Отрекись от отца! ч. 2. Свадебная суета

Марьша
      После  «сговора», когда  обговорены детали и мелочи свадьбы,  начинается  общая  свадебная суета для всех родственников жениха и невесты. То с одного края деревни, то с другого края  деревни слышится визг предназначенных для пиршества свиней.  Срочно солят окорока, грудинки, рулеты. Под топор попадают гуси,  утки, куры,  индюки. Семьями идут на речку Ляча ловить рыбу. Солят и коптят.  Вообщем, свадьба бывает один раз в жизни, а значит отгулять её нужно достойно, чтобы запомнилась.
Хозяйки делятся рецептами свадебных блюд.

       Но начинает свадебные мероприятия  молодёжь  -  подружки невесты, которые собравшись вместе,  идут в дом жениха на «ЗАМЕР». Видя, что подружки невесты  идут к жениху,  туда же приходят  девушки - родственницы  жениха. И начинается весёлые  «замеры». Это означает  - замер длины и ширины стола для  будущей вышитой скатерти, замеряют длину кровати для подзора, ширину кровати – для подготовки постельных  принадлежностей. Мерят высоту потолка для шитья   ширмы. Замеряют ширину и длину окон для приготовления оконных занавесок. Причём,  невестины подружки стараются уменьшить размеры будущих изделий, а сторона женихова – увеличить размеры замеров. Шутки, прибаутки. Со стороны невесты девушки кричат:
 "Скатерть в два аршина".
Девушки со стороны жениха кричат:
"Нет! Скатерть должна быть в три аршина!" Перетягивают аршин то в одну, то в другую сторону. Когда «замер» заканчивается, будущая свекровь всех гостей сажает за стол и потчует «чем Бог послал».

      И вот после этого начинается традиция «НЕВЕСТИНЫ  ПРОВОДЫ".
Невеста каждый вечер со своими подружками идёт прощаться со своей родней. Подойдя к входной двери, невеста стучится в дверь, но не заходит, а начинает причитать: «Ой, открой, открой дверь, моя тётушка! Ой, да нет у меня силушки! К тебе пришла проститься твоя разнесчастная  племянница! Батюшка с матушкой выдают  меня  замуж ленивому мужу, в чужую семью, в чужую родню,  к злой свекрови, к грубому свёкру! Ой, пожалей меня, моя тётушка!» И льются слёзы, голосит невеста. Хотя Дарью никто силком  замуж не выдаёт,  и она выходит замуж ни в другое село,  традиции  нужно соблюсти.

       Открывается дверь, и тётушка зазывает в дом всех  подружек с невестой  и начинает  причитать:
«Ах, ты  – моя разнесчастная племянница! Да как же тебе, бедной, уйти  от любимой матушки, от заботливого батюшки? В чужую семью, в чужую родню! Муж будет бить, свёкр -  издеваться, свекровь  – измываться!» И льются слёзы у всех, кроме Дарьи. Она точно знает,батюшка наказывал, чтобы Дарья исправно выполняла все свадебные традиции, но у батюшки есть свой план. Он не допустит, чтобы его кровинушка попала в чужую семью! Его дочь  будет жить с родной матушкой и с родным батюшкой. Поэтому причитала она только лишь для соблюдения традиций.

      После этого тётя сажает всех гостей за стол, на котором и холодец, и селянка, и копчёный окорок, гусь запечёный с кислой капустой, и лещи солёные и копчёные, блины огромной стопой,  кисели овсяные, молочные, ягодные; яблоки мочёные и свежие, брусника мочёная, изделия из сдобного теста. Белые грузди плавали в сметане, чёрные грузди- в растительном масле с луком. Разной засолки капуста украшала стол: нашинкованная с морковью, нашинкованная с брусникой, нашинкованная с яблоками, засоленная целиком качанами.  Всего не перечесть! Родственницы договариваются о яствах, чтобы  угощения  в разных  домах на столе не повторялись. Поэтому подружки с невестой каждый вечер объедались  разными вкусностями. За все «невестины проводы» пекутся то блины пшённые, то гречневые, то пшеничные и т.д. Блины толстые на дрожжах и блины тонюсенькие. Подаётся  рыба солёная, копчёная, вяленая, жареная, тушеная, в кляре, с яйцами, со сметаной и в молоке. Готовится мясо по разным рецептам. Пироги с разными начинками. Вообщем, каждая хозяйка старается угостить невесту, чтобы она запомнила свои  проводы. На столе может быть всё, кроме спиртного.

     Угостив гостей, хозяйка убирает со стола угощение, вытирает стол насухо и тут подружки выставляют на стол свои рукоделия, помогают невесте: кто-то вышивает полотенца, кто – скатерть, кто-то вяжет подзор на кровать, кто-то вышивает косоворотку для одаривания родственников жениха, а кому-то достаётся вышивание  национального костюма для свекрови. Девушки работают и поют жалобные песни специально для невесты (я привожу только перевод песни):

Идём, девица, ко мне в снохи,
Я тебе не дам в доме работать:
Не молоть ручной мельницей,
Не толочь в ступе со ступой.
Будешь жить в новом сосновом доме,
Спать на широкой постели.
Под твоей головушкой - подушка пуховая,
Под тобой – перина перьевая,
А укрываться будешь одеялом пуховым.
Кормить буду блинами пшёнными,
Рыбой, мясом, яйцами и пирогами.
А поить буду медовым пуре*.
Обманула злая свекровь девушку,
Живёт она в дымной бане.
Под головой – шайка банная,
Под ней – доски жёсткие.
А укрывается – берёзовым веником.
Целыми днями работает,
Ест корочки сухие,
Пьёт ключевую водицу.

Примечание: пуре*- медовый напиток.

      Поработав положенное время, подружки собираются домой. А тётя выносит подарок для невесты. Это может быть платок, бусы, серьги, колечко, шаль Посадскую, шёлковую шаль, сшитое из лоскутков покрывало на кровать и т.д. Невеста кланяется  тёте, благодарит за  замечательные «проводы»  и все вместе выходят  от родственницы. Подружки провожают невесту домой с песнями  и расходятся по домам, чтобы назавтра опять идти к следующей родне  на «проводы невесты».
     Узнав у вездесущей ребятни у каких родственников собрались невеста с подружками, к этому дому тихо "подтягивались" парни - друзья жениха и тихо, приняв выжидательную позицию, ждали выхода из дома девушек. Жених с невестой брались за руку и медленно шли к невестиному дому. Ребята баловались и шалили, но не допускали визга девушек. Ибо были строго предупреждены, что мешать "проводам невесты" нельзя ни в коем случае! Древние традиции нужно соблюдать! Но "проводы" были использованы для тайных встреч молодёжи, так как родители девушек на улицу, кроме редких посиделок, не пускали.

     Друзья жениха тоже помогают жениху. Пилят из деревьев доски, строгают, шлифуют и сколачивают молодым новую кровать. Строгают доски для  новых столов, скамеек, так как гостей на свадьбах бывает много.
Если тёплая погода, то рядом с домом делают навес со стенами, столы, скамейки и временную печь, чтобы не бегать постоянно из дома к гостям с угощением.

     «Проводы невесты» иногда растягиваются на 2-3 недели, в зависимости от количества родственников.
     И вот наступает последний  свадебный день для МОЛОДЁЖИ.  Этот день называется «НЕВЕСТИНА  БАНЯ". Все подружки Дарьи собираются в бане, купают и парят невесту, намазывают её мёдом, чтобы сладкая жизнь была, парят веником из душицы-мяты-берёзы, чтобы пахла травами. И в конце проводят церемонию «расплетения косы». Девочка, родственница Дарьи,  примерно десяти лет, начинает распускать косу. Подружки поют жалобную песню:

Ой, Дарьюшке  косу распускаем,
Да в две косы сейчас заплетаем!
Ой,да не гулять, Дарьюшке с нами,
Будешь занята целыми днями!
А жить тебе  подле злого мужа,
И сердце холодить будет стужа.
И слушаться свёкра со свекровью.
И свекровь будет есть вместе с кровью.
 
И обычно  доводят невесту до слёз.Но Дарью это не касалось и она просто смеялась. А потом девочка заплела Дарье  уже две косы. За это невеста дарит ей ленту в косу.
У жениха - тоже баня. Но он не в таком почёте, он, же у себя дома, а не уходит в чужой дом. Ребята собираются, балуются, из парилки ныряют в прорубь или катаются в снегу. Вообщем, свадьба для молодёжи на этом заканчивается.

      И начинается свадьба для женатых  мужчин  и замужних женщин. Что-то Солдата тревожило в душе, и он предложил Филе обвенчаться не на свадьбе, а позже, когда проживут некоторое время.
Но будущий тесть потребовал венчание для Дарьи в день свадьбы. Спорить не имело смысла, так и порешили.

     С утра октябрьского холодного дня подкатила к дому Дарьи тройка лошадей с вплетёнными в гривы лентами, с бубенцами и лихим ямщиком, перепоясанным красным кушаком. Сошли  со свадебных саней сваты с женихом, зашли в дом за невестой. Все перекрестились ,глядя в Красный Угол, где была зажжена лампадка, со словами "Симонця теентть! Улеза пара кудозонтт!Паваз оттненьди! Поздравления вам и добра вам в дом! Счастья молодым!"  Родители благословили  «молодых» на счастливую семейную жизнь, постелив им под ноги овчинную шубу, чтобы жизнь была мягкой и богатой. С начало мать Дарьи со слезами благословила дочь и будущего зятя иконой "Богородицы с Младенцем Иисусом", потом отец благословил, и вывели невесту с женихом из дома.Икону в полотенце передали Арсяве - крёстной матери невесты или её старшей сестре, которой предстоит сопровождать молодых в церковь при венчании. Молодые устроились в санях лицом к тройке, перед ними воссели сваха и Арсява, и лихо помчались в церковь за пять километров от Васильевки.

       При венчании  молодые так волновались, что дрожали рученьки. А когда батюшка сказал сделать первый поцелуй, покраснели и чуть прикоснулись к губам друг друга, опустив глаза в церковный пол.
После венчания  молодых  привезли  в дом жениха. Родители Фили вышли  встречать молодых, с хлебом с солью и иконой,  на крыльцо. Благословили  молодую пару. Свекровь осыпала  молодых  хмелем, пшеном, деньгами, конфетами, и  приговаривала:  сколько хмеля – столько хмельной и сладкой  любви, сколько денег - столько богатства, сколько пшена - столько хлеба, сколько конфет - столько детей.И добавляет:
- Теперь это твой дом, Дарьюшка! В этом доме рос твой муж Филя, пусть Бог даст и вам деточек. При венчании батюшка вам сказал: " Да уйдет муж от родителей своих, да прилепится  к жене своей и будет - одно целое!" Коли Бог так сказал, я мешать вашей семье не буду, к тебе буду относиться , как к своей дочери. Будешь любить моего сына, я тебя  десятикратно буду любить.А чтобы ты в это поверила, вот тебе мой  первый подарок!"

 После  этих  слов  свекровь накинула на плечи невесты подарок – Павло-Посадскую шаль. Опустилась Варвара и поставила тарелку на пол перед молодыми. Те разбили тарелку под смех и крики родственников, и были готовы на  первый вход молодой семьи домой. Свекровь  перевязала руки жениха и невесты вышитым полотенцем со словами:
- Перевязываю ваши руки, чтобы в свой дом входили  вдвоём и всю жизнь друг другу руки подставляли и не с пустыми руками родителей встречали!"
   За полотенце ввела молодых в дом, посадила их в Красный Угол.

     Пытались накормить молодую пару, но те так стеснялись, что отказались от еды. Их отвели в горницу. С молодыми вместе сели сестра Настасья и брат Николай  жениха, так как в мокшанской семье нет «первой брачной ночи». Невесте дают присмотреться, освоиться и только на вторую ночь молодых укладывают вместе.
 
     А по улице в это время ходит «зазывала» родственников  с вышитым полотенцем  и приглашает на свадьбу.Все родственники были приглашены заранее. Столы, накрытые  всем, что душа желает. Специально для свадьбы делают медовую  пуре  и позу из солода. Умели в мокшанских поселениях очень умело коптить гусятину, утятину. А вкус  холодца необыкновенный, так как варился из ножек и головы свиньи, крыльев и ножек гуся, мяса курицы. Как обычно на свадьбах, пьют, едят, поют, пляшут, благословляют. Вообщем, «кони пьяные, гости запряжённые».

    Чтобы семьям жениха с невестой было не сильно накладно делать свадьбу, участвуют в тратах все родственники, т.е. после застолья у жениха все гости идут в гости по очереди ко всем приглашённым на свадьбу родственникам жениха. У них тоже накрытые столы и гулянье продолжается. Каждое  утро все собираются в доме жениха, пьют, едят и опять идут по «домам приглашения». И так 3-4 дня, пока не обойдут все дома родственников.

     Настало время идти к невесте «ЗА СЧАСТЬЕМ», то есть за приданым. Идут  с песнями и плясками все гости,пытаются забрать невестин «парь» или сундук,которые охраняются взрослыми мужчинами. Не просто "ПАРЬ", а СЧАСТЬЕ! Поэтому, женихова родня пытается забрать "счастье", а невестина родня вырывает счастье. Вместе с ПАРЕМ воруют всё, что на глаза попадает. Чтобы счастье невестино не оставалось в родительском доме, а было украдено в новую семью. Крадут всё, кроме кур. Те провинились перед «счастьем» тем, что ни к себе гребут, а от себя. Значит, будут счастье от молодых отгребать. Со всем приданым едут, идут, пляшут и поют, в дом жениха. Опять гуляют.
       На следующий день тёща печёт сдобные «шишки», «восьмерочки, или пышки, и идёт выкупать свои украденные вещи к родственникам жениха.
 
       Опять причина для продолжения свадьбы. Выкупленные вещи несут к сватам, и продолжается продолжение. Теперь гуляют во всех домах родственников невесты. Если обойдут хоть один дом, это будет страшная обида. А чтобы такого не случилось, хозяйка дома с четвертью самогона  или пуре выходит на улицу и встречает гостей: молодые пляшут под гармошку, балалайку и металлического притвора печки с деревянной ступкой,которой отбивают такт, а степенные женщины и мужчины, обхватив друг друга за плечи и талии, образовав живую цепь, поют красивые песни.
Вообщем, мокшанская свадьба может продолжаться  неделю, две, три, в зависимости от количества родственников с обеих сторон.

       После брачной ночи замужние женщины жениховой родни совершают обряд посвящения в женщины и на  Дарью надевают женскую шляпку - мокшанскую панга.      

       Отгуляли свадьбу Фили и Дарьи, или, как Филя говорил - Дарьюшки. Отмыли посуду, дом. Истопили баню, отмылись и решили просто отдохнуть от больших забот, связанных с проведением свадьбы.Только молодые не могли насытиться друг другом, держались за руку, и украдкой обнимались и целовались. А родители Фили улыбались и радовались счастью сына с невесткой, делая вид, что они ничего не видят.