Банька

Татьяна Полякова Нея
13.08.16 и 15.02.17
     Наконец-то мы отремонтировали баню. Потребовалось всего-то  три дня и три года. Три года чтобы разрушить всё гнилое и старое и долго к ней не подходить (благо, что она находится на другом конце деревни у речки). И три дня, чтобы положить  последние важные штрихи (опускаю декабрьские пару недель основного ремонта). Итак, 7 августа 2016 года состоялось её открытие. Случилось это как раз к приезду тёти Риты из Калужской области. Баня получилась по деревенским меркам шик-блеск! Полы в предбаннике новые строганые золотистые. По ним новый же домотканый половичок - подарок Серёжиной бабушки Анастасии Степановны,   жившей на Урале в селе Троицком. Тут же новые лавки. По бревенчатым стенам - вешалки из коряг, а на передней - против двери - деревянная резная рама с зеркальцами разных размеров и со всякими берестяными плошечками на полке, вплоть до солонки из бересты "Домовёнок". На лавке в уголке - дубовая кадочка с брусникой. Старая дверь в моечное отделение тоже обрамлена резными досками - память о моей недолгой работе в ПТУ. В самой баньке стены до половины обшиты строганной осиновой доской (Взяла из тех, что приготовила на ульи. На всё хватит - не парюсь!) Пол из керамической плитки, слив с оголовком, чтоб не задувало из ямки, сооруженной из шин за пределами бани. На полу лёгкий решетчатый настил из вагонки. Тазы сверкают чистотой, в уголке удобно пристроились новые пластиковые для ног. ПолОк и лавки радуют светлой новой доской. Печь покрашена водоэмульсионкой. Вмурованный в неё котёл для горячей воды закрыт круглой деревянной крышкой с затейливо изогнутой ручкой - сучком; узкие баки и вёдра для холодной стоят рядком на лавке у входа, никому не мешая. А в речушке сын со снохой сделали место для купания, обрубив обильные водоросли, излазив её  для этой цели вдоль и поперёк в "сапогах по шею". На дне там оказался жёлтый песок - красота!
    Я очень переживала о том, как же мне натопить баньку. На улице, слава богу, стояла в этот день неимоверная жарища, что мне было на руку: ведь я  самостоятельно топила баню первый раз в жизни! Разведя огонь, я ещё раз убедилась в том, что тяга в трубе есть - мы же начали всё с ремонта трубы, которая дымила. Дальше с волнением стала наблюдать, как нагревается вода и прогревается сама банька, периодически подкидывая дровишки. Заметив, что вода нагревается быстрее, чем сама печка, я стала унимать кипение воды в котле, добавляя туда по чуть-чуть холодной. Когда же, наконец, вода в который раз закипела "в ключ", я полностью сдвинула крышку - баня наполнилась паром, и моментально в ней стало жарко. Интуиция подсказала мне, что можно мыться! Трубу я до конца не закрыла, дабы не угореть. Медленно и осторожно, как бы осваивая новое жизненное пространство, я начала совершать все последовательные действия этого обряда... А обжившись, уже плескалась и намывалась с восторгом и благоговением. Чем дольше я мылась, тем больше ощущала волшебство парной баньки по-русски. Чувства не описать словами.  А чтобы завершилось это сакральное действо на самом верху блаженства, для ополаскивания ждал всех полный таз настоя из сухих и свежих трав и берёзовых листьев. 
    Выходя периодически посидеть в предбанник, я любовалась то половичком в яркую полоску, то видом из открытой настеж двери, где кусочек зелёного мира природы, ярко освещённый солнцем, любовно шептал мне: "Здравствуй, чистый человек!" (немного жаль, что это был не муж... Кто ж знал, когда надо было начинать мыться...) Налетавший в предбанник неизвестно откуда ветерок (поняла: из щелей крыши, в предбаннике нет потолка) подсказывал мне, что я хорошо натопила баньку, ибо она жарче, чем  послеобеденный раскалённый воздух. Я была счастлива. Ремонт закончен. Он был сделан нами "от" и "до" самостоятельно. И моё личное участие было буквально на каждом этапе ремонта.
   После, когда я увидела умиротворённые лица молчаливо и расслабленно идущих из бани мне навстречу мамы со своей сестрицей, я поняла, что им тоже всё понравилось. А когда хорошо - не нужны слова.

 ("После, когда я увидела умиротворённые лица молчаливо и расслабленно идущих из бани мне навстречу мамы со своей сестрицей, которые к тому же загадочно улыбались, я кинулась в предбанник к бидончику с медовухой и поняла, что им тоже всё понравилось. А когда хорошо - не нужны слова" - подкорректировал мой дружок Серёжа)