Встреча с одноклассниками

Елена Мороз 4
  Никогда не думала, что мое прощание с одноклассниками затянется на долгие годы, длиною почти в сорок лет. Не чаяла уже свидеться, но судьба подарила мне еще один шанс. И вот долгая, от моего безудержного нетерпения и страстно ожидаемой встречи с друзьями детства и юности, дорога поездом, затем на автобусе с пересечением государственной границы, которая появилась за эти годы там, где ее вообще не должно было быть. Наконец -то я дома, на Херсонщине. Трепетно бъется сердце, нервную дрожь во всем теле не унять, так давно я стремилась сюда, так хотелось еще хоть один разок побывать здесь. Каждая клеточка моя отзывается болью и радостью одновременно. Болью потому, что самые родные мои мамочка и папа, младшая сестренка Галэсочка (так называла ее только я), бабушка Ксения, любимый дядечка Витя и крестная уже никогда не смогут встретить меня радостно, обнять, обласкать и спросить:" Как же вы там живете в своей Сибири? Не мерзнете?" Радостью потому, что вновь увижу друзей детства и юности, лучших в мире одноклассников, ставших теперь едва ли не единственным мостиком, соединяющим наши государства, как странно это не звучит, когда-то все было общим и неделимым с одной самой главной столицей Родины.

     Вначале решила повидать  своих родных, сделать теперь это стало проще,  сейчас они все обитают по одному адресу-кладбище...

    Горестные мои гостины затянулись надолго, хотелось рассказать о моем житье-бытье, о новостях семейных, о новых родственниках, появившихся уже без них-зятьях, внучке, о главной утрате моей семьи-сыне. Уходить не спешила, понимая, что второго свидания уже может и не произойти: жизнь развела наши мосты, которые соединяются теперь не всегда, когда хочется. Медленно побрела к выходу, то и дело встречая на могильных фотографиях знакомые лица. Подошла к своей любимой учительнице, Надежде Филипповне, которая привила мне ту огромную любовь к языку и литературе, что сделала нас  коллегами.

А здесь свой последний приют обрел Виктор Иванович Леонов, наш любимый учитель физики, преподавать предмет пришел в наш класс, когда сам был еще не на много старше нас, мы были у него первыми в веренице целых поколений учеников. Все девчонки трёх параллельных классов были тайно в него влюблены, но вскоре появилась в школе очень милая Мила, преподавала язык и литературу, вскоре она и стала его женой. Любой другой женщине мы бы не простили любовных сетей, что заарканили нашего любимчика, ей простили, она была замечательная. Вот теперь здесь и почивают в бозе на пару.Ухожу тихо, дабы не побеспокоить.

Затем ноги сами потянулись по знакомой тропке к моему однокласснику-Валере Бабенко. Присела на скамью, воспоминания нахлынули сами. Шел третий год моей работы в школе. По окончании учебного года я выкупила в нашем райОНО три путевки в учительский пансионат на Черное море.Пансионат был построен в соседнем районе, был довольно скромненьким, зато море-ласковым и теплым.Две недели я прожила радостно и беззаботно там со своими малолетними сестренками-двойняшками, завела множество знакомств, появился воздыхатель из Киева, который вздыхал все чаще и отчаянней, чем ближе был день расставания.

 Наступил прощальный вечер, мы всей толпой двинулись на дискотеку, танцплощадка была забита красивыми загорелыми отдыхающими, воздух напоен необыкновенным ароматом петунии и ночной фиалки. Вдруг во время танца мой взгляд зацепился за высокого красавчика в летной форме. Моему восторгу не было предела, да это же Валерка Боб (Бабенко), которого я не видела с самого окончания школы! Рванулись друг к другу, поцелуи, объятия, радостные возгласы. Оказывается, он отсюда, из Железного Порта, выполняет пассажирские рейсы в Херсон, утром и полетит.Узнав, что утром я уезжаю автобусом тоже, предложил лететь с ним. Но со мной еще две сестренки, он тут же кому-то махнул, подбежала юркая стройненькая девушка в летной форме, которая ее делала просто необыкновенной красавицей. Валера нас познакомил, Юля оказалась его невестой и членом экипажа. Они тут же договорились между собой о бронировании для меня трех мест, и я пошла к своей компании сообщить об этом.

На меня все дружно накинулись, обозвали предательницей и в категорической форме потребовали отказаться от Валериного предложения, мотивируя это тем, что наша тесная компания  сможет  немного продлить  совместное пребывание в автобусе . Да, если честно, и мне было жаль со всеми расставаться досрочно. Короче, отказалась от полета. Утром, после завтрака, наш автопоезд тронулся в путь. По дороге нагорлопанились песен, обменялись адресами и телефонами, и вот я дома.

 Пора распаковывать чемоданы, морская сказка закончилась.
  Всего через полчаса ко мне прибежали две одноклассницы и сообщили, что Валера погиб. Погибли все пассажиры и весь молодежный экипаж...При посадке в Херсоне, диспетчер дал команду взлететь тяжелому военному вертолету, а "мой" АН-2 садился в этот миг, воздушный вихрь захлестнул и  перевернул его, произошел взрыв...

Тогда Валеру мы провожали всем классом...Майя Александровна, наша школьная замша  по воспитательной работе, поручила мне сказать прощальную речь. О, сколько их ещё прозвучит в моей жизни, но та, первая,была самой тяжелой, губы не слушались и кривились, перекашивались, грозя такими и  остаться на всю жизнь, тело судорожно бил нервный озноб, с каждым новым  словом он становился всё сильнее, а в горле, на самом выходе, собирался нечеловеческий вой, готовый от  страшного горя прорезать всю кладбищенскую тишину...


  Из забытья меня вывел чей-то голос: "Лена, ты ли это?" Оказывается, за мной уже довольно долго наблюдал Гасанов Олег,которого все по его просьбе почему-то звали Аликом, и который  тоже учился с нами до 6 класса. Он-то и поведал мне, что кроме Валеры, здесь лежит много наших ребят. А поскольку он здесь ориентировался хорошо, то и стал моим гидом по местным усыпальницам.

 Следующим стал Адён, любимчик всей девичьей части класса . На фотографии он, как и при жизни, весел и неотразим, все те же две лукавые ямочки на щеках , тот же веселый прищур глаз. Андрюшка, что же случилось с тобой? "Довольно глупая смерть", -сказал Олег и рассказал, что Адик с женой и двумя ребятишками возвращались  из гостей, поздравляли отца с днем рождения. Жена захлопнула дверь, а ключ остался в квартире, Андрей и полез через соседский балкон, да поскользнулся, только-что прошел дождь и перила были мокрыми...

Затем поплелись мы проведать нашего Лёню Ивченко, ноги стали ватными от таких новостей. Отчего же умер он, самый крепкий и спортивный парень нашего класса?! "Он не умер. Он погиб", -сказал Гасанов. Ивченко работал начальником уголовного розыска,был грозой для всей местной и заезжей швали, ему лицом к лицу пришлось  столкнуться с махровым бандитом и принять огонь на себя, прикрывая собой же своих сослуживцев. Здравствуй, милый Лёнечка, и прощай одновременно.

-Постой, Алик, а это же родители Люды Шестаковой, я их очень хорошо знала. Смотри, как странно, умерли в один день.
-Они не умерли, они угорели от угарного газа, такая трагедия, вся Голая Пристань их тогда хоронила. От услышанного по телу пробежала дрожь.


 "А дальше мы пройдем  к Гале Куценко", -помолчав, продолжил  Олег.
 Галка, милая хохотушка наша, только ты так могла заливисто и долго смеяться надо всем, но больше всего над собой.Ну у нее-то было все в порядке, она успешно отучилась в Одесском медицинском, вышла замуж, нарожала детей, талантливо лечила  и протезировала зубки. Но ее организм не сумел противостоять Чернобыльской трагедии.

Чернобыль унес жизни еще и моих друзей -Алеши Деева и  Сережи Запорожца, нашего художника Васи Пасечного, непосредственная и прикольная Лариса Дуженкова скончалась от опухоли головного мозга, Галочку Негрузу, младшую сестренку Люды, рак тоже не помиловал. А вот, слева от тропинки, глаза выхватывают знакомое лицо Вадика,сына  обладательницы самой толстой косы во всей школе, Наташи  Слюсарь, чуть поодаль памятник дочери одноклассницы Людочки Кулиды. Как же горько теперь здесь видеть эти лица.
 

 Слава Вельмякин, он учился в одном классе с моим старшим братом,  погиб  на трассе, догоняя группу своих командных велосипедистов, (тренер за какую-то провинность отстранил его от этого велопробега, а ему очень хотелось участвовать)- врезался во встречную машину...

 Вот и свиделась со многими своими одноклассниками и друзьями уже сегодня, здесь, на кладбище, хотя в планы мои это и не входило. Да, праздника не получилось.

 Ребята, милые мои и родные  одноклассники, простите, что я, ваш комсорг, так долго не могла приехать к вам в гости, чтобы встретиться. Мы встретились сейчас, но горечь встречи этой останется со мной навсегда. Вечная  Вам память и Царствие небесное...
P.S.Внизу справа вторая-"автор".