Индейцы Флориды. Окале

Игнат Костян
Дойдя до окрестностей города Мокосо отряд экспедиции де Сото, под предводительством Бальтазара Гальегоса, после встречи с индейцами этого народа двинулся вверх по территории полуострова, и вошел не территорию вождества Уррипаракокси, в то время как основные силы экспедиции во главе с командором оставались на побережье.
Термин Уррипаракокси («Urriparacoxi») или Паракоуси («Paracousi») как считает исследователь Джон Ханн, является заимствованным, скорее всего из мускогских языков, хотя в вопросе заимствования мнения исследователей существенно расходятся. Предположительно этот термин означал имя кацика города или подчеркивал его статус в обществе и переводился как «военный вождь», «принц войны» или «воин-царевич». Индейцев этого города исследователи относят к группе Западных тимукуа.
Когда Гальегос с отрядом подошел к городу, то обнаружил его пустым, поскольку жители, узнав о приближении отряда враждебных белых людей, покинули его, укрывшись в лесу. Хотя археологи Миланич и Хадсон сомневаются в том, что Гальегос вообще заходил в этот город, ибо никаких вещественных доказательств, указывающих на присутствие испанцев в Уррипаракокси, в ходе раскопок не обнаружено, однако имеется несколько записей на этот счет в летописи экспедиции.
Воспользовавшись случаем – «отсутствием хозяев дома», Гальегос, пополнив провизию отряда за счет местных индейцев (собрал запасы тыквы, кукурузы, бобовых), направил посыльного  к скрывавшемуся в лесу кацику города с посланием, в котором просил его о личной встрече. Кацик Уррипаракокси, как считают ученые, был самым влиятельным правителем в этих землях и посчитал ниже своего достоинства встречаться с испанцами, поэтому на все интересующие их вопросы отвечал через посыльных.
Испанцев всегда интересовал один вопрос, «где найти золото, серебро, самоцветы» и прочие сокровища. Кацик Уррипарококси, дабы пришельцы оставили его людей в покое, и покинули племенную территорию, наговорил Гальегосу как говориться «с три короба» и направил их к городам Акуэра и Окале.
По словам кацика, расстояние до этих городов составляло два дня пути и там испанцы не только найдут то, что ищут, но еще запасутся продовольствием на долгие месяцы. «Это боязливый вождь утверждал, что когда кастильцы, мол придут в эти земли, – писал Гарсиласо де ла Вега, – то в больших городах найдут много золота, серебра и жемчуга, а также много кукурузы, индеек и большие стада прирученных оленей».
Стоит отметить, что с этого времени упоминание о вождестве Уррипаракокси в испанских источниках полностью исчезает. Хроники экспедиции де Сото указывают на различное местоположение города Уррипаракокси – «20, 25, 30 лье» от побережья Мексиканского залива (соответственно – 111, 139, 167 км – И.К.). Археологи Миланич и Хадсон, утверждают, что город Уррипаракокси располагался в 106 км северо-восточнее залива Тампа-Бэй, то есть в районе озер Луиза, Батлер и Тибет (округ Оранжевый, штат Флорида – И.К.), на что указывают артефакты, относящиеся к экспедиции де Сото, найденные в процессе раскопок курганов близ озера Батлер.
21 июля 1539 года отряд Гальегоса воссоединившись с основными силами де Сото в местечке Лука (близ современного города Лакучи (Lacoochee), округ Паско, штат Флорида – И.К.) 24 июля подошел к окрестностям города Окале, преодолев переход через болото и реку.
Де Сото рассчитывал войти в город и использовать его в качестве зимнего лагеря экспедиции. Первым поселением племени окале, которое повстречалась испанцам на пути к главному городу этих индейцев, была обыкновенная деревня, где кациком был некто по имени Акьютен (Uqueten). Когда испанцы потребовали от кацика снабдить их пищей, последний любезно предоставил испанцам много кукурузы.
Заполучив часть необходимой провизии, отряд де Сото двинулся дальше, добравшись до города в котором, как записал летописец: « …было 600 домов». Город показался испанцам маленьким, а жители его неблагонадежными для ведения всяких переговоров. Испанцы сделали вывод, что этот город именно и есть тот самый Окале, о котором говорил кацик Уррипаракокси. В Окале де Сото нашел достаточно еды, чтобы кормить свою армию в течение всего трех дней. «Туземцы неохотно делились с христианами пищей, – писал де ла Вега, – но когда они пригрозили им оружием, то туземцы принесли кукурузу, бобы и маленьких собак для забоя».
Увидав нищету индейцев окале, испанцы направили отряд в город Акуэра, располагавшегося в двух днях пути от Окале, но там, как известно конкистадоры встретили отчаянное сопротивление местных аборигенов. Антииспанское восстание индейцев племени акуэра, откликнулось и в Окале, где индейцы также подняли восстания против испанцев. Они покинули свои города и деревни, и ушли в лес, откуда осуществляли партизанские вылазки, нападая на солдат де Сото. Хотя де Сото и удалось пополнить провизию за счет ограбления индейских городов, в этом регионе он чувствовал себя неуверенно, и проблема голода продолжала оставаться для экспедиции актуальной.
Нехватка продовольствия и отчаянное сопротивление досаждавших испанцев индейцев окале, вынудила командора спустя две недели нахождения в Окале, покинуть этот город и территории племени в целом.
Изрядно потрепанный воинственными окале отряд де Сото ушел к городу Итарахолата (Itaraholata) являвшегося буфером между племенной территорией окале и землями, которые населяло племя потано.
Город племени окале Акьютен, отмеченный в испанских источниках, располагался, как полагают Миланич и Хадсон, в восточной части реки Витлакучи (северо-запад современного округа Самнер – И.К.). Город Окале находился на расстоянии 27 км северо-восточнее от него, а город Итарахолата стоял в центральной части этой реки, на юго-западе современного города Мэрион. Фонтанеда же размещал «царство Олагале (Olagale)», как он, возможно, называл Окале между землями племен апалачи и токобага.
Название «окале» позже, во французский период правления Флоридой трансформировалось в «Элокуале» (Eloquale) и одноименный город на картах Жака Ле Мойна располагался к западу от реки Сент-Джонс.
В целом, территорией обитания народа окале являются земли, простирающиеся южнее оконечности современного округа Алачуа, то есть северо-центральная часть Флориды вдоль реки Витлакучи (Withlacoochee, река течет с юга на запад, а затем на север, берет начало в болотах Центральной Флориды, протяженность реки 141 миля – И.К.).
По языковой и территориальной принадлежности окале относились к группе племен обозначенных в американской этнологии как западные тимукуа, наряду с племенами: потано, северными ютина и юстага.
Индейцы окале  являлись потомками племен пришедших во Флориду с территории Джорджии и относятся к археологической культуре Алачуа периода 1250–1539 годы. Данный период характеризуется распространением на территории обитания окале различных типов гончарных изделий, а также развитым земледелием, практиковавшимся этими индейцами наряду с традиционными видами деятельности – охотой и собирательством.
После первых контактов с испанцами, наблюдается постепенное вытеснение из хозяйственно-бытовой жизни индейцев окале традиционных стилей керамики и орудий производства, о чем свидетельствуют многочисленные артефакты европейского происхождения. Это говорит о том, что племена, проживавшие на северо-западе Флориды, и поддерживавшие тесные контакты испанскими колонистами, в результате климатических изменений произошедших в их землях, в целях выживания мигрировали в районы обитания племени окале, хотя документальных подтверждений данному факту исследователями не обнаружено, а в культуре окале по-прежнему доминирующие положение занимали орудия труда, сделанные из камня и кости.
Поселения индейцев окале, как правило, располагались на возвышенностях по близости к источникам пресной воды, посреди смешанного леса. Такие типы поселений представляли особую экосистему или экоострова именуемые «гамаками». Насыщенная болотной растительностью, изобилующая источниками пресной воды и разнообразным животным миром богатая экосистема племени окале был их домом, вход в который для других, как говориться, «осуществлялся по пропускам».
Каждое поселение окале представляло отдельное вождество, отличительным признаком которого являлось подвижность. Индейцы окале часто перемещали свои поселения на небольшие расстояния в пределах границ своего «гамака» (экоострова).
 Вождества окале ученые относят к простому типу вождеств, где вокруг доминирующего семейного клана формировались дочерние малосемейные общины, признававшие власть и передачу власти по наследству исключительно одной группы родственников. Лидеры семейных общин по отношению к главе доминирующего клана и его родственникам занимали холопское, раболепное положение.
Курганы Рут Смит и Татум расположенные в бухте реки Витлакучи идентичны курганам археологической культуры Харбор (Safety Harbor). Время возникновения этих курганов ученые относят к началу первого испанского периода владения Флоридой, потому что в основании этих курганов археологами найдено большое количество артефактов европейского происхождения.
Индейцы окале, исходя из записей Гарсиласо де ла Веги, имели темно-коричневый цвет кожи. Длинные черные волосы мужчины связывали в узел на макушке головы, женщины носили волосы распущенными. Набедренные повязки мужчин и юбки женщин состояли из волокон испанского мха и тонко выделанных шкур животных. «Никакой обуви на ногах этих индейцев кастильцы не увидели, – писал де ла Вега. – Они ходили и воевали босиком…». Взрослые члены общества окале, как мужчины, так и женщины, украшали свои тела многочисленными узорами из тату. Узор татуировок у каждого был индивидуальным, и подчеркивал статус человека в обществе, а также его заслуги перед ним. Люди более высокого социального статуса имели сложный узор, простолюдины обходились росписями без вычурностей.
Окале были наполовину земледельческим народом, выращивая, сквош, тыкву, бобы и кукурузу, а также иные овощные культуры. Система земледелия окале представляла подсечно-огневую технологию, основанную на выжигание леса на определенной площади и посадки в этом месте растительных культур. Почву для посадки окале готовили с помощью деревянных мотыг. «Мотыги этих индейцы, использовали не только для рыхления почвы, но и в качестве эффективного оружия для рукопашной схватки», – отмечал де ла Вега.
Урожай окале хранили в зернохранилищах, которые устанавливали на деревьях, чтобы защитить его от диких животных.
Из кукурузной муки готовили оладьи. «Их лепешки из кукурузы весьма пресны, и быстро черствеют, поэтому их лучше всего съедать горячими», – утверждал испанский хроникер.
Поскольку окале преимущественно являлись болотными жителями, то охотились они на крокодилов, мясо которых поедали в большом количестве. В реках и озерах окале вылавливали различные виды рыб, охотились на пресноводных животных и собирали речных моллюсков. Сбор дикорастущих растений и корнеплодов (дикие фрукты, пальмовые ягоды, желуди, орехи и корень кунти) в основном являлся прерогативой женщин и детей окале.
Распространенным способом приготовления мяса, рыбы или кореньев  на огне был «барбакоа» (барбекю). Бульоны окале готовили в примитивных сосудах из глины. В состав бульонов, по словам хроникера входили мясо и орехи.
В качестве церемониального напитка окале, как и другие народы Флориды готовили «черный чай» (белый напиток), который употребляли лишь мужчины. «Этим снадобьем они очищают свои желудки и кишечник, – писал хроникер, – ибо он помогает от запоров и вызывает рвоту, и пьют они его преимущественно перед охотой».
Испанцы отмечали ряд особенностей военной тактики индейцев окале. По словам того же де Ла Веги, когда отряд де Сото шел в направлении города Окале, и был вынужден переходить через болото, на испанцев внезапно напали индейцы, которые расстреляли их из луков и нанесли увечья палицами и костяными ножами.
«Кастильцы шли через заболоченный луг, – писал де ла Вега, – кругом разноцветье, стрекот насекомых и чистая водная гладь, покрытая ковром серебристой травы и кувшинками. Внезапно, из-под травы и кувшинок в разных местах, вокруг колонны солдат, растянувшейся по всему болоту вереницей, вырвались несколько причудливых фонтанов из воды и грязи, вслед за которыми из болота выскочили «черти». Они издали вопль и бросились убивать христиан, поражая их дубинами  и ножами из заточенных костей животных. Все это «черти» проделали с молниеносной быстротой. Они исчезли в болоте также быстро как появились из него. Вслед за тем из-за кустарника, которым было окружено болото, в христиан посыпались стрелы, груды стрел… Когда обстрел закончился, кастильцы так и не смогли понять куда подевались индейцы. Командор де Сото предположил, что они умело, прячутся под водой, и умеют дышать через полые тростниковые стебли. Многие солдаты пострадали от ранений. Земля Окале враждебно встретила христиан…».
Захоронения окале представляли склепы-костницы, над которыми возводилась искусственные насыпи. Множеством останков в костницах повреждены, как полагают, ученые от ударов мечем, что свидетельствует о стычках индейцев с конкистадорами де Сото и зверствах чинимых испанцами по отношению к индейцам. Кроме этого, изучение извлеченных из курганов человеческих останков, позволило исследователям сделать вывод о массовой эпидемии оспы, которую перенесли окале сразу же после контактов с людьми из экспедиции де Сото. В результате перенесенной эпидемии племя окале вымерло в течение года после нашествия де Сото, то же произошло и с индейцами вождества Уррипаракокси.
Испанские записи периода 1560-х годов, а также испанские карты провинции Акуэра указывают на поселение индейцев под названием Элокуал (Eloqual) вариант Окале, где кациком в период 1597 год была женщина, которой подчинялся также и город Акуэра. Эта женщина-вождь и ее народ находились «на послушании» у монахов из миссии Сент-Огэстин.
Возможно, полагает ряд ученых, что остатки былого племени окале в 1630 году были рассредоточены среди племени акуэра в миссии Сан-Луис-де-Элокуале (San Luis de Eloquale) расположенной в центре течения реки Витлакучи. Иные же исследователи утверждают, что миссия окале-акуэра Сан-Луис-де-Элокуале располагалась на реке Оклаваха (Oklawaha).
Последнее упоминание миссии Сан-Луис-де-Элокуале и соответственно индейцев племени окале относиться к 1655 году. С этого времени документальных источников указывавших на какое-либо дальнейшее существование племени окале не обнаружено.
После завоевания Флориды англичанами к середине 1700-х, последние нашли земли племени окале обезлюдившими. На месте их городов оставались только курганы и «навозные кучи», поросшие дикой растительностью. В это время теснимые англосаксонскими поселенцами из Джорджии и Алабамы крикские племена пришли и поселились во Флориде, в том числе и на обезлюдивших землях племени окале, приступив заново к ее освоению.
Испанцы называли эти племена «симмеронами» (Cimmerons), что значит «дикие». Язык народа криков не содержит буквы «р», поэтому они уподобляясь испанцам стали называть себя «семмелоны», а англосаксы адаптировали этот термин под себя, и получилось «семинолы».
С тех пор, территория, некогда принадлежавшая племени окале, стала землей племени семинолов, которое здесь сотворило новую историю.