Святые земли Верхотурской

Любовь Огарь
     «Господи! Возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея». (Псал.25:8)

Как – то лет 15 назад,  читая книгу о сибирских святых, открыла для себя нового святого, о котором и не знала и не слышала раньше.  Им  оказался Святой Праведный Симеон Верхотурский. К нему у меня  появилось ощущение тепла,  и такое чувство было, как-будто я с ним знакома. Но, он, же родился, как предполагают, около 1607 года и умер в 1642 году. Конечно, наши души приходят на землю не один раз и получается, что через века мы можем почувствовать ту или иную родственную душу. У меня не раз в этой жизни встречались люди, с которыми виделась первый раз, а ощущения были, что мы знакомы «сто лет», как говорят.
     Заинтересовавшись городом Верхотурье, я зашла на сайт и узнала, что «Верхотурье возникло в 1597 году на Бабиновской дороге, соединившей Россию с Сибирью. Ранее на этом месте был старинный, но к тому времени уже заброшенный вогульский город Неромкар. На протяжении более 150 лет Верхотурье играло важнейшую роль на Бабиновской дороге. Здесь была главная крепость на дороге в Сибирь. В 1600 году в Верхотурье учредили таможню. Со всех перевозимых по Бабиновской дороге товаров собирались пошлины. Благодаря этому город быстро развивался, здесь возводились красивые каменные здания»…
 Читая житиё святого, узнала  о том, что Симеон, покинув свой родительский кров, облюбовал себе место на берегу реки Туры в селе Меркушино,  занимался портновским ремеслом, ловил рыбу для пропитания, учил бедных вере к Богу,  чтобы спасти свою душу. Мне так запало это всё в душу и захотелось там побывать. Но время шло и только через 10 лет мы с друзьями на машинах решили поехать по святым местам Урала. Посетили  женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и мужской монастырь во имя святых царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме (об этом я уже писала на страницах журнала Ковчега). И дальше путь наш был в Верхотурье. От Ганиной Ямы выехали на трассу Нижнего Тагила в сторону Серова, доехали до поворота на Верхотурье, где установлен постамент с названием города, увенчанный тремя куполами. От поворота до города было около 20 км.  Доехали быстро. Город Верхотурье – оказался маленьким городком сельского типа, расположенный по обеим сторонам реки Туры, а связывает их два старинных канатных моста с бревенчатыми опорами.
 Проехав по одному из мостов через речку, сразу увидели монастырь. Расположенный на высокой возвышенности, монастырь смотрелся величаво на фоне чисто голубого неба. В свете фонарей  ярче сверкали купола, и слышалось пение птиц.
 Уже смеркалось, время было около 10 вечера. Ворота мужского Свято-Николаевского монастыря были открыты и мы решили войти. Конечно, все храмы были закрыты, кроме одного главного Крестовоздвиженского собора, куда мы и вошли. Крестовоздвиженский собор, как мы позже узнали, третий по объёму церковью России, уступающий только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге. В середине храма увидели раку с мощами, мы ещё не знали, чьи это мощи. Но ноги наши непроизвольно сами направили нас к ним. Подойдя к раке, увидев сверху лежащие руки, появилось какое-то трепетное чувство, преклоняясь губами, в этот момент ощутила тепло, то самое, которое почувствовала во время чтения.  Показалось, что произошла встреча прошлого с настоящим. Ну, вот и встретились. Появилась лёгкость внутри. В храме никого не было, кроме несколько паломников, которые укладывались спать здесь же. Догорали свечи, стояла необъяснимая тишина, словно шёл безмолвный разговор между миром живым и духовным.
 Когда то здесь над ракой возвышалась сень, подаренная семьёй Романовых, но она не сохранилась до наших дней. А впервые царь Николай 2 узнал о святом праведнике Симеоне Верхотурском от старца Григория Распутина в 1906году, когда он впервые появился в Санкт-Петербурге. Старец подарил семье Романовых образ святого праведного Симеона и с тех пор они покровительствовали мужскому монастырю в Верхотурье.
«Примечательная деталь: среди икон, сопровождавших семью отрёкшегося императора Николая 2 в её скитаниях, были две с изображением  Симеона Верхотурского».
Выйдя из ворот монастыря, мы решили немного прогуляться. Вечер был тихий и тёплый, всё-таки июль месяц. Увидев канатный деревянный мостик, направились к нему. На мостике отдыхали люди, в буквальном смысле слова, несколько групп  расположились на мостике, свесив ноги, и тихо беседовали.  Многие стояли, облокотившись на канат, разговаривая. Прогуливались парочки. И мы решили перед сном немного постоять на мостике у воды. Оглядевшись, увидели вдали купола и решили завтра обязательно посмотреть. Спали в машинах. Позавтракав, поехали в сторону куполов. У местных уточнили дорогу, оказывается это была Ново-покровская церковь Покровского женского монастыря. Первыми подъехала машина наших друзей, мы не успели оглянуться, а они уже были в церкви. Мы удивились, обычно ждём друг друга. Когда мы зашли, Сергей уже стоял у раки с мощами. Находившаяся монашка рассказала нам и показала икону чудотворный образ  Божией Матери «Умиление» и икону блаженного Косьмы, калеки, Христа ради юродивого. К нам подошёл Сергей, и мы поняли, что с ним что-то произошло. А в это время мы слушали историю о блаженном. История нас глубоко тронула, и под этим впечатлением подходили к раке. Его руки с тонкими длинными пальцами тоже лежали на поверхности. Как то всё необычно было для нас, преклонившись с глубоким почтением к блаженному и калеке Косьмы. В храме было необыкновенно тихо,   горели всего две-три свечки, только что зажжённые. Рядом мы поставили свои  и немного постояв,  отправились в дорогу. Мы решили посетить село Меркушино, проехав дорогой, по которой несли до Верхотурья гроб с мощами святого Симеона. Из истории, которую нам рассказала монашка, мы узнали, что на пути нам будут встречаться места отмеченные знаками стоянки гроба с мощами. В 1704г. были построены часовенки  и храмы, но в данное время стояли столики с навесами, а сбоку кресты. Рядом находилась лавочка для путников. Не доезжая до села Меркушино, увидели Поклонный Крест и храм  Всех Святых Урала и Сибири, мы свернули с дороги. Пешком по тропинке подошли к Поклонному Кресту, это место, где раньше находилась часовня, и молился часто св. Симеон. Дальше тропинка вела к речке Туры, где находится камень и по преданию здесь сидел и ловил рыбу св. Симеон. Мы посидели на этом камне, сфотографировались. Было спокойно на душе и хорошо, лёгкий тёплый ветерок слегка обдувал нас. Отдохнув, мы направились к машинам и поехали дальше. Но дело в том, что наша  машина «Нива» ехала первая 60 - 80 км. в час. А у друзей машина может ехать со скоростью 140 км. в час. От Верхотурья до Меркушино мы ехали медленно, и друзья плелись за нами, сами не понимая почему, хотя в любое время могли нас обогнать. Приехав в Меркушино, они подошли к нам с вопросом, почему мы так ползли? А мы их спросили - а почему вы нас не обогнали? Ответа ни у кого не было. Только намного позже пришло понимание нашего движения по этой дороге, вспомнив рассказ монашки о калеки Косьмы. Мы, как бы повторили путь перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского из Меркушино, которое состоялось 12.09.1704 года с молитвами и песнопением крестным ходом. За всеми с больными от рождения ногами полз на коленях  юродивый Косьма. Когда он уставал и не мог дальше ползти, он кричал: «Брате, Симеоне, давай отдохнём!». Гроб в это время вдруг становился неподвижным, и всем приходилось отдыхать. А когда блаженный Косьма мог продолжить свой путь, гроб с лёгкостью поднимали и несли дальше. И так проходил весь путь, когда Косьма уставал, опять гроб становился неподвижным. Вот нам и ответ.
Село Меркушино увидели издалека. Именно здесь в уральском селе в 17 веке жил святой праведный Симеон Верхотурский, помогая жителям прийти к вере, давая им советы в лечении от различной болезни, бесплатно обшивая их, наизусть рассказывал истории из Нового и старого Завета. Но откуда он пришёл в эти глухие уральские места, никто не знал. Ушёл из жизни праведник  молодым, в возрасте примерно 35 лет в 1642г. Прошло 50 лет, все забыли о праведнике Симеоне,  и вдруг, в 1692г. «гроб праведника с нетленными  останками его, видимыми сквозь щели гробовой крышки, стал, к изумлению меркушинцев, восходить от земли и появился поверх могилы. Из гроба шло благоухание. Вскоре от мощей праведника, в селе Меркушино, стали истекать благодать исцелений».   После обретения мощей, из опустевшей могилы Симеона Верхотурского, забил источник со святой водой. Все эти чудеса происходили во времена царствования царя Петра 1.
 «А спустя три столетия святая меркушинская земля изнесла из недр своих нетленные мощи ещё одного угодника Божия – священномученика Константина».
«Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря расположено на берегу реки Тура, оно включает в себя 2 храма, соединённых между собой, галереей: Симеоновский и Михайло-Архангельский. Симеоновский храм был построен на том месте, где гроб святого Симеона подняло источником воды через 50 лет его захоронения. Алтарь расположен над гробницей, в которой находится святой источник». Здесь набирают паломники святой водички для лечения.  Вода, набранная в любую ёмкость, хранится несколько лет.
Когда мы зашли в храм сначала в Симеоновский через галерею, нашему восхищению внутренней отделки  храма не было предела. Мы по очереди по ступенькам спустились вниз к источнику, набрав в  ёмкости водички, немного постояли , прислушиваясь к журчанию воды.
Через галерею мы прошли в храм  Архистратига Михаила, и встали как вкопанные при входе. Мы увидели красоту оформления храма, золото, серебро переплетались с уральскими камнями, но в основном преобладало украшение из малахита. Колонны, сама рака Константина была в серебре и малахите. «Работа по созданию раки для мощей священномученика Константина велась около двух лет. Изготовленная уральскими мастерами, она производит удивительное впечатление. Чувствуется в нём и мощь, и изящество. И то, что сделана эта вещь  не просто искусно, но что гораздо важнее – с любовью и благоговением». Вот такая информация о раке изложена в книге «Священномученик    Константин Меркушинский». Это было восхитительное зрелище для нас, и радовало глаз. И когда мы подошли к раке, с удивлением увидели, что на поверхности  лежали также руки, с гибкими пальцами, и это было заметно. Это было чудо, ты словно преклоняешься перед живым.
 Священника Константина расстреляли в июле 1918г. якобы за то, что он повёл народ против власти. А это был всего лишь крестный ход из Меркушино к мощам святого Симеона Верхотурского. Но красноармейцы встретили крестьян огнём и те разбежались, а священника арестовали. Через 10 дней привели приговор в исполнение. Отцу Константину тогда было всего 22 года.
Прошли годы и «31 мая 2002 года,  спустя  84 года, на площадке, которую расчищали от строительного мусора, экскаватором задели могилу – крышка гроба откинулась … и все увидели  нетленные мощи в полном иерейском облачении». Было понятно, что это был священник, и в гробу ещё находилось хорошо сохранившееся Евангелие. В то время, назвали это чудом, так как  по этому месту,  где находилась могила, не раз проезжали самосвалы с грузом мусора.
Мощи решили переоблачить, думая, что придётся разрезать  новые богослужебные одежды, но оказалось, что руки священника сгибались легко. «В наше время архиепископ Екатеринбургский  и Верхотурский Викентий, увидев в первый раз честные останки святого Константина, потрясённый проговорил: «Это настоящие мощи, как в Киево-Печёрской Лавре!» Через 300 лет, эти же слова, произнесённые перед мощами Симеона Верхотурского, снова повторились
     Мы ещё долго находились в Меркушино,  наблюдая за красотой разбитых цветников с прекрасными цветами и было приятно находиться здесь, ощущая благодать этой земли.
     Недалеко стояли палатки со столиками, где можно покушать.
     Пообедав, отправились обратно, той же дорогой. Путь наш лежал на  г. Тобольск.

    Хочется добавить словами Архимандрита Тихона из книги «Несвятые-святые»  - «Что может связывать нас паломников со святыми, ушедшими в мир иной, в тот момент, когда появляется  интерес узнать о их жизни, святости. Задав вопрос, получаешь ответ.  Любовь внутренняя связывает святых с живущими на земле. Любовь находится в каждом из нас, но только просыпается у каждого по-своему. Любовь можно найти в молитве, описании жития святых, в слове, которое несём в стихах и прозах, к принятию ближнего и врагов, к природе. Это и много другое – Любовь!»