Терпение Иова

Рыжов Александр Геннадьевич
Один из открытых вопросов, который маячит передо мной в эти недели, такой: в чем было терпение Иова? Если смотреть на реакцию Иова на страдание, на его страстное желание встретиться и объясниться с Богом, на его горькие отмашки и упреки в сторону "жалких утешителей" – это одна из самых бурных линий поведения из описанных в Библии. Где же здесь терпение? Сделаю попытку поразмышлять вслух на эту тему (но вовсе еще не ответить на этот вопрос).

В переводе РБО в Иак.5:11 выше и ниже в контексте дважды упоминается слово "конец": "Вы знаете, мы называем счастливыми тех, кто был стойким до конца. Вы слышали о стойкости Иова и знаете, какой конец жизни дал ему Господь, потому что Господь милосерден и сострадателен". Т.е. подчеркивается не то, как Иов терпел, а то, что он дотерпел до конца. В более широком контексте тоже проходит эта мысль, например, см. стихи 7 и 8. Там предлагается терпеть до определенной точки, как земледелец ждет до сбора урожая. И точка эта – пришествие Господа.

Еще один нюанс, в переводе РБО говорится не о терпении Иова, а о стойкости. Это хороший перевод греческого слова, которое обозначает способность находиться под нагрузкой, не выходя из-под нее. Здесь главное – не как ты себя ведешь под нагрузкой, а что ты вообще под ней находишься и не выпрыгиваешь. "Выпрыгнуть из-под нагрузки" в ситуации Иова, например, означало бы проклясть Бога, отказаться от признания Его главенства над собой, но этого Иов не делает. Да, он, повторюсь, достаточно бурно себя ведет, задает массу вопросов, осаживает своих оппонентов – и все это в библейском понимании находится в рамках "стойкости" или по Синодальному переводу "терпения".

Кстати, еще немножко о контексте Иак.5. Конец 4-й и начало 5-й глав обращены к богатым, которые, в частности, угнетали бедных. А вторая и третья трети 5-й главы уже обращены к бедным, и в частности, здесь говорится, как им надо реагировать на несправедливость со стороны богатых. В качестве такой реакции им предлагается "не сетовать" или не жаловаться друг на друга. А в пример такого поведения приводится Иов.

Не то, чтобы Иов совсем уж мягко говорил со своими непрошеными советчиками, нет. Но он не проявлял особой инициативы к диспутам с ними, это они первые приставали к нему со своими предложениями проверить себя и вспомнить, где он натворил грехов, ставших причиной его нынешних страданий. Иов добивался встречи с Богом, у него вопросы были к Богу, не к людям. Вот линия поведения, которая по нраву Иакову. Тебя обижают, у тебя проблемы – не спорь с людьми, пробивайся со своими вопросами к Богу, как это делал Иов.

17.02.2017