1. Правнучка Каролины Собанской и Паустовский

Нина Ершова
ЧАСТЬ 1.

1. ПАУСТОВСКИЙ И ПОРТРЕТ КАРОЛИНЫ СОБАНСКОЙ.

    Известная роковая красавица Каролина Собанская, шпионка и агент генерала Витта, а также его гражданская жена, оказалась не запечатленной в портретной живописи. Сохранились лишь рисунки Александра Сергеевича Пушкина, музой которого она была, недавно атрибутированные пушкиноведами. Портрет
" Демона ", как называл Каролину поэт, остается неизвестным публике.

   Считается, что в Варшаве искусствовед Алисия Володзько хранит в музее фотографию с ее утерянного портрета, предполагаемым автором которого является художник Валентий Ванькович. На этом портрете Каролина изображена уже немолодой дамой, но сохранившей следы былой красоты, как пишет писатель Юрий Дружников, державший в руках таинственную фотографию. Личность Каролины Собаньской, а такЖе Витт, Чиркович, Лакруа - по фамилиям всех ее мужей, настолько неоднозначна и неординарна, что привлекает к себе внимание до сих пор. И видимо, будет привлекать его и дальше, так как не все загадки ее жизни разгаданы. Давно известно, что она была музой двух великих поэтов: Александра Сергеевича Пушкина и Адама Мицкевича.Как оказалось, даже декабрист Рылеев был влюблен в эту красавицу и писал ей стихи.
    
   Писатель Паустовский в своем романе " Дым отечества " пишет о портрете Каролины Собанской, будто бы висевшем на стене дома в Михайловском.
   Могло ли быть такое и мог ли поэт хранить изображение роковой красавицы именно в Михайловском?
   Исследовательница творчества Паустовского Руфина Николаевна Грейнер считает, что могло. Портрет Собанской, помещенный в ее книге " Каролина Собанская ", упоминается в связи с романом писателя " Дым отечества ".   

   Вот краткое содержание этого романа Паустовского в той его части, которая меня заинтересовала больше всего, а именно, касающейся портрета Каролины:

" Получив от известного пушкиниста Швейцера приглашение приехать в Михайловское, ленинградский художник-реставратор Николай Генрихович Вермель отложил в Новгороде спешную работу над фресками Троицкой церкви и вместе со своим напарником и учеником Пахомовым отправился к Швейцеру, рывшемуся в фондах Михайловского музея в надежде найти неизвестные пушкинские стихи или документы.

В поездку пригласили и дочь квартирной хозяйки, актрису одесского театра, красавицу, приехавшую навестить дочь и стареющую мать.

Заснеженные аллеи, старый дом, интересное общество в Михайловском — все понравилось Татьяне Андреевне. Приятно было и обнаружить почитательниц своего таланта — одесских студенток. Был и совсем неожиданный сюрприз. Как-то войдя в одну из комнат, Татьяна Андреевна тихо ахнула и опустилась в кресло напротив портрета молодой красавицы. Все увидели, что их спутница совершенно схожа с ней. «Каролина Сабанская — моя прабабка», — пояснила она. Прадед актрисы, некто Чирков, в год пребывания в Одессе Пушкина служил там в драгунском полку. Каролина блистала в обществе, и в неё был влюблён наш поэт, но она вышла за драгуна, и они расстались. Между прочим, сестра этой отчаянной авантюристки, графиня Ганская, во втором браке была женою Бальзака. Татьяна Андреевна припомнила, что у её киевского дядюшки сохранялся портрет Пушкина."

   Конечно, это художественное произведение, вымысел здесь уместен, но речь в нем идет о действительно существовавших людях: Каролине Собанской и ее правнучке. А также говорится о портрете Каролины,  который так поразил его правнучку. Но существовали ли  в действительности правнучка? Как выяснилось,  существовала. Но ее прадедом был не Чирков, как пишет писатель, а первый муж Каролины - Иероним Собанский.

  " Прадед актрисы, некто Чирков ", упомянутый в романе - это действительно существовавшее лицо. Фамилия второго мужа Каролины Собанской - Чиркович, но иногда его называли Чирковым. За него Каролина вышла замуж второй раз после развода с Иеронимом Собанским и расставания со своим  гражданским мужем Иваном Осиповичем Виттом.
 
   В 1836 г. она вышла замуж за Степана Христофоровича Чирковича, серба по происхождению, служившего адъютантом Витта. Эту должность ему пришлось оставить, после чего он долго не мог получить новой. Несколько лет супруги  провели в имении покровительницы   теософа Чирковича -  мистически настроенной  княгини  Голицыной в Кореизе. Лишь в 1841 г. Чирковича зачисляют в канцелярию графа Воронцова. В 1845 г. он становится вице-губернатором Бессарабии, но год спустя его здоровье ухудшается, он выходит в отставку и вскоре умирает.  Детей в этом браке не было. Следовательно, не было и правнучки, поразившейся красоте портрета прабабки по Паустовскому.

   Итак, от Чирковича детей не было. Но от первого мужа Каролины, как его называют в литературе, " старика " Иеронима Собанского была дочь Констанция, у нее, в свою очередь, была дочь Мария, а также внучка Изабелла. То есть правнучка все же была, но об этом я расскажу позже.

2. ТАИНСТВЕННЫЙ ПОРТРЕТ.

  Вернемся к таинственному портрету красавицы Каролины, описанному Паустовским. История его неизвестна, но, как утверждает автор, фотография именно с этого портрета опубликована в книге Грейнер. Исследовательница творчества Пушкина Мрочковская-Балашова считает, что он мог быть выполнен в Петербурге в 1829-1830 годах, когда Каролина туда приезжала, известным портретистом Петром Соколовым.

  Петр Федорович Соколов прославился как мастер акварельного портрета, создав целую галерею изображений  людей того времени.  Миниатюры Соколова обычно небольшие по размеру, где-то 20 х 16 см. Вряд ли это могло быть большое  настенное изображение, портрет на стене, как говорится в романе Паустовского.  Но на связь именно с этим портретом указывается и в статье Виктора Глушкова о Руфине Николаевне Грейнер. В конце концов в то время акварели заменяли фотографию. Миниатюрные портреты в рамках стояли на письменных столах, висели на стене в красивых рамках. Но тут важно то, что этот портрет Каролины будто бы хранился именно в Михайловском, а следовательно, мог быть подарен поэту самой Каролиной...


   Приведу здесь некоторые  выдержки из этой статьи:

" Глушков В. Руфа с Каролино-Бугаза  /Виктор Глушков  //Вестник региона.- 1999.- №50.- 24 декабря.

 Мой рассказ будет о семье Грейнеров, живущих в селе Каролино-Бугаз, и в большей мере об интересной женщине — Руфине Николаевне. И как это ни странно, никак нельзя не упомянуть о Каролине Сабанской.
Может, это имя и привлекло когда-то Руфину к этим местам, на берега Черного моря и Днестровского лимана… Усадьба Сабанской находилась на месте нынешней погранзаставы, на излучине шляха.
Проехать было невозможно, чтобы не заглянуть в гостеприимный дом-усадьбу.
Когда-то здесь могли звучать строки поэм Пушкина и сонеты Мицкевича.
Экстравагантная и таинственная Каролина… Это все было.
Мы находимся на том же пригорке, что и в сентябре, когда посещали эти места.
Отсюда открывается привольный вид на Буджакский берег и силуэт Белгород-Днестровской крепости.
К сожалению от усадьбы Сабанской ничего не осталось.
Разве что название!
За которое пришлось тоже бороться. Но об этом будет позже."

 Автор пишет, что познакомился с Руфиной Николаевной в 1993 году в товариществе "Мир Паустовского".

А вот и о портрете:

 " Руфа работает в службе милосердия. Занимается краеведением, историей, ставшего родным ей села.
Мало кому известно, что в 1944 году из этих мест выселили немцев — местных жителей, потомков колонистов. Тогда же переименовали село в Затоку. Станцию стали называть просто — Бугаз.
Началась тяжба по возвращению имени. Прежде всего надо было найти архивы...

И вот исполнилось 10 лет, как этот населенный пункт вновь — Каролино-Бугаз.

Руфа рассказывает о желании местных жителей увековечить память основательницы поселения (на старых картах именуемом как урочище).
Руфа показывает редкий портрет Сабанской, описанный Паустовским в романе «Дым Отечества».
Мы шли по косе, овеваемые необыкновенным воздушным «коктейлем», настоянным на многотравье, запахов моря и лимана.
Это поистине необыкновенный край, ставший для Руфы второй Родиной."

  Вот и все, что сказано в статье о портрете. Руфина Николаевна приводит его в своей книге именно как описанный Паустовским. Возможно, поэтому он известен нам только в черно-белом изображении.

   Но могла ли  видеть  загадочный портрет настоящая правнучка Каролины -Изабелла? Скорее всего, что не могла.

3. ВНУЧКА КАРОЛИНЫ.

   О настоящей внучке Каролины и ее дочери Констанции я нашла интересный материал на сайте Высокое( бывшее Высоко-Литовск).

    Напомню,что у Каролины была единственная дочь от Иеронима Собанского - Констанция Собанская. Родилась она в 1814 году и умерла в 1838 году. Мать намного пережила свою дочь и ее смерть была для Каролины большим горем. Но остались внуки, Мария и Павел. О Павле мало что известно, а вот внучка Мария Констанция оставила по себе память  как деятельная женщина, добившаяся много в управлении имениями. К сожалению, ее портрет тоже пропал. Здесь приводится только его описание.

    Материал с сайта Высоко-Литовска, в котором речь идет о портрете внучки Каролины:   

"   Мария Констанция (Мария – Ксавери – Пелагея) из Сапег Потоцкая.
(родилась 27 декабря 1837 года в Высоко-Литовске,умерла в Швейцарии г. Биарриц 29 марта 1923 года.)
      Самая известная для Высокого личность.

   Но до недавнего времени  не было известно для широкой публики ни одно её изображение. Марией Потоцкой называли молодую женщину в белом платье на фоне дворца с фотографий 1930-х годов, несмотря на то, что ей к этому времени было бы уже девять десятков лет.
     Сначала наши поиски изображений Марии увенчались только утерянным портретом.

     В коллекции Смоленского государственного музея-заповедника до второй мировой войны, находился портрет Марии Потоцкой, урожденной Сапега. Во время оккупации был вывезен в Германию, числится в списке утраченных культурных ценностей. В музее числился под инвентарным (учетным) номером COM ПN-1799, МК-1993. Написан на бумаге, размер 20 х 16 см, техника исполнения акварель, гуашь. Место создания Варшава в 1857 году. Автор Леонард Стражинский (Straszynski). Описание: В овале. Погрудный, в повороте 3/4 вправо. С пышной прической и кружевным воротником.

     Эта ниточка подвигла нас обратиться к руководству вышеуказанного музея, где как мы и ожидали, до сих пор хранится много интересного, в том числе и касающееся и «наших» Сапег. На просьбу ознакомиться с содержанием фондов, был получен официальный ответ, что перепись всех фондов не проводилась, поэтому они не знают, что у них есть в наличии. Но к ответу была приложена статья Л.Танаевой «Польские портреты в Смоленском музее», где говорится: «В фондах Смоленского областного музея хранится большая группа живописных произведений, связанных с польской культурой. Основу этой коллекции составляют разрозненные портретные галереи двух крупных магнатских династий Речи Посполитой – Пацев и Сапег, а также портреты Цецарских, Бернацких и другие, не имеющие ни гербов, ни надписей, но по своему стилю относящиеся к этой же группе произведений…»

    Итак, Мария Констанция Сапега родилась 27 декабря 1837 года в Высоко-Литовске. Вероятно, вскоре после рождения дочери, умерла её мать Констанция из Собанских.( На коллаже приводится фотография с портрета Констанции с сыном Павлом ( миниатюра 1838 год ), а также фотографический  портрет Марии Констанции. )

   Отец Марии уже через три года после её рождения женился опять. Эти жизненные обстоятельства, вероятно, сыграли важную роль в формировании её характера и в последующем нашли отражение в её бурной деятельности. Она боролась за свои права и смогла достигнуть очень многого.

   Дед Марии, Иероним Собанский, после развода с первой женой Каролиной Ржевуской ( бабушкой Марии ),  женился второй раз и разделил своё добро между сыновьями и дочерьми от второго брака. Так же Собанским кроме всего прочего принадлежало имение Балановка (сейчас территория Украины).

   « Внучка Мария, подала иск, который благополучно выиграла в 1855 году, став полноправной владелицей Балановки. » (Тогда ей было всего 18 лет.)
   Отец Марии, Франтишек Ксаверий Сапега, владелец Высоковского имения, после восстания 1831 года жил во Франции.
   После смерти отца и своего родного брата Иосифа-Иеронима-Павла Сапеги, как видно из акта от 16 мая 1874 года, местечко Высоко-Литовск становится полной собственностью Марии Потоцкой. 8 апреля 1919 года Мария подписала акт дарения имения вместе с местечком своему сыну  Якубу-Ксаверию- Александру Потоцкому.
    Мария Констанция Сапега вышла замуж за Станислава Потоцкого (1824-1887).
У них родилось двое детей: Якуб (26.01.1863-28.09.1934), последний владелец Высоковского имения, и Изабелла (02.04.1864 - 21.03.1883).  Изабелла получила в приданое огромный замок в Ланцуте, но очень скоро после свадьбы с Романом Потоцким её не стало. Замок остался мужу и один из немногих сохранился до наших дней.

    В своих имениях Мария вела очень интенсивную хозяйственную деятельность. Разводили лучшие породы скота, выращивали самые эффективные сельскохозяйственные культуры, действовали промышленно-сельскохозяйственные предприятия. Но высшая заслуга хозяйства была образцовая в каждом отношении продукция и селекция отборных семян. Кроме этого, во дворце были собраны очень ценные произведения искусства. Это подтверждают уникальные фотографии интерьеров Высоковского дворца."

    Итак, настоящая внучка Каролины существовала, но, судя по всему со своей знаменитой бабкой не общалась, да и сама Каролина в то время проживала в Париже со своим четвертым мужем поэтом Лакруа. Каролина прожила долгую жизнь, чего не скажешь о ее настоящей правнучке...

   Недавно я нашла фотографию правнучки Каролины - Изабеллы Потоцкой, на которой она изображена вместе с мужем Романом Потоцким. Красивая девушка с длинной русой косой и приятный молодой человек. Перешли ли к ней фамильные черты, мы не знаем. Во всяком случае на портрет, приведенный в книге Грейнер, Изабелла не похожа...
   Зато, на мой взгляд, она похожа на свою вторую прабабку - Пелагею Розу Потоцкую Сангушко...

4.  ЕЩЕ ОДНА БАБУШКА.

   Нельзя здесь не рассказать о второй бабушке Марии - Пелагее Розе Потоцкой. Соответственно, прабабушке Изабеллы. Ее портреты сохранились, передав все ее обаяние и красоту. Особенно прекрасны портреты, исполненные известной портретисткой  Виже - Лебрен, например, знаменитая картина под названием
" Деречинская танцовщица ".

   Если судить по фотографии, правнучка Изабелла больше  похожа на  Пелагею Розу, не отличавшуюся классическими чертами лица, но по - своему миловидную и обаятельную. Внучка с роскошной косой и мягкими чертами лица похожа на нее.

    Воспользуюсь материалами сайта Высокое, где в далекие времена проживала  красавица Пелагея Потоцкая.

 " Пелагея Роза Потоцкая (31 августа 1775 — 1846).

   Пелагея, дочь известного Станислава Потоцкого (1752-1805) и Жозефины Амалии Мнишек, выросла в Тульчине, где её отец, попутешествовав по Европе, построил прекрасный дворец, разбил большой парк и воплощал много новшеств в ведение сельского хозяйства и не только.
   Именно её, «чрезвычайно красивую, скромную, милосердную и интеллигентную» выбрал в жёны Франтишек Сапега, один из самых богатых женихов того времени. В 1793 году состоялась шикарная свадьба.
   В первый год совместной жизни супруг пригласил в Деречин известную художницу Мари Элизабет Луизу Виже-Лебрен, которая писала портреты европейских монархов и других очень известных личностей. Художница не заставляла молодую хозяйку позировать, делала наброски во время вечеринок и балов. (М. Скобла Дзерэчанскi )
  Сохранилось несколько портретов Пелагеи  кисти этой талантливой художницы.
Жёлтый зал Королевского дворца в Варшаве. В этом зале Станислав Август Понятовский в 1771-1782 годах собирал поэтов, писателей, учёных на известные «четверговые обеды». На стенах висят портреты некоторых участников этих встреч.
  В середине ХХ века в этом зале над камином занял почётное место знаменитый портрет Пелагеи. «Деречинская Терпсихора» находится в Королевском замке в Варшаве. Сейчас это собственность Королевского замка( с 1987 года.)

  Но брак  Пелагеи с Франтишком не был счастливый.   После развода, она жила в Варшаве вместе с доченькой Анелой. Её апартаменты на улице Орлей, были «довольно  тесны, но оформлены с удивительным вкусом».
  В апартаментах Пелагеи бурлила жизнь. Не было недели без приёмов и балов. Постоянно бывали на них родственники и родные (сестры и братья) Пелагеи.

  Из мужчин бывал Павел Сапега (1781-1855), её будущий супруг. Примерно в 1806 году они поженились. Первый муж переписал Пелагее имение в Высоком, и «немного» денег.
  В то время как её второй супруг помогал Наполеону вновь занять французский престол (1815 год), Пелагея начала строительство нового дворца в Высоком.
С Павлом Сапегой Пелагея родила двоих сыновей: Франтишка Ксаверия и Леона.
  Высоковское имение унаследовал Франтишек Ксаверий. В 1831 году за его участие в восстании фамильное добро конфисковали.
  17 октября 1832 года, всё тот же Франтишек Ксаверий, взял в жёны Констанцию Собанскую, которая родилась в недалёкой от Высокого  в деревне Миньковичи.
В их совместном союзе родилось двое детей. Павел и Мария Констанция. Именно Мария, вслед за своей бабушкой Пелагеей, оставила большой след на Высоковской земле.
  Пелагея фанатично увлеклась обществом Мальтийского ордена.  Умерла и похоронена в Париже."

   Вот все, что я нашла о второй прабабке Изабеллы, портреты которой сохранились. Но был еще и прадед - Иероним Собанский, память о котором сохранилась в истории благодаря его первой жене Каролине.

5. ПРАДЕД.

   Его принято считать пятидесятилетним старичком, женившимся на юной красавице Каролине. Но это все благодаря неправильно указанной дате рождения -1761 год. На самом деле надпись на мраморной плите в фамильном склепе Собанских в Чечельниках указывает даты его жизни: 1781-1845 года. То есть, он ровесник знаменитого гражданского мужа Каролины Ивана Осиповича Витта. За эту связь Каролину осуждала вся семья, которая горячо приветствовала ее второй брак с  Степаном Христофоровичем Чирковичем. Во всяком случае известно, что он был крестным отцом одного из детей Полины Ризнич, сестры Каролины.

    Иероним Собанский после развода с Каролиной в 1825 году женился второй раз. Его женой стала Анна Дзержек. Эта девушка была  намного моложе Каролины  и  с ней он имел множество детей:

 — Станислава — Исидора  (1827 -1884)
 - Мечислава (1830-1889)
 - Казимера (1832-1888)
 - Марцелия (1833-около 1900)

  А также дочь Изабеллу, вышедшую замуж за Владимира Свейковского,  предводителя дворянства Волынской губернии;
  Ольгу — вышедшую за Стефана Грохольского; Ядвигу и Людмилу, незамужних.

  Как видим, у покинутого мужа Каролины детей было великое множество, и ему пришлось делить имущество между ними.

  Интересно, что ни одному из детей от второй жены Балановка не досталась, ее сумела отсудить восемнадцатилетняя Мария  Ксаверьевна Потоцкая, внучка от первого брака с Каролиной Собанской- Чиркович- Лакруа по последнему мужу.
Наследство свое Иероним разделил меж сыновей, а дочкам достались крупные суммы наличными.

  Вот такая история бабушек, внучек, правнучек. Возможно, она канула бы в лету, если бы  не упоминание о  неизвестном ранее портрете знаменитой Каролины Собанской.


НА КОЛЛАЖЕ: ВЕРХНИЙ РЯД ПЕЛАГЕЯ РОЗА ПОТОЦКАЯ САНГУШКО НА ПОТРЕТЕ КИСТИ ВИЖЕ-ЛЕБРЕН, ПОРТРЕТ-МИНИАТЮРА КОНСТАНЦИЯ -ДОЧЬ КАРОЛИНЫ С СЫНОМ ПАВЛОМ, "ДЕРЕЧИНСКАЯ ТЕРПСИХОРА"

НИЖНИЙ РЯД: ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МАРИИ КСАВЕРЬЕВНЫ ПОТОЦКОЙ, НАИЗВЕСТНЫЙ ПОРТРЕТ КАРОЛИНЫ СОБАНСКОЙ, ПРИВЕДЕННЫЙ В КНИГЕ РУФИНЫ ГРЕЙНЕР, РЯДОМ ФОТОГРАФИЯ ПРАВНУЧКИ ИЗАБЕЛЛЫ ПОТОЦКОЙ С МУЖЕМ РОМАНОМ ПОТОЦКИМ.