Кения день 6 - деревня масаев

Ольга Шевелева -Статьи Про Путеш
Большая часть постояльцев замечательного Ol Tukai Lodge еще спала, когда я откинула балдахин москитную сетку, поднялась с поистине королевского ложа и поскакала на завтрак: на сей раз обошлось без чаю с печеньками - хоть раз успела поесть нормальной еды!
Пэчрина осталась спать, но это и к лучшему.
За воротами лоджа в машину подсел некто Генри - масай в национальной клетчатой ало-синей тоге, и через минут десять мы уже были у околицы масайской деревни. Околица представляла собой вал колючих сухих растопыренных веток, а за ней виднелись строения, формой напоминавшие пирожки, какие дети пекут в песочнице.
Генри сказал, что я могу фотографировать сколько влезет, и что сейчас они мне все покажут. Из "ворот" (тоже хворост) вышли и выстроились в ряд человек 10 высоких голенастых мужчин в масайских тогах, потом столько же женщин - гораздо меньшего роста, бритоголовых, в разноцветных одеждах. Начался показ с народных песен: сначала запели-загудели мужики, и это, как ни странно, более всего напоминало горловое алтайское пение. Потом вступили женщины, и это уже было похоже на обычные наши деревенские припевки, только слов не разобрать.
Как вы знаете, все масайские игрища связаны прежде всего с прыжками. Начали опять же мужчины: по очереди выходя из строя, каждый прыгал высоко, да еще с каким-нибудь вывертом-коленцем (к сожалению, ни на одну фотку не попала "верхняя точка" прыжка, ну уж, как сумела)
Потом стали прыгать женщины, причем не только молоденькие:
Потом все сели на корточки, коснулись рукой земли (это молитва, объяснили мне, ты тоже должна сделать так), один масай провозглашал: "Най!" и все повторяли хором: "Най!".
После чего пошли внутрь деревни.
Деревня устроена так: домики из навоза с глиной строятся по кругу,
вход загораживается на ночь, чтоб хищник не вошел. В середине большого круга еще круг, из жуткого перепутанного навала колючих кустарниковых веток, а в середине -скот (когда не на пастбище). Через такую изгородь ни хищник внутрь, ни корова наружу - теоретически. А по жизни всяко бывает.
Коровы, конечно, мелкие, и не совсем коровы, а скорее зебу, как и в Индии.
Следующим номером было добывание огня. В дощечке из мягкого дерева сверлится дырочка, вставляется палочка из твердого дерева, и трут ее в ладонях, пока не затлеет,
а дальше быстро, но аккуратно подпихивают то ли сухую травку, то ли мелкие веточки.
В общем, не мгновенно, но довольно быстро они костерок запалили - минуты за 3, ну за 5.
А потом мне лекарь рассказал, из каких растений они делают лечебные отвары и от каких именно хворей.
Масаи никогда не обращаются к официальной медицине, а их народные средства таковы, что, например, выпив чашку соответствующего отвара, получаешь на 2 года имммунитет к МАЛЯРИИ! (для сравнения: официальная медицина практически не умеет вакцинировать малярию, а принимаемые по штучке в неделю профилактические таблетки сажают печень не хуже химиотерапии). И это правда, про иммунитет к малярии: я потом в городе спрашивала, все подтвердили, что масаи малярией вообще не болеют. Только я не понимаю, если это правда, почему нельзя "списать слова?" Или этот состав только при соответствующем образе жизни эффективен?
Кстати, о малярии. Пить профилактические таблетки или не пить - этот почти гамлетовский вопрос встает перед каждым, отъезжающим в экзотические места. Не пить решают в основном потому, что тяжелые таблетки, вредные, а встретить малярийного комара вероятность не так велика. Но дело даже не в этом, а в следующем.
Допустим, вы не делали профилактику и вас укусил малярийный комар. Вас резко залихорадило, гид отволок вас в медицинский центр, вам сделали пару специфических уколов и вы здоровы.
А теперь допустим, вы делали профилактику и вас укусил малярийный комар. Вас не залихорадило, а так, легкое недомогание. Вы приехали домой, перестали принимать таблетки, самочувствие ухудшилось... через некоторое время вы узнаете, что у вас малярия, и уже в хронической форме, и лечиться вам теперь от нее долго и безуспешно...
Ну, а мы пошли смотреть, как масайское жилище устроено.
Сам домик в плане имеет форму трех соединенных кругов (четырехугольников со скругленными углами), а вход узким коридором тянется от крайнего круга к среднему и резко заворачивает, видимо, опять-таки от хищников, да и от врагов, чтоб копьем ширнуть было нельзя. В среднем круге очаг (из камней кружок на полу), справа - мужская спальня, слева - женская с детьми. Спальня - т.е. настил на высоте 30-40 см, покрытый коровьими шкурами. Постелями масаи не пользуются. Я прилегла - а ничего, вполне удобно. Но самое главное - окна. Из функцию выполняют в двух-трех местах проделанные дырки, диаметром примерно как если палкой пошерудить в непросохшей стенке, но так, чтобы не повредить прочность стены, т.е слегка.
освещение сквозь эти окна примерно нулевое, даже в солнечный день.
Если у мужчины несколько жен - каждая имеет свой домик, где живет со своими детьми, а муж может ночевать в любом из домиков своих жен.
Правда, я не поняла, имеет ли он собственный домик, помимо жен? И где спят старики - родители его и его жен - отдельные домики имеют? А подросшие дети? или если там, брат, сестра незамужние или как-то так? Но всего же не спросишь, да еще с языковым барьером.
Про посещения масайских деревень говорят иногда, что это "потемкинские деревни", имитация, как в "Данди-крокодиле". Но мне кажется, эта была настоящая, видно же по малышам, по старикам, по загону коровьему и т.п. Имитации, наверно, тоже есть, но поближе к центру, а эта - в Амбосели - далеко.
И к тому же, если бы имитация, то не было бы при создании заповедника протестов и столкновений, о которых я писала в предыдущей части.
Кстати: недавно по АВААЗу (знаете, такая система всемирных протестов?) мне пришло сообщение, как в Танзании масаев сгоняют с исконных земель, чтобы сделать там охотничьи (!!!!) угодья. А еще перед этим прочла, что в Танзании поголовье слонов сократилось за последние несколько лет в 3 раза. И вот теперь думаю: в Кении реально лучше дела обстоят или просто из Кении меньше "сор выносят"? Но так или иначе, пока, похоже, кенийские масаи живут по-прежнему, вековым укладом, пасут скот, женятся, детишек рожают, здоровые, спокойные, самодостаточные... Что-то на тему Аватара. Они ничего не лишены, они сами так хотят. Спрашивала - а есть отток в город из масайских общин? Говорят, практически нет. Хотя дети учатся типа в интернатах, какие-то минимальные знания читать-писать, видимо, получают. А из техники у них мобильные телефоны. Где-то заряжают-таки... Может, в поселках обслуги при лоджах, там электричество (генераторы).
Ну, а наш показ масайской деревни завершился, конечно же, шоппингом. Пока мужики мне зубы заговаривали, тетки расстелили за околицей свои "прилавки"
Мне сувениры особо не нужны были (дома уже складывать некуда, из всех поездок!), разве что себе маску, и некоторым знакомым подарки. Но набрала гораздо больше, чем надо было, потому что я же понимаю, какой это труд - плести поделки из бисера, вырезать из дерева...
А потом - когда они с такой надеждой смотрят - купит? купит? - ну как тут не купишь...
А в принципе, потом и не пожалела, что купила. Особенно маску.

...На это масай мне ответил: у маски любой
Свой смысл; то, что именно нужно тебе, и ищи ты:
Вот эта - где лица навстречу друг другу - любовь,
Вот эта - где слон и в три яруса звери - защита.

К той жизни, простой и понятной, доверье храня,
О вы, увезенные в самые дальние дали
Резные фигурки зверей, защищайте меня
От этих, вполне безнадежных, российских реалий!

Как вы понимаете, это написано гораздо позднее, уже в России.

А в этот раз Джордж заторопил: в 11 будет конвой, и если мы не успеем, то потом конвой будет только во второй половине дня, и мы уже никуда не попадем сегодня. Оказывается, из Амбосели в Тсаво надо ехать под конвоем... Ну-ну, поглядим что за оно.
А по дороге под впечатлением масайской жизни я принялась расспрашивать Джорджа, что да как. Например, почему того масая зовут Генри.
Джордж ответил, что у каждого кенийца есть английское имя - вот он, например, Джордж. Но есть также кенийское имя - вот он, например, еще и Веру Марьоки.
А его отец - Марьоки Веру. Его старший сын - тоже Марьоки Веру, и так через поколение. Второй сын получает имя по отцу жены; если будет третий - то будет назван по старшему брату Джорджа, а четвертый - по старшему брату его жены, т.е. своей матери; и так далее. Аналогично и девочки - по бабушкам, тетям и т.д. Случайных имен нет (только английские имена берутся у кенийцев "с потолка", да и то не факт)
Дальше перешли к семейным отношениям.
Так-то мы христиане, сказал Джордж, и христианская религия запрещает многоженство. Но фактически кенийцы - кому карман позволяет - имеют больше одной жены.
- А ты хотел бы вторую жену?
- Коне-е-чно... - мечтательно прищурился Джордж.
Вот уж, мужик, он и в Африке мужик.
- И что, две квартиры тогда надо?
- В этом-то и проблема.
- А если у богатого кенийца пять жен, вот я его жена, живу со своими детьми в квартире, он иногда приходит в гости. Это называется муж?
- Да!
- А по нашему это называется бой-френд!
На это Джордж громко и заразительно хохочет. Кенийцы вообще смешливы и заливаются хохотом по любому поводу.
И вот уже ворота лоджа... схватить барахло и вперед, пока конвой не ушел!