и дочками, да ещё две подруги юбилярши - в общем, настоящее застолье. Ксения Николаевна приготовила свою фирменную баклажанную икру, замариновала сулу в томате, ну и ещё всякую обычную закуску накупила Галина. Валя испекла для бабушки торт,  это был её дебют в только что начавшейся семейной жизни. Стол как всегда ломился от угощений, соответственно и посуды после ухода гостей осталось довольно много. Вечером они её с Галиной перемыли, а вот сегодня надо всё убрать по местам. Выполнить это простое действие было вовсе не легко: чтобы поставить тарелки и чашки на нижнюю полку старенького серванта Ксении Николаевне, при её грузном теле и вечно ноющих суставах приходилось с трудом нагибаться,  поэтому делала она это медленно и осторожно. Да к тому же она почувствовала, что опять подскочило давление. Надо бы померить его да выпить таблетку, но так не хотелось прерывать начатую уборку... Когда она с очередной порцией тарелок вошла в комнату, засвистел закипевший чайник, поставив на стол посуду, она поспешила обратно на кухню, но голова от резкого движения внезапно закружилась и она со всего своего немаленького роста плюхнулась на пол.

        Когда очнулась, то увидела суетящуюся бригаду скорой помощи и перепуганную соседку Машу,  которая, на счастье, зашла поздравить  Ксению Николаевну. Уже в больнице выяснился страшный диагноз -перелом шейки бедра. Целый месяц Галина по очереди с Валей ухаживали за Ксенией Николаевной в больнице, а когда её выписали домой, то встал вопрос- кто будет с ней целый день пока Галина на работе? Поначалу решили пригласить сиделку, но эта идея себя не оправдала, слишком накладно выходило. И посоветовавшись, подсчитав все доходы и расходы дочь и внучка пришли к выводу, что на сиделку уйдёт гораздо больше денег, чем Валя получает на работе.
 Решение подсказала сама Валя -она вызвалась сидеть с бабушкой пока та не оклемается.

      Отправив утром Славика на работу, она бегом мчалась к бабушке, а Галина уходила со спокойной душой на работу. Вечером Валя дождавшись мать торопилась к Славику, то есть домой. Приходилось убирать, готовить на два дома, но она всё успевала и только иногда чувствуя, что вот -вот упадёт от усталости, просила Славика разогреть самому себе готовый ужин. Славик вроде совсем не возражал против такого режима, ему было всё равно, где и что делает Валя в его отсутствие, скандалов он никогда не устраивал, только иногда мрачно сидел уставившись в одну точку или пил пиво, не обращая на молодую жену совершенно никакого внимания.
 
       Так прошёл год, Галина получив очередной отпуск дала отдохнуть и дочери совершенно освободив её от забот с бабушкой. Валя наконец-то смогла хоть немного заняться собой и своим жилищем, и была очень удивлена, что  в шкатулке, где они со Славиком хранили свои нехитрые сбережения на отпуск, на тот медовый месяц, который из-за болезни Ксении Николаевны так и не состоялся, было совершенно пусто. Вечером спросила об этом у Славика, тот что-то невнятное пробурчал в ответ, вроде кому-то одолжил или что-то ещё. Потом Валя обнаружила и пропажу серебряных ложек и красивой хрустальной ладьи, которые им подарили на свадьбу.

     Прожив всю свою сознательную жизнь среди женщин, то есть с матерью и бабушкой, она твёрдо для себя решила, что обязательно сделает всё для того, чтобы у неё был муж, она непременно окружит его заботой и вниманием, научится вкусно готовить, в квартире будет только идеальный порядок, потом родятся детки и у них будет настоящая счастливая, полноценная семья.

      И вот эта семейная жизнь началась, Славик как никто другой подходил на роль идеального мужа- высокий, чернобровый блондин, не пил, на девчат не засматривался,  он работал в автосервисе и казалось зарабатывал нормально, но денег постоянно не хватало. Жили они в квартире его родителей одни, поскольку те после женитьбы сына переехали жить в небольшой загородный домик у моря.
   
      Месяц, который Валя провела дома за уборкой и налаживанием собственного уютного гнёздышка пробежал незаметно. Исчезнувшие из шкатулочки деньги так туда и не вернулись, как и ложки из серванта, и хрустальная ладья. В общем, она стала теперь присматриваться и обнаружила, что вещи наиболее ценные, ещё оставшиеся от его родителей, незаметно, но с явной периодичностью стали исчезать. Сие её открытие вскоре очень просто объяснилось: и друзья Славика, и даже родители знали давно, что он игрок. Родители надеялись, что женившись он образумится, но такого не произошло. Вещи исчезали, денег он почти не приносил, она продолжала  ухаживать за бабушкой, а Галина была не в состоянии содержать теперь ещё и зятя. Через два года такой жизни, перепробовав все способы уговоров, объяснений, угроз и внушений, Валя ушла от Славика и вернулась в родной дом к матери и бабушке.
 
         Ксения Николаевна понемногу смогла себя обслуживать разъезжая по квартире на коляске и Валя пошла работать, но прежнее место оказалось занято и пришлось осваивать нехитрую специальность санитарки в больнице. Личная жизнь после развода не очень удачно складывалась по принципу "расхватали -не берут". Красота её всё обвораживала окружающих, всё привлекала лиц мужского пола с прежней магнетической силой, но ничего толкового на горизонте не предвиделось: в маленьком городке, где все друг друга знают чуть ли не в лицо с раннего детства, найти достойную пару всегда было не просто.
               
                ***

        Года через три в разгар летнего курортного сезона Валентина всё же встретила казалось мечту всей своей жизни- тридцатилетнего сибиряка Павла приехавшего отдыхать из Новосибирска. Крепкий мужчина не был красавцем, но сила характера чувствовалась во всём его поведении, он основательно стал ухаживать за Валентиной, а через две недели прошедшие со дня знакомства сделал ей предложение культурно попросив её  руки у матери и бабушки. Валентина просто млела от счастья, а Галина всё повторяла соседям и подругам, что всегда верила, что и на их улице будет праздник. Её Валечка такая красавица, что по другому и быть не может! Проводив жениха в далёкую Сибирь, Валентина начала собираться в дальний путь к новому счастью. Работа её не сдерживала- такую везде найдёшь, волновалась только о том, как без неё мать и бабушка справятся, но те, желая своей ненаглядной девочке счастья, заверили, что всё будет хорошо, лишь бы у неё всё сложилось. С тем и проводили её в далёкий город Новосибирск из тёплого приморского родного гнезда.

          Валентина писала поначалу каждый месяц, звонить было дорого и разговаривали по телефону они только по праздникам и то по три минуты. Всё вроде сложилось в Валентининой судьбе замечательно, она родила дочку Светочку, присылала фотографии счастливой семьи. Потом после трёхмесячного молчания, Галина получила тревожную телеграмму: "Мама, вышли, пожалуйста, денег..." Сумма просто ошеломила Галину, и она тут же попыталась связаться с дочерью по телефону, но связь и слышимость на телефонном узле была отвратительная, разобрать она смогла только то, что деньги очень нужны-вопрос жизни и смерти!

 Сняв с книжки все скудные сбережения, продав всё ценное, что было в доме, одолжив ещё и у знакомых, Галина выслала нужную сумму.
      
           Через месяц Валентина вернулась домой с полуторагодовалой Светочкой на руках, без денег и почти в одном платье. Оказалось, что Павел влез в какую-то аферу, они с дружками ограбили склад, на котором Валентина работала кладовщицей и это преступление повесили на неё.  Ещё оказалось, что он уже не раз сидел за подобные махинации. Сам он благополучно скрылся, а ей грозил срок, если она не покроет недостачу.

          Погоревав, поплакав, мать и бабушка посчитали за великое счастье, что дочка вернулась живой и невредимой , а не попала в тюрьму. Мысль о пережитом ею в далёком Новосибирске приводила просто в ужас. Слава Богу, что выкрутилась, а деньги дело наживное, да и Светочка очаровательный ребёнок. Жизнь продолжается и унывать не следует.
               

                ***
         
        Валентина устроилась работать ночной няней в детсадик, куда вскорости определила и Светочку. Никакие горести и несчастья не влияли на её ещё ослепительную красоту, она только немного пополнела, да в густых светлых волосах появилось несколько седых. Но и это её не портило.

        Когда Светочка перешла во второй класс,  скончалась Ксения Николаевна от обширного инфаркта, произошло это внезапно, даже быстро приехавшая Скорая не смогла уже ничего предпринять. Галина Степановна к этому времени уже  стала пенсионеркой, но продолжала работать. А Валентина, так и не овладев ни одной нормальной профессией, постоянно меняла место и род абсолютно неквалифицированной своей  деятельности: то нянечка, то санитарка, то уборщица и тому подобное. Не сложилось у неё с этим и всё.

         Случались у Валентины и романы, и просто краткие отношения, но замуж никто не звал и ничего серьёзного она уже от жизни не ждала.

        Соседки и знакомые только удивлялись, как это у Валентины, такой красавицы никак не складывается личная жизнь. Её школьную подружку Ленку уже давно называли Еленой Васильевной на работе, муж и двое детей окружали любовью и заботой. Да и другие её  подружки  как-то сумели и замуж выйти, и выучиться, и какую-никакую карьеру сделать, а Валентина ни то ни сё!

                ***

       Однажды поздней осенью Галина Степановна возвращаясь из магазина домой, поставила на скамейку возле подъезда большую сумку, решив немного передохнуть перед подъёмом на свой пятый этаж.
      ---Галя, ты что такую тяжесть сама таскаешь, а Валентина где?- окликнула её подошедшая соседка Маша.
     --- А Валюша теперь со мной не живёт, одна я осталась. Да и ничего тут особо тяжёлого нет. Так по мелочи, просто объёмное всё. Они со Светочкой вчера были, самую тяжесть мне притащили: овощи, крупу.
     ---А где ж Валентина-то, где Светочка, где живут?- Мария всё не унималась, поскольку ничего не знала про соседей, она только два дня как приехала из Краснодара: у племянницы гостила.
     ---Валюша моя, Маш, замуж вышла,- Галина Степановна аж просияла сообщая соседке новость, которую уже как месяц обсудили все остальные соседи, близкие, дальние, родные и знакомые.
    ---Да ну! Вот это новость так новость! А за кого? Ну, Галя, не томи рассказывай.

       И Галина Степановна рассказала, что полгода назад совершенно неожиданно встретила Валюша того физика Семёна Петровича, ну который... Встретила и сначала даже не узнала- так он изменился, похудел да постарел, ещё с палочкой ходит. Разговорились и оказалось, что он один одинёшенек остался с двумя сыновьями-подростками и дочкой, а жену уже года два как схоронил. Он ведь три раза женат был, от двух жён детей не было, а от третьей аж трое. А он, Семёныч-то, только -только  полтинник разменял, да вдруг случился с ним инсульт, не так чтоб его совсем парализовало, но всё же...  отошло не полностью. Сначала его сестра ему  помогала, а потом, когда из больницы выписался, то она уехала, у неё своя семья большая.

     ---Вот он так и жил один с  тремя детьми... А Валюша моя, ты же знаешь, она очень добрая, его ей так жалко стало и принялась она ему помогать по хозяйству. Помогала, помогала, ну и потом совсем решила к нему переехать. Конечно, у меня спросила, беспокоилась как я одна справлюсь, - Галина Степановна, вздохнула и продолжила,- я, Маш, на него до сих пор злая, он ей всю жизнь, можно сказать исковеркал... ну, а она зла не держит, я говорит, мама, сама виновата была, влюбилась тогда как кошка. И ни о чём не жалею.
 Светочка уже в пятом классе, она то у меня , то там с ними живёт. Дети его Валюшу приняли, уважительно относятся, хорошие дети.
       Пока вроде всё нормально, а там кто знает.





Французский художник Emile-Paul Vernon (1872-1919).