Его Величество Труд!!! Общеобразовательная лекция

Рамиль Мухамматдинов
                Эпиграф: В поте лица твоего будешь есть хлеб,
                доколе не возвратишься в землю, из
                которой ты взят, ибо прах ты, и в   
                прах возвратишься.
                (Бытие, глава 3, стих 19)

   В одной семье родился малыш, у которого не открывался глаз. Врачи рекомендовали сделать операцию на веко. Пока родители собрались сделать операцию, выяснилось, что зрительный нерв этого глаза начал атрофироваться от бездействия.

   Но зрительный нерв – не единственное, что должно получить развитие и что должно быть задействовано в повседневной жизни. Многие функции, многие качества в организме ребёнка находятся в зачаточном состоянии и требуют развития. Развитие этих качеств, причём, гармоничное развитие является задачей воспитания и обеспечивает ребёнку, что в своё время он станет полноценным человеком. Одним из основных качеств является воля.

   Есть притча о том, как человек, отдыхавший в парке, увидел новорожденную бабочку, которая пыталась освободиться из плена кокона, в котором она превратилась из куколки в бабочку. Человек решил помочь ей и надрезал кокон. Бабочка освободилась, но полететь не смогла, она упала на землю. Для того, чтобы бабочка смогла лететь, она должна сама проявить волю и физические усилия и сама освободиться из кокона. Так задумано природой.

   Воля ребёнка, а затем и взрослого человека также развивается в преодолении трудностей, и в первую очередь – в физическом труде.

   С древних времён и вплоть до двадцатого века мускульная работа была практически единственным средством добывания пищи. Мышечная нагрузка гармонично развивает человека: и тело, и душу. Интенсивное кровообращение, которым сопровождается физический труд, обеспечивает полноценное снабжение питательными веществами и кислородом всех органов, в первую очередь – головного мозга. А головной мозг – это «верховный главнокомандующий». Его правильная работа обеспечивает и физическое здоровье, и душевное равновесие, и адекватность поведения, и правильность принятия решения в той или иной ситуации. А пот, выделяющийся при физических нагрузках, выводит из организма шлаки.
 
   О роли физического труда написано достаточно много. Я хочу поделиться своим, в какой-то степени уникальным опытом.

   Одна из песен Высоцкого начинается словами: «Я вышел ростом и лицом – спасибо матери с отцом». Я же благодарен родителям за то, что они с малолетства приучили меня к труду.

   Мы жили в частном деревянном доме в посёлке. Огород в 12 соток был практически на нас, на детях: перекопать весной; затем летом регулярно поливать, пропалывать; окучивать картошку; осенью всё выкопать и сложить в подпол. На подворье были корова, овцы, гуси, куры. Заготовка сена и дров по мере взросления всё больше и больше становились нашей обязанностью. Сбор малины и смородины, которые росли на нашей усадьбе, тоже входил в наши обязанности. Мы не упускали и то, что растёт в лесу: землянику, клубнику, орехи, черёмуху, калину. Занимались бортничеством, заготавливали берёзовые веники. Успевали и порыбачить в своё удовольствие, искупаться и позагорать на реке со сверстниками – жизнь была разнообразная и насыщенная.

   Отцу на работе выдавали дрова. Для их распиловки никогда не нанимали «дружбиста» («дружбист" – это человек, у которого есть моторная пила «Дружба»), всегда пилили сами поперечной пилой.

   Как-то раз (я учился тогда в первом или втором классе) мы с отцом пилили дрова. Я очень быстро выдохся. Отец предложил: «Отдохни, сын, а я пока поколю то, что уже распилено». Через какое-то время снова начали пилить. В этот раз я устал ещё быстрее. Отец сказал: «Я считал движения, мы сделали двадцать движений. Давай будем делать по двадцать движений пилой каждый раз после того, как отдохнёшь». Мы так и сделали. Пока я отдыхал, отец колол. Затем мы пилили по двадцать движений пилы, и я снова отдыхал.

   Теперь, с высоты прожитых лет я понимаю, что за двадцать движений мы, конечно же, распиливали совсем немного. Но отцу было важно не столько распилить дрова, сколько научить меня трудиться. Я благодарен отцу за это и благодарен судьбе, что она дала мне такого отца.

   Вы, конечно, слышали про систему Станиславского. У этого великого драматурга есть рекомендация: трудное надо сделать привычным, привычное станет лёгким, а лёгкое станет приятным. Так и для меня: всё, что связано с дровами, стало приятным занятием, а колка дров  и вовсе превратилась в праздник, в творчество, в источник вдохновения!

   Но в этой работе многое зависит от качества инструмента. Маленький, лёгкий топор не позволяет нанести сильный удар, а большой, громоздкий замедляет движения. Я купил топор среднего размера, которым можно было легко работать одной рукой, насадил на прочное берёзовое топорище, заточил его лезвие остро-остро.  Опробовал в работе. Топор позволял работать быстро и, вместе с тем, мог нанести сильный удар. Я заметил, что при этом он издавал тонкий и приятный на слух звон. Восхитившись физическими качествами топора, очарованный его пением, я дал ему имя собственное – Звонкий Топор.
 
   Однажды, когда жил уже самостоятельно, я приехал к родителям, чтобы проведать и помочь по хозяйству. Приехал со своей «Дружбой», так как надо было распилить дрова.

   Брёвна были свалены возле забора на улице. Распилив их, часть чурбаков мы перетаскали во двор. Маленькие чурочки таскали на руках, средние и большие катали. Часть чурок, в их числе самые большие чурбаки, было решено колоть тут же, за воротами.

   Стоял солнечный летний день. Я работал в форме одежды «голый торс». Работалось легко! Колол я на самом большом берёзовом чурбаке, который использовал как основное рабочее место. Большие чурки колол колуном, а маленькие – топором. Когда работаешь быстро, энергично, наступает состояние куража. При этом мгновенно видишь, с какой силой и куда нанести удар, ориентируясь по волокнам древесины; какой сук обойти стороной; какой расколоть вдоль, а какой срезать поперёк, используя лезвие топора; когда удар нанести отвесно, а когда с продольным наклоном топора, чтобы использовать режущую способность острого лезвия.

   Большие берёзовые чурки колол колуном на ровные плоские пластины, толщина которых соответствовала толщине полена. Затем Звонкий Топор с быстротой барабанной дроби щёлкал их на множество аккуратных и симпатичных поленьев-близнецов. Энергичным движением левой руки я сметал их с чурбака, тут же на их место запрыгивал следующий пласт, и всё повторялось с удвоенной энергией!

   Я работал с упоением! Под загорелой кожей, лоснящейся от  пота, озорничали и буйствовали мышцы. Солнце играло бликами на щеках Звонкого Топора, а сам он энергично кружил, напевая задорную песню, и отбивал то чечётку, то лезгинку на берёзовом чурбаке. Душа ликовала, купаясь в полноводном потоке жизненных энергий, и я, казалось, мог бесконечно долго и легко «жонглировать» Звонким Топором, чурбаками, поленьями…

   Физический труд – это гимн жизни, это праздник души и тела, это торжество бытия!

   Время от времени по улице проходили люди. Они желали мне «Бог в помощь». Ответив «спасибо», я продолжал «священнодействовать».

   Со стороны улицы Садовой появился мужчина. Он приближался как раз по нашей стороне улицы. Я несколько раз бросил взгляд, чтобы определить, не знакомый ли это человек. Убедившись, что это незнакомец, я продолжал работать. Не доходя метров пять-шесть, прохожий остановился. Я воткнул топор в чурбак, на котором колол дрова, и выжидательно посмотрел на него. Мужчина был намного старше меня. Он сказал: «Работайте-работайте, не обращайте на меня внимание. Я просто постою, посмотрю». «Ну что ж, пожалуйста, смотри», – подумал я и продолжил колоть. Через какое-то время пришла мысль: «Это знакомый человек, а я не узнал его. Теперь он стоит и ждёт, когда же я его признаю». Снова воткнул топор в древесину и внимательно посмотрел на мужчину. Нет, определённо, мы не были знакомы. Прохожий снова сказал: «Не отвлекайтесь, не обращайте на меня внимание». «Странный человек», – удивился я и снова взялся за топор. Вскоре я действительно увлёкся работой и не заметил, как он ушёл.

   Тогда поведение незнакомца осталось для меня загадкой. И лишь через много-много лет, выйдя на заслуженный отдых и занявшись писательской деятельностью, вспоминая этот случай, я понял, что тот мужчина стоял и любовался моей работой. Конечно же, это был человек труда, и он был способен оценить хорошую работу. Возможно, он думал: «Эх, моего бы сына научить работать так же легко и красиво».

   «Хвастунишка ты», – скажет кто то, прочтя эти строки. Ну, не без этого, есть такой грех. Я горд тем, что умею вот так вот работать, и это чувство греет мне душу. А написал я всё это для того, чтобы показать, что физический труд может стать радостным, быть искусством и источником вдохновения.

   Прошли годы. Моя пила «Дружба» и Звонкий Топор всё ещё в боевом строю. Да и сам я, слава Богу, не утратил спортивной формы. Только нет уже тех объёмов работ, чтобы разгуляться и порезвиться. Лишь изредка, когда нужно настрогать лучину, чтобы затопить баню на садоогороде, вдруг вскрикнет радостно Звонкий Топор в предчувствии Праздника Труда! И в предчувствии, что сейчас он покажет всем-всем-всем: и этим гордецам Яблоням, которые смотрят на всех свысока; кустам Смородины и смиренным Чиполлино, прикованным к грядке, – он покажет всем, как умеет работать и каким энергичным и звонким он был в молодости…

   Научившись управлять велосипедом или же научившись плавать, человек сохраняет эти навыки в течение всей жизни, ибо нейронные связи в клетках головного мозга, соответствующие этим навыкам, уже не исчезают. Точно так же обстоит дело с физическим трудом: если физический труд стал Вашей потребностью, если Вы научились работать энергично и с упоением, тогда все биофизические и психические процессы протекают в Вас гармонично. Кровоснабжение всех органов и клеток, движение лимфы, работа потовых желёз и другие процессы, происходящие в человеке, - всё это протекает в оптимальном режиме, и нейронные связи, соответствующие этому состоянию здоровья, движения и радости, тоже сохраняются и обеспечивают Вам благополучие. Об этих процессах Вам могут рассказать доктора медицинских наук, правда, чего-то доктора наук ещё не знают, а чего-то эти самые доктора наук не узнают никогда, ибо жизнь - это таинство, которым полновесно владеет один лишь Господь.
 
   Нет, конечно же, мало только научиться работать. Трудиться придётся повседневно. Прелесть в том, что труд перестанет быть в тягость, а наоборот, станет радостным и лёгким, причём, независимо от того, насколько тяжела работа объективно. В стерне целинной земли переплетены корни всевозможных трав, и она утоптана копытами животных. Перекапывать такую землю намного труднее, чем грядки, которые обрабатываются каждый год. Примерно так же  отличается труд безрадостный и изнуряющий от  труда радостного, вдохновляющего.

   "Все мы родом из детства". Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок вырос здоровым, благополучным и счастливым, научите его работать физически, обеспечьте, чтобы он прошёл, условно говоря, «школу двадцати движений поперечной пилы».

   Бывает, что ребёнка не приучают к физической активности, и он получает удовольствие не от катания на санках, лыжах и коньках, не от подвижных игр, а от компьютерных игр и сидения в интернете. Такой ребёнок, выбирая профессию во взрослой жизни, скорее, предпочтёт профессию «менеджера по просиживанию штанов», а не профессию лесоруба, бурильщика, грузчика или токаря. К тридцати-сорока годам такой человек, как правило, обзаводится физическими, а то и психическими проблемами, а к пятидесяти – уже "букетом" диагнозов.

   Приведу ещё один интересный пример из жизни.

   Я работал вахтовым методом на Крайнем Севере. По вечерам занимался гантельной гимнастикой. Однажды в связи с этим произошёл очень любопытный случай. Мы приезжали на работу обычно ночью и ложились спать. Утром выходили на работу. Первый рабочий день завершали, как правило, баней. Попарившись, отдохнув, ложились спать. А вот вечером второго рабочего дня я уже брался за «железки». В этот раз я как всегда сделал разминку. Приступил к первому упражнению (жим гантелей стоя). Сделал первый подход. Вдруг заметил, что в помещении, оказывается, пахнет пепельницей. Я был сильно удивлён этим обстоятельством. Ведь мы уже две ночи спали здесь, к тому же вчера – попарившись в бане. После минутного отдыха я выполнил второй подход. Запах усилился. Было невероятным, что мы не замечали его до сих пор. После второго минутного перерыва сделал третий подход. Теперь запах стал уже невыносимым. Очевидно, наши сменщики курили в комнате и где-то оставили пепельницу. Я быстро нашёл в тумбочке консервную банку, которая заменяла пепельницу, и тут же выкинул её.

   Таким образом, силовые упражнения усиливают восприятия.

   Все знают слово «гиподинамия». Это недостаток двигательной активности. Но есть ещё аналогичное понятие – гипокинезия. Это недостаток силовой мышечной нагрузки.

   Случай с пепельницей, который я привёл только что, убедительно показывает, как силовые нагрузки влияют на человека.

   Приведу ещё один пример. Оборудование на буровой, конечно же, время от времени выходит из строя. Дизелисты, которые стоят на вахте, устраняют мелкие неисправности, как правило, без моего участия (я работал старшим дизелистом). Но бывают и серьёзные поломки, устранение которых требует много времени и сил. Такую работу обычно делаем вместе. Однажды предстояла именно такая работа, но она не была срочной, и я откладывал её день за днём, словно «собираясь с духом» для решения трудной задачи. После нескольких вечеров больших мышечных нагрузок я вышел на работу и подумал: «Что это я «тяну резину»? Ведь это же простая работа». В тот день сложная поломка была устранена.

   Я заметил, что после регулярных и интенсивных силовых тренировок наступает момент, когда ты готов легко «свернуть горы»! При этом в различных жизненных ситуациях быстро принимаешь решение. Затем выясняется, что это было единственно верное решение, и во время разговора в таком состоянии «в карман за словом не лезешь».

   Таким образом, силовые нагрузки, физический труд благотворно воздействуют на здоровье человека и на саму личность. Вместе с тем имеется и обратная закономерность: отсутствие физического труда, силовых нагрузок разрушает здоровье и разрушает личность.

   Вот тут мы и подошли вплотную к необходимости истолковать те слова из Библии, которые я взял в качестве эпиграфа. Абсолютное большинство людей полагают, что Бог наказал людей за грех Адама и Евы, наказал физическим трудом. В действительности дело обстоит иначе. Человек своими греховными поступками и греховными помыслами создаёт стену между собой и Богом и в результате рискует стать лёгкой добычей дьявола. И теперь, чтобы снова стать ближе к Богу, ему необходимо приложить усилие – трудиться в поте лица. Таким образом, труд является не наказанием, а спасением, средством и инструментом возвращения обратно к Богу, в лоно Бога.

   Да, «труд» и «трудно» – однокоренные, родственные слова. Умению трудиться человек учится, как и любому ремеслу. Ведь в труде, как в любом ремесле, сначала долго и тяжело учишься. Потом, когда ты осваиваешь дело, становишься мастером, ремесло превращается в творчество, в искусство, в источник вдохновения. Точно так же и с физическим трудом. Только беда вот в том, что большинство людей останавливаются на полпути, всю жизнь ходят в «подмастерьях», воспринимая физический труд как наказание. Редко у кого хватает терпения стать Мастером Физического Труда.

   Но мускульная работа - не единственное, что возвращает человека к Богу. Каждый ребёнок с малолетства должен знать Бога, слышать Слово Божие, знать о заповедях, стремиться жить с Богом в душе. Но это уже тема другого сочинения, о духовности. Мы же здесь говорим о труде.

   Говорят, что акулы и пираньи сначала откусывают у своей жертвы плавники, чтобы она не могла уплыть. Аналогичным образом дьявол лишает человека возможности трудиться, потому что человека, который трудится, и, что очень важно, трудится физически, дьяволу труднее поработить.

   Моменты потери сознания, страх и душевные травмы открывают врата в душу человека, через которые нечистая сила внедряется в неё. Внедрившись, в первую очередь лишает возможности трудиться: быстрая утомляемость, нежелание работать, а то и вовсе отвращение к физическому труду. Иногда создаётся «социально-философская надстройка», что трудиться физически – это удел людей «низшего сорта». При этом душевнобольной человек считает себя, конечно же, человеком «высшей касты».

   В советское время при Ижевском психоневрологическом диспансере были трудовые мастерские. Ручной труд использовался как средство реабилитации больных. Как-то заведующий диспансером сказал мне, что пациенты во время работы на швейных машинках, где нужно было крутить рукоятки, добивались того, что у них исчезали даже галлюцинации.

   Однако у психически больных людей, как правило, нарушена воля, и способность к труду у них сильно ограничена.

   Сочинение о труде было бы неполным, если не привести факт, известный в психиатрии: болезнь шизофрения отсутствует среди людей физического труда. Шизофрении подвержена только интеллигенция. Среди рабочих встречаются люди «без царя в голове», «не от мира сего», но перерасти этим недостаткам и небольшим отклонениям в буйную шизофрению не позволяет как раз мышечная работа.

   Таким образом, физический труд является базой, фундаментом физического, душевного и духовного здоровья.

                Февраль 2017 года  гор. Ижевск

                Постскриптум

    4 марта 2017 года на радиопередачу "Посоветуйте, доктор" её ведущая Ольга Копылова пригласила доктора медицинских наук Данилова Алексея Борисовича. Речь шла о вегето-сосудистой дистонии.

    Доктор Данилов сказал, что если Мария Шарапова будет только пить мильдоний и не будет тренироваться на корте, то она не достигнет высоких результатов, потому что результат достигается тренировкой, а мильдоний играет лишь вспомогательную роль. Это не цитата, я пересказываю своими словами.

    Точно также со здоровьем. Лекарства могут расширить сосуды и понизить давление. Но тренировать сердечно-сосудистую систему лекарства не способны. Тренировать нужно физическими нагрузками, контрастным душем. При этом тренируется и связь между нервной системой и сосудами. "Если говорить о питании мышц, о кровообращении, - сказал доктор, - то ничего лучшего, чем физический труд, двигательная активность, не придумано".

    Приведу ещё одно интересное сравнение этого доктора.

    Люди хотят при помощи лекарственных средств научиться тому, что требует тренировок. Мы не можем принять какие-то лекарства, которые научат нас играть на фортепьяно. Мы не можем принять лекарство, которое научит нас танцевать балет. Какие-то лекарства и экипировка помогают нам сделать это. Но главное - в тренировке.

    Я счёл уместным привести эти интересные и образные высказывания доктора Данилова в послесловии к своей лекции.

         10.03.2017 год.      




















з