Как я была моделью в детском саду

Валентина Храмова
-Ну ничего общего с современными детьми, ничего общего!- вздохнула Таня. -Ты посмотри, какие взрослые лица, какие усталые взгляды. Сразу видно, эти дети росли в трудное время. А у  наших-то, видела какие? Все хорошо одеты, уверенные, сытые, спокойные, скучные, ничем их не удивишь, всё они больше тебя знают, в гаджетах живут день и ночь.
Таня разглядывала старую фотографию, на которой пятилетние дети из  детского сада выстроились на двух ступеньках старой аллеи в парке. Двадцать два ребенка и одна воспитательница. А наверху фотографии папиной рукой выведена дата: 1963 год.

-А это что за испуганный мальчик с краю в первом ряду?

-Это Егорка.

-Ой, что это он делает?- разглядывает  его Таня .

- Он держит… ээ… держится изо  всех сил, чтобы не описаться.

- Боже! А почему он не пописал до фотографирования?

Таня не ждет ответа и сразу рассматривает других детей.

-А у этой девочки штанишки криво надеты, почти что спали. Ай-яй-яй!

-Это Танюшка, твоя тезка. Она их постоянно подтягивала, а они все время перекручивались. Маленькая, не справилась.

Таня посмотрела на меня с изумлением. Я молча улыбаюсь.

-А ты-то где?- спохватилась Таня. Потом увидев меня, охнула и закатилась хохотом.

-Ой, я не могу! Ты тоже писать хотела, что ли? Ноги-то как поставила! Ха-ха-ха!
Слушай, я сначала на их лица внимание обратила, а теперь пригляделась и поражаюсь, почему все дети такие неряшлевые? Что ты молчишь?
 
 Я беру у нее  фотографию и вглядываюсь в знакомые лица.
 Да, не приглажены. Все в мятом. Все наши мамы работали с раннего утра до позднего вечера, моя мама приезжала на последнем автобусе в первом часу ночи. Потом стирала, готовила, почти под утро ложилась спать. А утром, первым автобусом,  к семи на работу. Я  по утрам снимала  с веревки выстиранное платьице, одевалась  и сама шла в детский сад.  По счастью, мы  жили рядом.
 Да, в  стареньком и заношенном. Только у Сережи новая полосатая рубашка. И у Димы  клетчатый костюмчик, который  его мама перешила из папиной рубахи. Все остальные носили то, что осталось от сестер и братьев. На мне вытянувшаяся кофточка, когда-то принадлежавшая дочке  маминой напарницы.
Да, я помню. Помню этот день. Как-то так получается, что моя память очень выборочно запечатлевает  какие-то дни до мельчайших подробностей, особенно из детства, а какие-то моменты  моей жизни абсолютно стираются. И стираются так основательно, что, когда мне рассказывают что-то обо мне, я слушаю и поражаюсь: это было со мной?!
А этот день я помню.
 За обедом  Ирина Васильевна громко объявила, то сегодня мы пойдем в  "Детский  парк" и нас  там будут фотографировать вместо младшей группы, для которой пригласили фотографа. А так как  в младшую группу пришли проверять зрение, а у нас  еще вчера проверили, то  фотографируют нас.  Деньги за фотографии надо будет принести на следующей неделе. После обеда пусть все пойдут  умыться, потом подойдут к нянечке тете Ларисе и она всех причешет.
Мы быстро пообедали, а потом, толкаясь и обливаясь  в туалете, бежали к тете Ларисе, потому что все хотели скорее пойти в парк.
 Тетя Лариса была  серьезная. И у нее был большой  гнутый гребешок, который она вынула из своих седых волос, тщательно промыла его  хозяйственным мылом, обтерла подолом своего белого халата, уселась на табуретку и зыркнув на нас с высоты своего могучего телосложения, гаркнула:

-Ну?

Первыми подходили мальчишки. С ними она справлялась мигом. Раз!- и готов, челка приглажена.

- Кого причесала- мойте колени!- гремела тетя Лариса на мальчишек.

Потом   бралась за девочек. Она  ставила  нас  между своих  больших  колен и расплетая косы, ворчала:

-Ну кто вас, таких охламонок, замуж-то возьмет? Самим пора учиться косы заплетать.  Мамки с утра пораньше на работе, а вы выросли такие здоровые девки, а не заплестись, не помыться. Стой, не дергайся, сейчас расчешу твой клубень.

И она тщательно расчесывала наши непослушные и всклоченные волосы, вплетала в них выпавшие ленты, застегивала замки и пуговицы  на кофточках. Потом дала мальчикам и девочкам по  мокрой тряпке и приказала всем протереть свою обувь.
Вымытые и причесанные мы  гуськом пошли в "Детский парк". Он был напротив детского сада, надо только дорогу  перейти. На тропинке парка  наш ждал строгий дяденька с фотоаппаратом.

-Опаздываете, товарищи!- недовольно выговорил он Ирине Васильевне. –У меня еще съемка на Мясокомбинате сегодня.

-Простите нас, пожалуйста, -извинялась Ирина Васильевна,-  дети не были готовы, пришлось их приводить в порядок.

Фотограф еще что-то проворчал, но Ирина Васильевна быстро принялась нас выстраивать на лесенке. Сначала выстроила всех по росту. Но фотографу не понравилось  и он сам  решил всех расставить  по-своему.
 Егорка пошел в сторону кустов, но дяденька громко гаркнул:

-А ну вернись, сейчас сфотографирую и потом разбредайтесь себе, у меня время выходит, мне  давно надо на автобус  бежать.
Егорка поморщился:

-Я писать…

-Терпи, держи пока, чтоб не протекло,- хохотнул дядька.

Ирина Васильевна хлопнула в ладоши и сказала:

-Дети, сейчас мы быстренько сфотографируемся, а потом пойдем на качели.

Ради качелей  мы решили потерпеть. И тут я вспомнила разговор мамы и соседки тети Кати.  Они рассматривали  журнал мод и восхищались стройными манекенщицами.  А  тетя Катя говорила, что модели умеют красиво и правильно стоять, когда их фотографируют, поэтому и выглядят такими  стройными.  За секунду до щелчка затвора я быстро переставила ноги. Красиво переставила, крестиком.
Когда папа забирал фотографию, он ворчал:

-Ну неужели нельзя было встать прямо? Вот зачем ты ноги скрестила?

-Я хотела быть красивой.

-Ну и пусть будет так, зато чистая и причесанная,- сказала мама.

И с этим не поспоришь.