538 Участники визита в Польшу 07 07 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 538. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Участники визита в Польшу. 07.07.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Лёгкий крейсер пр.68-К типа «Чапаев» КРЛ «Железняков». Лиепая. 1974 год. Большой противолодочный корабль пр.1135 типа «Буревестник» БПК «Бдительный». Лиепая. 1974 год.   

В предыдущем:

Мне и самому было интересно научиться говорить по-польски, и я ещё полночи всё штудировал и штудировал потрёпанный учебник польского языка. Зря я не посмотрел в предисловие учебника…

А в предисловии этого Учебника польского языка для взрослых. - Москва: Издательское товарищество иностранных рабочих в СССР, 1937. - 218 с. было сказано: «Настоящий учебник предназначен преимущественно для тех, кто изучает польский язык под руководством преподавателя. В качестве самоучителя он мог бы быть использован, во всяком случае, не раньше, чем после постановки произношения и усвоения элементарных произносительных и речевых навыков, т.е. примерно с 12 урока». А ребята хотели с первого раза научиться говорить по-польски! Нет, братцы, сразу всё не бывает, тут поучиться надо…

В воскресенье 7 июля 1974 года я продолжил изучение учебника польского языка для взрослых сам, один, без участия моих друзей-годков, потому что они все были очень заняты и хотели только одного, чтобы я им подготовил «шпаргалки» с текстами фраз и выражений по-польски, но написанных русскими буквами. Причём хотели подробные шпаргалки-инструкции все 30 осенних ДМБовских годков 1974 года (не считая меня – автор)…

Увы, я так и не смог отпечатать ни одного экземпляра подготовленной инструкции-шпаргалки с польскими фразами, так как дела подготовки к визиту в Польшу завертелись с такой силой, что напомнили нам жестокий шторм урагана Эллин во время первой БС (боевой службы) БПК «Свирепый» в Северной Атлантике в сентябре 1973 года.

В воскресенье 7 июля 1974 года мне по секрету стал известен предполагаемый состав участников визита советских кораблей в Польскую Народную Республику на празднование 30-летия образования польского государства. В состав корабельной группировки на визит в Гдыню (ПНР) определили: лёгкий крейсер КРЛ пр.68-К «Железняков», БПК «Бдительный» и БПК «Свирепый».

Наконец-то официально объявили о визите в Польшу! Радости экипажа не было предела! Воскресенье 7 июля 1974 года прошло в весёлом возбуждении и немедленном приготовлении флотской формы одежды, хотя до визита ещё целых 13 дней (визит советских кораблей ДКБФ в Польшу назначен на 20-24 июля 1974 года – автор).

Меня ребята спрашивают о Польше, что я о ней знаю, что им нужно знать о Польше и т.д. Я немедленно стал копаться в своей картотеке и на стеллажах корабельной библиотеки, но замполит, капитан-лейтенант А.В. Мерзляков прервал это занятие и потребовал, чтобы я со своими помощниками из числа «молодых» и «салаг» к утру сделал 15 гравюр и чеканок. Александр Васильевич Мерзляков при ребятах грубо отчитал меня, предупредил, что я нахожусь в «ленкаюте» только из-за изготовления макетов БПК «Свирепый» по приказу командира корабля и «ничем иным, кроме выполнения этого приказа-работы и его задания заниматься не должен».

Я «поймал» замполита на слове и «невинно» сказал, что «ничего не получится, так как «заряжен» в службу корабельного наряда на хозработы». Мерзляков немедленно «свернул говорильню» (замолчал – автор) и убежал к дежурному по кораблю. Больше до самого начала визита в Польшу меня никто не беспокоил…

Только после ужина, когда весь экипаж БПК «Свиерпый», уставший от ажиотажных дневных хозяйственно-бытовых забот, готовился к просмотру кинофильма, я сумел уединиться в «ленкаюте» и всласть почитать и учебник польского языка для взрослых, и подборку литературы о Польше («Энциклопедический словарь» под редакцией Б.А. Введенского, Москва, 1953-1955 годы. Издательство «Большая советская энциклопедия», журналы «Вокруг света», Справочник «Страны мира» и т.д. – автор).

Однако мне опять «помешали» мои друзья-годки, которые поздно вечером опять собрались на баке покурить, поговорить, обменяться мнениями, а потом сошли ко мне в «ленкаюту», чтобы обсудить подготовку к визиту, здесь-то и зашёл разговор о тех кораблях, который пойдут вместе с нами в Польшу. Практически никто из ребят ничего не знал о крейсере «Железняков» и только чуть-чуть знали о первом, то есть головном большом противолодочном корабле проекта 1135 типа «Буревестник» - о БПК «Бдительный».

В 70-е годы XX века всё и вся в Вооружённых Силах СССР, да и во всех государственных делах, сохранялся высокий уровень секретности, тайны, скрытности, сдержанности в освещении событий государственной важности. Несомненно, к таким важнейшим государственным тайнам относилась и информация о новейших боевых кораблях советского ВМФ СССР.

Только сейчас, практически во время подготовки к написанию книги воспоминаний «Легендарный БПК «Свирепый» автор сумел найти и подобрать краткую информацию об участниках визита советских боевых кораблей Дважды Краснознамённого Балтийского флота в Польскую Народную Республику 20-24 июля 1974 года на празднование 30-летия образования ПНР.

Лёгкий крейсер пр.68-К типа «Чапаев» КРЛ «Железняков» (заводской № 545) был заложен 31.10.1939 г. на южном стапеле ССЗ № 194, Завод им. Андре Марти или «Судомех», «Адмиралтейские верфи» 1914-1936, «Балтийский завод» (бывший «Обуховский завод») в Ленинграде и 25.09.1940 г. был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен на воду 25.06.1941 г., но 10.09.1941 г. строительство корабля было приостановлено и КРЛ «Железняков» был законсервирован.

Только через 9 лет КРЛ «Железняков» был наконец-то достроен на Ленинградском СРЗ в/ч 22885 и вступил в строй ВМФ СССР 19.04.1950 г. (возможно, 29.07.1950 г.). 07.09.1950 года на КРЛ «Железняков» (в/ч 81277) был поднят Военно-морской флаг и он вошёл в состав 4-го ВМФ СССР (Юго-Балтийский ВМФ). В 1946 году в структуре Краснознамённого Балтийского флота произошли изменения: он был разделён на два флота - Юго-Балтийский (4-й флот) и Северо-Балтийский (8-й флот), но в декабре 1955 г. Балтийский флот будет восстановлен в прежнем виде.

Возможно, КРЛ «Железняков» в апреле-июне 1950 года совершил боевой поход из Балтийского моря во Владивосток (ТОФ), чтобы принять какое-то участие в «Корейской войне». Однако прямых документально-доказательных данных этого боевого похода пока не опубликовано. Корейская война – это вооружённый конфликт с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года между Северной Кореей и Южной Кореей (поддержанной ООН и США). 30.07.1951 года КРЛ «Железняков» под командованием капитана 1 ранга М.В. Роминова вошёл в состав Северного флота.

25 декабря 1952 года, на базе созданной 22 декабря 1950 года 20-й дивизии надводных кораблей СФ в составе 121-й и 176-й бригады эскадренных миноносцев СФ, создана 6-я эскадра СФ в составе: КРЛ «Чапаев», КРЛ «Железняков» и 120-й, 121-й и 122-й бригады эскадренных миноносцев (ЭМ). 15 августа 1953 года 6-я эскадра переименована в «эскадру Северного флота».

К этому времени КРЛ «Железняков» имел следующие ТТД (тактико-технические данные):
Водоизмещение (надводное/подводное): полное 14 100 т, стандартное 11 130 т.
Размеры: длина - 199 м, ширина - 18,7 м, осадка - 6,9 м.
Скорость хода: полная 33,4 узлов, экономическая 18,9 узлов.
Дальность плавания: изначально 6360 миль, полным ходом 3530 миль, экономическим ходом 5100 миль.
Главная энергетическая установка (ГЭУ): изначально ПТУ 2х62 300 л.с., 2 ГТЗА типа ТВ7 / 125 400 л.с.
Запас топлива: 2140 т.
Экипаж (общая численность): изначально 1184 человека, после капитальной модернизации – 742 человека.
Бронирование: 100 / 20 мм (пояс/борт), 50 мм (палуба), 120/100 мм (траверз носовой/кормовой), 130 мм (лобовая броня, бок, тыл, крыша ГК – главного калибра), 130 мм (боевая рубка).
Вооружение: артиллерия главного калибра: 4x3 152-мм МК-5-бис (после модернизации 12х152 мм орудий Б-38); зенитная артиллерия: 4х2 100-мм СМ-5-1 (8х100 мм орудий Б-34) и 14x2 37-мм В-11 (28х37-мм орудий70-К).
Минно-торпедное вооружение: 2х5 - 533-мм (ПТА-53-68); мины - 68 шт.
Радиоэлектронное вооружение: РЛС общего обнаружения 1 х «Гюйс»; РЛС обнаружения НЦ 2 х «Риф»; ГАС «Тамир-5Н»; средства РЭБ – нет; РЛС управления огнём – 2 х «Залп» для АУ ГК и 2Х «Якорь» (в составе СПН-500) для универсальных АУ; командно-дальномерные посты 2 х КДП2-8-III для артиллерии ГК; 2 х СПН-500 для универсальных АУ; РЛС госопознавания - «Факел-МО / МЗ».
Средства связи – крейсерский набор средств радиосвязи различного назначения, в том числе средств спецсвязи (СПС).
Однотипные корабли пр.86-К: КРЛ «Чапаев», КРЛ «Чкалов», КРЛ «Фрунзе», КРЛ «Куйбышев».

01-13 мая 1954 года КРЛ  «Железняков» совместно с КРЛ «Александр Невский» под флагом министра обороны СССР маршала Н.А. Булганина в сопровождении 11 эсминцев осуществили поход до Иоканьги и обратно (Йоканьга - город Островной до 1938 года, Мурманская область - автор). 14-22 июля 1954 года КРЛ «Железняков», КРЛ «Александр Невский», КРЛ «Чапаев» и 7 эсминцев совершили поход к северной части Новой Земли (17 сентября 1954 года на архипелаге Новая Земля был создан советский ядерный полигон для испытания атомных и термоядерных бомб и ядерного оружия – автор).

В середине июля 1955 года КРЛ «Железняков» вместе с лёгкими крейсерами КРЛ «Комсомолец» и КРЛ «Октябрьская Революция» участвовал в командно-штабных учениях «Север» флотов стран-участниц Организации Варшавского договора (СССР, ПНР и ГДР). 18-21 августа 1955 года КРЛ «Железняков», КРЛ «Александр Невский», КРЛ «Чапаев» и 12 эсминцев вновь совершили поход к северной части архипелага Новая Земля.

5 мая 1956 года Эскадра СФ, в составе которой находится КРЛ «Железняков», вновь переформировывается и в её состав вошли 2-я и 5-я дивизии крейсеров различных типов, в том числе и КРЛ «Железняков». В период с 14.10.1957 г. по 05.08.1961 г. КРЛ «Железняков» был на капитальном ремонте в Ленинграде. Однако боевая история КРЛ «Железняков» была насыщенна боевыми походами и службой.

1 апреля 1961 г. эскадра Северного флота, в составе которой находится КРЛ «Железняков» окончательно расформировывается, а на её базе создаётся 2-я дивизия противолодочных кораблей. 18.04.1961 г. КРЛ «Железняков» был выведен из боевого состава флота и переклассифицирован в «учебный лёгкий крейсер». Как учебный боевой корабль КРЛ «Железняков» использовался для дружественных визитов ВМФ СССР в иностранные порты.
 
8 сентября 1967 года штаб дивизии атомных подводных лодок в Гремихе (Северный флот) получил сигнал из Норвежского моря: на АПЛ пр.647 «К-3» «Ленинский комсомол» объёмный пожар. На борту советской АПЛ, возвращавшейся с БС (боевой службы) в Средиземном море были торпеды с ядерным снаряжением. На выручку подводникам срочно снялся с бочек и полным ходом направился КРЛ «Железняков».

Моряки-подводники сумели справиться с пожаром, который имел все параметры взрыва. За несколько минут в первом и во втором отсеках АПЛ «К-3» «Ленинский комсомол» погибли 39 моряков. Командир «К-3» и экипаж сумел за 1,5 минуты справиться с угрозой ядерного взрыва, сравняв давление в аварийных отсеках с отсеком центрального поста. Сопровождаемая крейсером ПЛ «К-3» вернулась в базу своим ходом в надводном положении, но с приспущенным флагом: «На борту есть погибшие»…

1 февраля 1968 г. создана 7-я оперативная эскадра кораблей Северного флота (Атлантическая ОПЭСК) в составе КРЛ «Мурманск» и 170-й бригады эскадренных миноносцев (ЭМ). Через 6 месяцев 07.08.1968 года КРЛ «Железняков» переведён с Северного флота в состав Ленинградской ВМБ в качестве учебного корабля. В 1969-1971 годах лёгкий крейсер КРЛ «Железняков» проходил средний ремонт на Кронштадтском Морском заводе.

С 26 июня по 1 июля 1972 года КРЛ «Железняков» в сопровождении сторожевых кораблей СКР «Барсук» и СКР «Кобчик» (проект 50) под флагом командира Ленинградской ВМБ вице-адмирала В.М. Леоненкова был с официальным визитом в Стокгольме (Швеция). 28.05.1973 года КРЛ «Железняков» вошёл в состав ДКБФ и для нас в ВМБ Балтийск это был «новый» боевой корабль.

Теперь лёгкому крейсеру КРЛ «Железняков» под флагом командующего ДКБФ вице-адмирала В.В. Михайлина вместе с БПК «Бдительный» и БПК «Свирепый» предстояло демонстрировать силу, мощь и красоту советского военно-морского оружия в братской Польше, в городе-порте Гдыня - с 20 по 24 июля 1974 года. Кстати, командовал КРЛ «Железняков» в период 1971-1976 гг. и во время визита в Польшу 20-24 июля 1974 года капитан 1 ранга Георгий Александрович Мамзиков.

Лёгкий крейсер КРЛ «Железняков» имел следующие бортовые номера: 08, 28, 105, 163 (1957 г.) 169, 330, 952 (1959 г.), 160 (1965 г.), 852, 861 (1967 и 1972 гг.), 805 (1968 г.), 865, 892 (1973 г.), 882, 885 (1974 г.).

Второй участник визита советских боевых кораблей в Польскую Народную Республику 20-24 июля 1974 года был нам гораздо ближе, понятнее и доступнее, потом что это был головной боевой корабль нашего проекта 1135 типа «Буревестник» - БПК «Бдительный». Этот корабль уже имел заслуженную боевую славу, историю, имя и боевое отличие, потому что он был первым…

БПК «Бдительный» был спущен на воду со стапелей ПСЗ «Янтарь» в Калининграде 28 марта 1970 года и 5 октября 1970 года на новостроящийся корабль заселился первый экипаж. Командиром БПК «Бдительный» был назначен капитан 3 ранга Геннадий Михайлович Генералов, который ранее командовал СКА-33, БО-342 и СКР проекта 35а «Гангутец». Это был один из самых опытных офицеров-противолодочников Балтийского флота.

5 декабря 1970 года состоялся подъём Военно-Морского Флага на БПК «Бдительный» (День рождения корабля – автор) и корабль впервые вышел в море. В этом первом выходе в море швартовый конец был намотан на винт БПК «Бдительный» и «именные часы от командующего Балтийским флотом, адмирала В.В. Михайлина  вместо командира БПК «Бдительный» получил водолаз, которому досталось незапланированное погружение в ледяную декабрьскую воду и очистка винта от швартовов».

С 26 по 31 декабря 1970 года БПК «Бдительный» проводил ходовые испытания в Гданьском заливе и Южной Балтике, а в Районе Лиепаи - испытания буксируемой гидроакустической станции. На «мерной линии» первый «Буревестник» пр.1135 показал проектную скорость хода – 32 узла (59.264 км/ч). Во всех ходовых государственных испытаниях БПК «Бдительный» принимали участие военная и сдаточная (заводская) команды специалистов, представители контрагентов, НИИ и других организаций, участвующих в разработке и создании БПК пр.1135 и его вооружения. На борту БПК «Бдительный» находился главный конструктор проекта 1135 Н.П. Соболев.

В ходе напряжённых ходовых испытаний были устранены более 3000 замечаний и неполадок техники и оборудования нового боевого противолодочного корабля. Точно по плану государственного строительства и поставок военных кораблей флоту 31 декабря 1970 года БПК «Бдительный» был сдан флоту и вступил в строй ВМФ СССР. 20 февраля 1971 года после героических дополнительных заводских и ходовых испытаний и доводок БПК «Бдительный» вошёл в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота (ДКБФ). 16 марта 1971 года БПК «Бдительный» официально вошёл в состав 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ.

В марте 1971 года «в присутствии заместителя главнокомандующего ВМФ СССР, Адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова и начальника вооружения ВМФ СССР, адмирала П.Г. Котова, со-состоялись первые испытания ПЛУР «Метель» БПК «Бдительный» в Гданьском заливе Балтийского моря. Для испытания и отладки ракетного оружия было принято решение, не дожидаясь сдачи курсовых задач «К-1», «К-2», «ПВО» и «ПЛО» командованием было принято решение отправить «БПК «Бдительный» в Чёрное море на Феодосийский ракетный полигон.

С 01 по 20 июня 1971 года БПК «Бдительный» совершил боевой поход из Балтийского моря в Чёрное море через Атлантику и Средиземное море. Для такого перехода в состав экипажа корабля «были привлечены из запаса в качестве матросов и старшин около 30 специалистов-газотурбинистов, электриков, мотористов и рабочих Южного турбинного завода из Николаева».

Для ВМС США и НАТО БПК «Бдительный» и проект 11358 типа «Буревестник» был не просто новинкой военного кораблестроения, а шоком, потому что это был первый специализированный противолодочный корабль океанского плавания, нацеленный и могущий уничтожать атомные подводные ракетоносцы с безопасного (за 50 км) расстояния. Натовские и американские военный стратеги назвали первый корабль пр.1135 типа «Буревестник» - «Krivak», но для нас он был и остаётся БПК «Бдительный».

Коандиром на переходе БПК «Бдительный» из Балтики на Чёрное море был командир 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, капитан 1 ранга В.А. Лапенков. Он и командир корабля, капитан 2 ранга Г.М. Генералов практически все 20 суток «не сходили с мостика». 20 июня 1971 года новейший советский противолодочный корабль БПК «Бдительный» прибыл в Севастополь, где его встречал командующий Черноморским флотом адмирал В.С. Сысоев.

В июле 1971 года на Феодосийском полигоне Черноморского флота проводились интенсивные испытания ПЛРК «Метель» и ЗРК «Оса» БПК «Бдительный». При этом разработчики комплекса ЗРК «Оса» непосредственно на корабле «прилаживали» сухопутный вариант зенитного ракетного комплекса к морским условиям качки, забрызгивания, повышенной влажности и т.д.

Я, Суворов Александр Сергеевич, окончивший среднюю школу в июне 1970 года уже жил в Севастополе, поступал в Севастопольский приборостроительный институт и видел этот корабль далеко на рейде Севастополя, слышал о нём слухи, которые неизбежно передавались севастопольцами из уст в уста. Мой старший брат, Юрий Сергеевич Суворов и его друг, Юра Телепов, их друзья – офицеры и мичманы Черноморского флота с восторгом рассказывали о фантастических возможностях нового боевого противолодочного корабля. Юра с уверенностью заявлял, что «Сашке, возможно, придётся служить на таком корабле».


ПРЛК «Метель» БПК «Бдительный» летом 1971 года «комплектовалась ракетоторпедой 85Р без боевого зарядного отделения противолодочной торпеды, стрельба отрабатывалась по подводной лодке-мишени, обшитой деревом». Я видел в Севастопольской бухте у заводского причала Севморзавода эту странную дизель-электрическую ПЛ, обшитую кое-как деревянными брусьями, досками, щитами.

Управляли стрельбой ПЛРК «Метель» на БПК «Бдительный» лейтенанты Андрей Пронькин и Николай Качанович. В июле 1971 года на БПК «Бдительный» во время стрельб на Феодосийском полигоне прибыл новый старший помощник командира корабля, В.Г. Егоров. Лейтенант Владимир Григорьевич Егоров начинал военно-морскую службу на Северном флоте командиром БЧ-2 и БЧ-3 противолодочного корабля. С 1964 года служил на Балтийском флоте и также командовал БЧ-2 и БЧ-3 противолодочного корабля. С 09.1965 года по 09.1967 года командир БЧ-2 БПК «Славный». С 09.1967 года по 08.1970 года - старший помощник командира БПК пр.61 «Образцовый». В 1971 году В.Г. Егоров окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ и с августа 1971 года по ноябрь 1971 года служил старшим помощником командира БПК «Бдительный». В ноябре 1971 года В.Г. Егоров вернулся на БПК «Образцовый» командиром корабля (11.1971-06.1974).

4 августа 1971 года в Севастополе БПК «Бдительный» был показан руководителям КПСС и Советского правительства – Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу, главкому ВМФ С.Г. Горшкову, командованию ВМФ СССР, Черноморского флота, руководителям кораблестроительной, военной и судостроительной промышленности. Я помню тот ажиотаж в Севастополе и меры обеспечения порядка и безопасности, с которыми встречали на Графской пристани, на Приморском бульваре, в гостинице и в ресторане «Севастополь» высоких гостей. Видел на рейде и БПК «Бдительный»…

30 сентября 1971 года был подписан всеми причастными лицами акт государственных испытаний нового вида корабельного противолодочного и зенитного оружия боевых кораблей пр.1135 типа «Буревестник» – ПЛРК «Метель», системы РЭБ «Старт» и ЗРК «Оса-М». Сразу же после приёмки БПК «Бдительный» руководством СССР, его направили опять через Средиземное море на Балтику, по пути БПК «Бдительный» отрабатывал в реальных боевых условиях курсовые задачи «К-1» и «К-2». Вместе с экипажем военных моряков в этом походе участвовали создатели и наладчики корабельных систем и вооружения, которые обучали моряков «премудростям» их управления и использования.

Каждый матрос, старшина, мичман и офицер БПК «Бдительный» имел свою секретную рабочую тетрадь-конспект («боевая книжка», «боевая инструкция» - автор), в которой тщательно записывались алгоритмы (последовательности) всех действий моряка на своём боевом посту, на своём заведовании и оборудовании в различных боевых и аварийных ситуациях. Уровень подготовки первого экипажа БПК «Бдительный» был неформально высоким…

5-9 октября 1971 года БПК «Бдительный», возвращаясь с БС из Средиземки, впервые посетил с официальным визитом польский город-порт Гдыня, это был «приз» команде новейшего боевого корабля и первая внешнеполитическая миссия БПК «Бдительный» - новейшего противолодочного корабельного оружия ВМФ СССР. 26 октября 1971 года БПК «Бдительный» вернулся в Балтийск и стал на заслуженный (недолгий) отдых. С этого момента вовсю на ПСЗ «Янтарь» в Калининграде шла работа по созданию следующих БПК пр.1135  - БПК «Бодрый» и БПК «Свирепый».

В напряжении и строгой дисциплине обновлённый экипаж БПК «Бдительный» отрабатывал организацию эксплуатации, ремонта, боевой подготовки и использования противолодочного ракетного корабля. Сводные отчёты и секретные боевые книги-инструкции БПК «Бдительный» стали «боевыми книжками» для моряков экипажа БПК «Бодрый». По ним я, рулевой БПК «Бодрый», с 27 декабря 1971 года по 7 марта 1972 года осваивал технику и оборудование БЧ-1. Практически сразу, после переезда в казармы Дивизиона новостроящихся и ремонтируемых кораблей в Калининграде, в экипаж новостроящегося БПК «Свирепый», эти книги и инструкции БПК «Бдительный» стали основой для их тиражирования и оформления в боевые книжки личного состава БПК «Свирепый».

По примеру первого экипажа БПК «Бдительный» мы, первый экипаж БПК «Свирепый», также, через невероятные трудности и напряжение, практически ежедневно и ежечасно, непосредственно участвуя в достройке и оснащении нашего корабля оружием, оборудованием, машинами и механизмами, усилить ими пользоваться, работать, обслуживать, воевать. За изнурительный, срочный, секретный и ответственный труд по изготовлению полного комплекта «боевых книжек» и боевых инструкций для командного и личного состава БПК «Свирепый» с образцов легендарных первых рабочих книжек первого экипажа БПК «Бдительный», я и мои товарищи, кто редактировал и печатал на пишущих машинках эти документы, получили через 8 месяцев службы на флоте свои первые отпуска с выездом на родину. Правда, использовать этот отпуск я смог только в октябре 1972 года.

7 ноября 1971 года в День празднования Великой Октябрьской социалистической революции, на БС (боевой службе), командующий ДКБФ, адмирал В.В. Михайлин, подписал приказ о приёме курсовых задач «К-1» и «К-2» БПК «Бдительный». БПК «Бдительный» изначально был под пристальным вниманием и опекой разработчиков и создателей боевых кораблей пр.1135 типа «Буревестник». На нём постоянно выявлялись недостатки и модернизировались различные системы, устройства и оборудование. За освоение новой боевой техники командир БПК «Бдительный» Г.М. Генералов был награждён боевым орденом Красной Звезды. Государственные награды и премии получили многие офицеры корабля, учёные, инженеры и рабочие-кораблестроители.

С приходом на Балтику новейших БПК пр.1135 типа «Буревестник» ВМФ СССР мог эффективно противостоять господству американского подводного ядерно-ракетного флота и ударных авианосных сил в Северной Атлантике и на Балтийском море. Теперь у нас было для этого эффективное, точное и мощное оружие. Главное – противолодочные корабли пр.1135 типа «Буревестник» и последующие более мощные противолодочные корабли впервые смогли предотвратить любую попытку ракетно-ядерной атаки СССР атомными подводными лодками «вероятного противника» на пределе досягаемости их баллистических ракет. Причём наши корабли пр.1135 типа «Буревестник» в лице БПК «Бдительный» реально доказали возможность осуществления боевой службы со стрельбами противолодочными ракетными комплексами на большом удалении от своих баз, в любой точке Мирового океана.

Вот почему мы, командование и личный состав БПК «Свирепый» с почтением, уважением, признанием и гордостью относились к БПК «Бдительный», с пониманием признавали его заслуженное лидерство.

Хроника службы СКР «Бдительный»:
 
18 июля 1972 – 29 ноября 1972 года – БС (боевая служба) в Средиземном море БПК «Бдительный» в составе КУГ-1 вместе с БПК «Бодрый». На этой БС БПК «Бдительный» и БПК «Бодрый» впервые отрабатывали новую тактику поиска ПЛАРБ «вероятного противника» в реальных боевых условиях. БПК «Бдительный» и БПК «Бодрый» имели три контакта с иностранными подводными лодками и входили в состав 5-й Средиземноморской ОПЭСК ВМФ СССР. БПК «Бдительный» и БПК «Бодрый» вместе с крейсером «Октябрьская революция» совершили деловой заход в югославский порт Дубровник.

28 марта 1974 – 18 апреля 1974 года – БС (боевая служба) БПК «Бдительный в Северном море в составе 7-й Атлантической ОПЭСК СФ. 8 сентября 1974 – 01 октября 1974 года – БС (боевая служба) БПК «Бдительный» в Северном море. С 5 октября 1974 года по 9 октября 1974 года БПК «Бдительный» совершит ещё один визит в Гдыню (ПНР) вместе с БПК «Сильный» и крейсером «Свердлов» под флагом Командующего ДКБФ, адмирала В.В. Михайлина. С 14 апреля по 24 апреля 1977 года БПК «Бдительный» примет участие в учениях «Север-77». 28 июня 1977 года БПК «Бдительный» будет переклассифицирован из БПК 2 ранга в СКР (сторожевой ракетный корабль).

С 18 августа 1977 года по 2 февраля 1978 года – СКР «Бдительный» будет нести БС (боевую службу) в Средиземном море в составе 5-й Средиземноморской ОПЭСК в Атлантике и Карибском море. Здесь БПК «Бдительный» будет вести разведку сил ВМС НАТО, поиск ПЛАРБ «вероятного противника». Дважды - 17.12 - 22.12.1977 года и 25.12.1977 - 14.01.1978 года СКР «Бдительный» совершит визиты в город-порт Гавана (Куба). С 28 июня по 7 августа 1978 года СКР «Бдительный» примет участие в учениях «Балтика-78». 01-6 сентября 1978 года СКР «Бдительный» совершит официальный визит в Данию под флагом заместителя командующего ДКБФ вице-адмирала И.М. Капитанца.

02-06 октября 1978 года СКР «Бдительный» будет осуществлять слежение за ВМС НАТО в Балтийском море. 03-10 октября 1979 года СКР «Бдительный» совершит официальный дружеский визит в город-порт Варнемюнде (ГДР). С 18 апреля по 27 июня 1980 года СКР «Бдительный» опять будет на БС (боевой службе) в составе 5-й ОПЭСК в Средиземном море, осуществит заход в алжирский порт Аннаба (11-17.06.1980), примет участие в учениях «Атлантика-80».

27.09.1980 - 01.10.1980 года СКР «Бдительный» совершит скрытный переход из балтийских проливов в Норвежское море в ходе операции по защите и обороне ТАВКР «Киев» и БПК «Славный». С 15.04.1981 по 11.05.1981года СКР «Бдительный» нанесёт официальный дружественный визит в Гавану и Сьенфуэгос (Куба), примет участие в учениях «Хирон-20» совместно с кубинскими ВМС с 25 по 27.04.1981 года.

25.05.1982 - 25.07.1982 года - боевая служба СКР «Бдительный» в Средиземном море в составе 5-й ОПЭСК, деловой заход в Аннабу (Алжир, 22-29.06.1982), проводка ПЛ «К-503» через Гибралтарский пролив. 24.07-01.08.1983 года – СКР «Бдительный» совершит эскортирование ТАВКР «Киев» из Средиземного моря в Балтийское море. 12.02.1984 – 25.01.1986 года СКР «Бдительный» будет находиться на ремонте и модернизация на ПСЗ «Янтарь» в Калининграде.

24.04.1986 года СКР «Бдительный» выйдет в Балтийское море под флагом заместителя главнокомандующего ОВС Варшавского Договора адмирала Н.И. Ховрина. С 01 по 28 июня 1987 года СКР «Бдительный» примет участие в учении ОБЭСК-78, осуществит заход в Росток (ГДР) и Гдыню (ПНР), при этом завоюет приз командующего Балтийским флотом. 12-24.07.1988 года СКР «Бдительный» совершит официальный дружественный визит в Щецин (ПНР).

26.08-10.09.1988 года СКР «Бдительный» примет участие в тактических учениях под руководством командующего ДКБФ вице-адмирала В.П. Иванова. 20-27.12.1988 года СКР «Бдительный» совершит сопровождение ТАКР «Калинин» с Балтики на Северный флот. 18.05-03.06.1989 года СКР «Бдительный» примет участие в учениях ОБЭСК-89.

06-10.10.1989 года СКР «Бдительный» совершит официальный визит в Росток (ГДР) под флагом командующего ДКБФ вице-адмирала В.П. Иванова. 15.01-15.07.1990 года СКР «Бдительный» совершит БС (боевую службу) в центральной и юго-восточной Атлантике. 06-25.06.1991 года СКР «Бдительный» совершит официальный визит в Антверпен (Бельгия) с командующим БФ вице-адмиралом В.П. Ивановым на борту.

05.11-26.12.1991 года – БС (боевая служба) СКР «Бдительный» в Северной Атлантике и сопровождение ТАВКР «Адмирал Кузнецов» от Гибралтара до 64° с.ш. В июне 1993 года СКР «Бдительный» примет участие в первых в истории совместных манёврах НАТО и России на Балтике «BALTOPS-93». Это будет последним боевым походом СКР «Бдительный»…

31 июля 1996 года СКР «Бдительный», несмотря на все старания и усилия моряков-ветеранов и командования корабля, был исключён из состава ВМФ России. Первый БПК пр.1135 типа «Буревестник», заслуженный и славный боевой корабль, образец и первоисточник славы больших противолодочных кораблей ВМФ Советского Союза, был разделан и погиб в результате «демократических реформ» в России.

Командирами БПК-СКР «Бдительный» в разные годы были:
Геннадий Михайлович Генералов (1969-1973),
Владимир Григорьевич Булавчик (1973-1976),
Николай Николаевич Новожилов (1976-1978),
Лев Николаевич Шевченко (1978-1982),
Александр Иванович Сузый (1982-1986),
Виктор Юрьевич Седак (1986-1989),
Игорь Валентинович Белоглазов (1989-1990),
Алексей Владимирович Егоров (1990-1994),
Павел Владимирович Хилько (1994-1995),
Виталий Антонович Савран (1995-1996),
Андрей Николаевич Ермолаев (1996-1997).

Последним командиром разграбленного корабля был капитан 2 ранга Ермолаев (1996 г.), которому пришлось отвечать и расплачиваться за накопившиеся грехи и огрехи, ошибки и преступления «демократических преобразований» на ВМФ России.

Бортовые номера БПК-СКР «Бдительный»: 500 (1970), 509 (1974), 502 (1974), 520 (1974), 205 (1975), 512, 515, 250 (1977), 700 (1978), 719 (1982), 744 (1983), 713 (1987), 744 (1989), 707 (1991).

Третьим участником официального визита в братскую Польскую Народную Республику 20-24 июля 1974 года были мы – БПК «Свирепый».

БПК «Свирепый» тоже имел свою историю (историю имени корабля – автор) и даже свою современную славную боевую историю, то есть первую БС (боевую службу) в Северной Атлантике в июле-октябре 1973 года. Однко, всё же, мы только «писали» нашу историю корабля, непосредственно своим участием вершили её, укрепляли корабельные традиции, дух, волю и характер экипажа, славу, образ и имидж нашего любимого боевого корабля – БПК «Свирепый».

Мы все, в частности, осенние ДМБовские годки 1974 года, рвались в Польшу, чтобы славно, «свирепо» отпраздновать наше окончание военно-морской службы, всё испытать и всё постичь в этой «загранице», всё увидеть, услышать, потрогать, в том числе и девушек, но флот не опозорить!

Ну, джевчына, держитесь!